Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.11.2015

Некоторые психологические особенности участников лидерской смены Команда 29 Юниор

Каданкова Наталья Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и психофизиологии Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Россия
Ануфриева Инна Михайловна
ассистент кафедры психологии и психофизиологии Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Россия
Аннотация: Данная статья посвящена психологическим особенностям подростков – участников лидерской смены Команда 29 Юниор. Представлены результаты изучения лидерских качеств. Описаны  возможности использования данных результатов.
Ключевые слова: подростки, качества лидера, креативность лидера, направленность
Электронная версия
Скачать (572.9 Kb)

В современных условиях развития российского государства особое внимание уделяется вопросам молодежной политики. [9;11]

Исследования педагогов и психологов по проблемам работы с активом общественных объединений детей и подростков показывают, что наиболее остро стоит вопрос развития у них индивидуальных лидерских качеств и навыков, необходимых для лучшей адаптации ребенка в обществе, его социализации и личностного развития. [2;3;12]

С этой целью все чаще используется такая форма организации обучения, как профильные смены в детском оздоровительном лагере. И это неслучайно, «лидерские смены» как нельзя лучше создают условия для такого обучения: во-первых, их участники открыты для обучения, активно включаются во взаимоотношение и сотрудничество друг с другом, получают возможность анализировать свою деятельность и реализовывать собственный потенциал, могут выражать себя, самосовершенствоваться, быть самими собой; во-вторых, они (смены) являются важным источником информации о личностных особенностях, деятельности и достижениях наиболее успешных подростков.

Многочисленные теории западной и отечественной психологии придерживаются разнообразных и часто противоречащих друг другу точек зрения на природу, возможности исследования и развития лидерства. В них лидерство рассматривается как совокупность уникальных качеств, как своеобразное социальное поведение личности, как функция ситуации, как показатель межличностных отношений, ключевой процесс организации деятельности всей группы. [1;4]

На современном этапе изучение лидерства все чаще носит прикладную практико-ориентированную направленность, в рамках которой более привлекательным становится интегративный подход. О. Евтихов в своей работе указывает, что в настоящее время перед исследователями все более остро встает проблема осмысления и интеграции результатов многочисленных исследований феномена лидерства в целостную картину. По его мнению, становление человека в качестве лидера во многом обусловлено наличием у него наиболее востребованных группой качеств, однако нельзя не учитывать что, лидерство отчасти обусловлено условиями, в которых оно реализуется (в различных ситуациях групповой и профессиональной деятельности будут востребованы различные лидерские качества и поступки лидера). Процесс лидерства формируется в процессе взаимодействия лидера и группы. [4]

Мы разделяем идею автора, что на практике полезнее не противопоставлять различные подходы и теории лидерства, а рассматривать опыт и результаты, полученные в процессе их разработки в совокупности.

Основная цель нашего исследования является изучения лидерского потенциала участников лидерской смены «Команда 29 Юниор».

Придерживаясь, как было выше сказано, интегративного подхода к вопросам исследования лидерства, мы подобрали ряд методов, которые позволяют, на наш взгляд, учесть актуальный уровень сформированности тех или иных качеств, способностей, навыков у участников смены, учесть ситуативные характеристики деятельности, рассмотреть поведение лидера в ситуации, позволяющей раскрыть лидерский потенциал.

Исследование проходило на базе летнего оздоровительного лагеря «Северный Артек», в рамках профильной лидерской смены «Команда 29. Юниор». Следует пояснить, что лидерская смена проходила в течение трех недель и включала в себя ряд этапов (систему мероприятий) в ходе которых дети и подростки могли проявить индивидуальные способности, лидерские качества, выступить в качестве организаторов и участников различных мероприятий как индивидуальных, так и групповых вместе с отрядом, познакомится с различными моделями лидерского поведения. Смена заканчивалась трехдневным финальным испытанием − «Конкурсом Лидеров», по результатам которого были выявлены призеры и победители «Конкурса».

Наше исследование проходило в ходе всей смены. В исследовании принимали участие 92 подростка в возрасте от 12 до 17 лет.

Исследование включало три этапа:

На первом этапе с помощью специально подобранных диагностических методик, были изучены и проанализированы ряд личностных характеристик у потенциальных участников «Конкурса Лидеров» (всего обследовано 92 человека).

На втором этапе исследования на основе наблюдений за деятельностью подростков вожатыми отрядов, непосредственно работающими с детьми, была дана оценка лидерского потенциала всех участников экспериментальной группы. Также на данном этапе мы проанализировали результаты участников «Конкурса лидеров» (всего 29 человек).

Для анализа полученных данных использовались методы математической статистики: корреляционный анализ, расчет средних результатов и вычисление стандартного отклонения, что позволило выделить уровни сформированности отдельных качеств для данной выборки.

На первом этапе с целью изучения психологических особенностей участников смены были подобраны следующие методики:

  1. С. Деллингер «Психогеометрический тест» модифицированный вариант. Цель: определение основного психотипа человека.
  2. Методика В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности». Цель: определение направленности чело­века: личностной (на себя − НС), коллективистской (на взаимодействие − НВ) и деловой (на задачу − НЗ).
  3. Методика Е. Е.Туник «Диагностика личностной креативности».

Цель: определение четырех особенностей творческой личности: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску.

При отборе методик учитывались следующие критерии: направленность методик на разные аспекты лидерства, компактность, простота процедуры диагностики, адаптированность к подростковому и юношескому возрасту, наглядность результатов для обратной связи в индивидуальной и групповой работе с подростками.

Анализ результатов исследования представлен на рисунках № 1-3.

С целью выявления основного психотипа и соответствующих психологических качеств нами использовался модифицированный вариант «Психогеометрического теста» С. Деллингер.

Рис.1. Результаты диагностики по «Психогеометрическому тесту»

Рис.1. Результаты диагностики по «Психогеометрическому тесту»

Из представленных на рисунке №1 результатов видно, что большинство участников исследования относят себя к типу «зигзаг», примерно равное количество − к психотипам «треугольник», «квадрат» и «круг», и незначительное к «прямоугольник».

Опираясь на стандартные характеристики методики, опишем характерные особенности каждого психотипа.

52% подростков идентифицировали себя с психотипом «зигзаг» – это креативные люди, с образным мышлением, целостным восприятием и эстетической направленностью. Им присуще умение легко подстраиваться к партнеру, предпочтение разнообразных видов деятельности и устремлённость в будущее, высокая чувствительностью, резкие и мало чем обусловленные смены настроения, направленность на собственные чувства, не заинтересованность в консенсусе и синтезе путем уступок, заострение конфликта идей и построение новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение.

Большинство данных параметров согласуются с возрастными особенностями подросткового возраста. [6;7;8;13] Можем предположить, что сама геометрическая форма зигзаг очень привлекательна для подростков, в силу своей энергичности, нестандартности, резкости, отсюда, такое количество выборов именно «зигзага».

16% участников исследования выбрали психотип «треугольник». Для него характерно уверенность, стремление быть первым, концентрироваться на намеченной цели, делать карьеру, быстро учиться, анализировать ситуацию и принимать решения, способность все схватывать на лету, работать в экстремальных условиях, выдерживать большой стресс, преодолевать себя и тысячи проблем, эгоцентризм, эмоциональность, конфликтность, слабая способность воспринимать критику, признавать свои ошибки. Люди этого типа прирожденные лидеры.

15% выборки обозначили себя как психотип «квадрат». Ему присуще левополушарное мышление, логичность, трудолюбие, размеренность, стабильность и уравновешенность, спокойствие и невозмутимость даже в очень сложных ситуациях, усердие, стремление всегда все доводить до конца, методичность и терпение, пунктуальность, перфекционизм, стремление получить дополнительную информацию при принятии решений. Как правило, «квадраты» хорошие исполнители и редко оказываются лидерами.

11% выборов набрал психотип «круг». Для этого психотипа характерна направленность скорее на людей, на сохранение мира, чем на дело, они часто избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения, обладают яркой способностью к сочувствию и сопереживанию, к гармонии, ориентированы на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.), на коллективную работу, стремление найти общее даже в противоположных точках зрения, к сглаживанию углов в отношениях, У «кругов» преобладает правополушарное мышление – творческое, образное, выражено присутствие духа, к новым знакомствам. «Круги» слабые организаторы.

6% участников исследования определили себя как «прямоугольник». Это переходный психотип, предполагаем, что с этим связана такая незначительная выраженность его в исследуемой выборке. Для него характерны любознательность, смелость, стремление стать лучше, открытость для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, поиск новых методов и способов работы, недовольство собой, часто замешательство, трудности с принятием решения, непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка, чрезмерная доверчивость, внушаемость.

По мнению Ф.Фидлера, лидеры придают неодинаковое значение результатам деятельности и психологическому климату в коллективе. Одни лидеры большее уделяют внимание достижению цели задания, для других более значимыми будут межличностные взаимоотношения, в которых осуществляется деятельность. С целью изучения данного явления мы использовали методику В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности». [4]

Рис. 2. Результаты диагностики по методике В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности»
Рис. 2. Результаты диагностики по методике
В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности»

Анализ результатов методики показывает, что все три вида направленности у участников экспериментальной группы не изолированы, а сочетаются, следовательно, основная жизненная (доминирующая) позиция у них на данном этапе еще явно не выражена.

Лишь у 8 % подростков оказался высокий уровень личностной направленности (направленность на себя − НС), для которой характерно занятость самим собой, своими чувствами и переживани­ями и слабые реакции на потребности людей вокруг себя. В работе у них преобладают мотивы собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу, возможность удовлетворить свои притязания.

У 10 % выборки − высокий уровень коллективистской направленности (направленность на взаимо­действие − НВ), их поступки опре­деляются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, интересом к совместной деятельности.

Всего у 2% подростков оказался высокий уровень деловой направленности (направленность на задачу − НЗ), для которой характерно преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к по­знанию, овладению новыми умениями и навыками, стремлением сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы.

Полученные результаты соответствуют психологическим особенностям подросткового возраста, который определяется как время метаний и поиска себя, выбора ориентиров, отсутствия однозначных решений, ориентация на сверстников и личностное взаимодействие.

В гуманистическом подходе особая роль отводится творческому потенциалу лидера. Лидер рассматривается как генератор новых идей и творческих мыслей, создатель новых пу­тей и способов, первооткрыватель, новатор. Для изучения креативности нами была использована методика Е. Туник. По ее мнению, заключение об уровне креативности человека можно сделать на основе 4 факторов, тесно коррелирующих с творческими проявлениями личности, к ним относятся: сложность, любознательность, воображение, и склонность к риску. [10]

Как видно из приведенных на рисунке 3 результатов у большинства участников экспериментальной группы, изучаемые показатели находятся на среднем уровне, при этом низкий и высокий уровень выражен примерно одинаково. 

Рис. 3. Результаты диагностики по методике Е.Туник «Диагностика личностной креативности»

Рис. 3. Результаты диагностики по методике Е.Туник «Диагностика личностной креативности»

На втором этапе исследования мы попросили вожатых отметить подростков, которые по их наблюдениям за реальной деятельностью, обладают лидерскими качествами и проявляет их в отряде. По данным вожатых, из 92 детей лидерские качества проявляли только 15 подростков.

Также мы проанализировали результаты участников «Лидерского Конкурса» (всего 29 человек).

Далее мы сравнили результаты диагностики 4 групп детей: 1 группа − лидеры, по мнению вожатых, участвовавшие в «Конкурсе»; 2 группа − участники «Конкурса лидеров», не отмеченные вожатыми; 3 группа − лидеры, по мнению вожатых, не участвовавшие в «Конкурсе»; 4 группа −подростки, не участвовавшие в «Конкурсе», не отмеченные вожатыми. Данные представлены на рисунке 4 и в таблицах 1-2.

Рис. 4.  Сравнительный анализ  результатов диагностики по «Психогеометрическому тесту»

Рис. 4. Сравнительный анализ результатов диагностики по «Психогеометрическому тесту»

Как видно из приведенных на рисунке 4 результатов, в целом имеется ряд отличий среди этих групп: прежде всего значительное преобладание среди ребят первой группы (лидеры, отмеченные вожатыми и участвовавшие в «Конкурсе») выбора фигуры «зигзаг» – 67%. Это больше, чем в остальных группах и больше, чем в целом по выборке (52%). Также значительно отличается от других групп и 3 группа (лидеры, отмеченные вожатыми, но не участвовавшие в «Конкурсе»). В данной группе значительно меньше выборов фигуры «зигзаг» − 36% и значительно больше выборов фигуры «треугольник» – 25%, при том, что в целом по выборке эту фигуру выбирают всего 16%. Можно предположить, что в группе 3 действительно гораздо больше тех, кто является «прирожденными лидерами», однако они по тем или иным причинам не стремятся участвовать в «Конкурсе Лидеров». В «Конкурсе» больше стремятся участвовать те, кто обладают большей креативностью, стремятся проявить себя.

При этом, общая тенденция к преобладанию во всех группах выбора фигуры «зигзаг» одинаковая.

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов диагностики по методике
В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности» (%)

пок.

Направленность на себя

Направленность на взаимодействие

Направленность на задачу

гр.

НУ

СУ

ВУ

НУ

СУ

ВУ

НУ

СУ

ВУ

1 гр.

0

89

11

22

78

0

11

67

22

2 гр.

17

83

0

17

83

0

0

83

17

3 гр.

21

64

14

11

71

18

18

61

21

4 гр.

11

76

13

19

66

15

26

59

15


Из представленных на рисунке результатов мы видим, что в целом тенденция на невыраженность направленности у всех групп сохраняется. Различия между группами незначимы. При этом есть различия на уровне тенденции к некоторому преобладанию коллективистской направленности в 3 группе и в 4 группе (соответственно 89% и 81%) находятся на среднем и высоком уровне. И тенденция к некоторому преобладанию направленности на себя в 1 и 2 группе (участники «Конкурса»). В отличие от участников «Конкурса» (1и 2 группа) подростки, не участвующие в «Конкурсе», даже с лидерскими задатками (3 группа) больше нацелены на взаимодействие, их поступки чаще опре­деляются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, интересом к совместной деятельности. Можно предположить, что по данной причине, эти ребята не стремятся участвовать в конкурсе. Однако данная закономерность не является очень значимой.

Проведенный корреляционный анализ выявил значимые связи между показателями психотипа «зигзаг» и направленностью на себя (НС) с коэффициентом корреляции r=0,6 в первой группе и r=0,25 в 3 группе; обратные связи с направленностью на задачу (НЗ) с коэффициентом корреляции r= -0,619 в первой группе и r= -0,24 в третьей. Выявлены следующие тенденции между показателями психотипа «треугольник» и направленностью: выбор данной фигуры обратно связан с направленностью на себя (НС) r= -0,36 в первой группе и r=-0,27 в 3 группе; практически не связан с направленностью на взаимодействие (НВ) и напрямую связан с направленностью на задачу (НЗ) r= 0,39 в первой группе и r= 0,24 в третьей.

Таким образом, подросток психотипа «зигзаг» прежде всего имеет направленность на себя, а не на взаимодействие и не на решение задачи (деловая направленность), а подросток психотипа «треугольник» ориентирован больше на задачу (деловая направленность).

Таблица 2. Сравнительный анализ результатов диагностики по методике 
Е.Туник «Диагностика личностной креативности» (%)

пок

Сложность

Любознательность

Воображение

Склонность к риску

гр.

НУ

СУ

ВУ

НУ

СУ

ВУ

НУ

СУ

ВУ

НУ

СУ

ВУ

1 гр.

0

78

22

0

44

56

0

78

22

0

89

11

2 гр.

0

67

33

33

50

17

17

66

17

17

66

17

3 гр.

7

79

14

18

64

18

4

71

25

14

75

11

4 гр.

11

72

13

19

72

10

13

74

13

21

51

28


Из приведенных данных видно, что подростки 1 группы оценивают себя выше по всем показателям «личностной креативности», особенно по критерию «любознательность». Дети, являющиеся лидерами, по мнению вожатых и участвующие в «Конкурсе», считают себя более креативными – более любознательными, обладающими большим воображением, когнитивной сложностью, больше склонными к риску. Следовательно, подростки, выше оценивающие свою креативность, играют более значительную роль в групповых процессах, способствуют интеграции группы. Полученные результаты согласуются с данными Капиренкова О.Н. [5].

В отличие от 1 группы, дети 3 группы значительно ниже оценивают склонность к риску, возможно этим объясняется то, что они не учувствуют в «Конкурсе», хотя по мнению вожатых, обладают лидерскими качествами. Ситуация «Конкурса Лидеров» – это ситуация потенциально неопределенная, требующая смелости, риска, уверенности в себе.

В целом, даже в первой группе показатели оценки креативности являются средними, что говорит о том, что лидерский креативный потенциал всей группы не очень велик.

Ниже по всем показателям оценивают себя подростки 4 группы – особенно по таким шкалам как сложность и воображение. Это дети, не проявляющие лидерских качеств и не участвующие в «Конкурсе». Возможно, именно в связи с более низкой креативностью и самоценностью эти дети не проявляют себя.

Обобщая результаты диагностики и наблюдения вожатых, можно утверждать, что подростки, являющиеся лидерами, по мнению вожатых, чаще проявляют нестандартное мышление, более креатины и оригинальны, направлены на взаимодействие, чем их сверстники.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • используемый комплексный подход, сочетающий результаты диагностического исследования и результаты наблюдения вожатых за подростками, позволяет выявить подростков, обладающих лидерским потенциалом, только тестового исследования без экспертного мнения, недостаточно;
  • лишь незначительное количество подростков, участников профильной лидерской смены, обладают высоким лидерским потенциалом, возможно это связано с проблемой набора подростков в северные летние лагеря;
  • для подростков, обладающим лидерским потенциалом в большей степени присуща направленность на взаимодействие (коллективистская направленность), более высокая самоценность, креативность, любознательность, сложность;
  • подростки, обладающие лидерским потенциалом, часто не проявляют его в социально приемлемых условиях (например, «Конкурс лидеров»), прежде всего в силу меньшей склонности к риску, и отсутствия мотивации;
  • в целях повышения уровня проявления лидерского потенциала у подростков в условиях лидерской профильной смены, необходимо реализовать ряд комплексных мер, − прежде всего продумать систему и критерии набора на профильную лидерскую смену, разработать реализовать в начале смены систему работы по повышению мотивации участия в конкурсе, по раскрытию лидерского потенциала подростков.

Список литературы:

1. Андриянченко Е. Г. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии [Текст] / Е. Г. Андриянченко // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 256-261.

2. ВолоховА.В., Рожков М.И. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. – М.: НПЦ СПО-ФДО, 1991. – 70 с.

3. Детские и молодежные общественные объединения России: Справочник. М., 1995; Теория, история, методика детского движения. Вып. 4. М., 1998.

4. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. – СПб.: Речь, 2007. – 238 с.

5. Капиренкова О.Н. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы: Дис. ... канд. психол. наук: Москва, 2004. – 301 c.

6. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. − М.: Педагогика, 1991. – 172 с.

7. Кон И.С. Психология старшеклассника. − М.: Просвещение, 1980. – 192.

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. − М.: Знание, 1990. − 80 с.

9. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации».

10. Туник Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб,: Речь, 2003. – 96 с.

11. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

12. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 275 c.

13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. − М.: Педагогика, 1989. – 560 с.