Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.11.2015

Эффективность инновационных процессов в высшей школе (на примере Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева)

Стародубцева Любовь Викторовна
канд. социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономики образования, физико-математический факультет, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблема инновационной активности в сфере высшего образования. В статье представлены результаты исследования эффективности инновационной деятельности в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, образование, управление, образовательные учреждения
Электронная версия
Скачать (470.4 Kb)

Развитие инновационного потенциала каждого человека посредством развития инновационных элементов образования на современном этапе становится ключом к устойчивому развитию общества [4, с. 89-90].

Инновационные процессы являются неотъемлемой частью функционирования сферы образования и, как следствие, необходимо повышение эффективности инноваций через оптимизацию управления данными процессами [1, с. 42]. Требуется нивелировать противоречие между необходимостью структурирования и компетентного управления этими процессами и не достаточно чёткими представлениями у педагогов и руководителей об инновационной деятельности в образовании, а также умения управлять этой деятельностью

Инновационные изменения в вузе необходимо подвергнуть глубокому исследованию, чтобы выявить их эффективность, недоработки, а также и определить дальнейшие управленческие воздействия [2, 3]. Для реализации перечисленных задач в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева в 2012 г. и 2014 годах было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава. Участие в анкетировании приняли в 2012 году 132 чел. – 33- 35 % от общего количества сотрудников, а в 2014 году 190 человек – 55 – 60% от общего количества сотрудников.

Результаты исследования говорят о том, что в инновационной деятельности МордГПИ задействовано около 90 % сотрудников, большинство из которых участники деятельности одной инновационной структуры (55 % в 2012 г. и 58 % в 2014 г.), двух (24 % в 2012 г. и 25 % в 2014 г.), а трех и более – 11 % в 2012 г. и 7 % в 2014 г. Всего 10 % сотрудников не являются участниками функционирования инновационных структур (рис. 1).

Рис. 1. Участие респондентов в деятельности инновационных структур

Рис. 1. Участие респондентов в деятельности инновационных структур

Ориентация инновационной политики МордГПИ на потребности регионального рынка образовательных услуг повлияла на профессиональное сознание сотрудников. По результатам исследования увеличивается число сотрудников, способных участвовать в рыночных отношениях, объединиться в малые исследовательские и предложить дополнительные образовательные, необразовательные и другие услуги: студентам – 76 % в 2012г. и 49% в 2014 г.; коллегам по работе – 4 % в 2012г. и 18 % в 2014 г.; населению – 10 % в 2012г. и 19 % в 2014 г.

Деятельность в инновационных структурах изменила уровень доходов сотрудников. Так, довольно значительно увеличилось число тех, кто отметил, что участие в инновационных структурах позволило получить значительную финансовую прибавку (2 % в 2012г. и 7 % в 2014 г.) и незначительную финансовую прибавку (32 % в 2012г. и 51 % в 2014 г.) (рис. 2).

Рис. 2. Распределение ответов репондентов на вопрос о том, позволяет ли работа в инновационных структурах получить финансовую прибавку
Рис. 2. Распределение ответов репондентов на вопрос о том, позволяет ли работа в инновационных структурах получить финансовую прибавку

Важной составляющей всех инновационных изменений является оценка общей эффективности инновационной деятельности сотрудниками. Большинство респондентов высоко оценивает работу инновационных структур, при этом наблюдается рост числа опрошенных, придерживающихся положительной оценки (рис. 3).

Рис. 3. Распределение оценки респондентами эффективности нововведений

Рис. 3. Распределение оценки респондентами эффективности нововведений

Важным критерием инновационной эффективности вуза является материально-техническая оснащенность педагогического процесса. Результаты опросов убедительно демонстрируют устойчивую тенденцию совершенствования материально-технической базы. Так отметили, что происходят изменения к лучшему в уровне материально-технической обеспеченности 49% в 2012г. и 87 % в 2014 г. Существенно сократилось, число тех, кто ответил, что существенных изменений в материально-технической базе не замечает (47% в 2012г. и 6 % в 2014 г.)

Результаты исследования эффективности инновационной деятельности МордГПИ позволили сделать выводы о том, что инновационные процессы в МордГПИ несут определенную пользу (финансовую, профессиональную) для сотрудников, в сознании и деятельности преподавателей произошли позывные изменения инновационного плана.

Список литературы:

1. Данакин Н. С. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования : монография / Н. С. Данакин, Т. С. Гусева. – Белгород : Остащенко А. А., 2009. – 172 с.

2. Зейналов Г. Г. Инновационный контекст современного образования // Учебный эксперимент в образовании. – Саранск, 2011. – №1. – С. 4.

3. Кадакин В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева) // Гуманитарные науки и образование. – Саранск, 2012. – № 2 (10). – С. 9–12.

4. Косалс Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов / Л. Я. Косалс. Новосибирск, 1989.