Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.11.2015

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование готовности к школе

Гусова Альбина Дударбековна
Кандидат психологических наук, доцент Кафедра психологии, психолого-педагогический факультет ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л.Хетагурова Владикавказ, РФ
Аннотация: Статья посвящена сюжетно-ролевой игре. Рассматриваются вопросы, связанные с. учебной и игровой деятельностью дошкольника. В статье обсуждается психологическая готовность детей к школе; развитие познавательной потребности ребенка; развитие личности ребенка; особенности зрелой ролевой игры; особенности ролевого поведения; развитие роли в игре; характер ролевой игры и параметры психологической готовности к школе.
Ключевые слова: игровая деятельность, сюжетно - ролевая игра, личность ребенка, дошкольный возраст, ведущий вид деятельности
Электронная версия
Скачать (465.2 Kb)

В настоящее время актуальностью является роль игровой и учебной деятельности, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя - он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями [9].

Наиболее эффективный для развития дошкольника вид деятельности является сюжетно-ролевая игра. Это игра, в которой ребенок вместе с группой сверстников разыгрывает различные жизненные ситуации, принимая на себя определенную роль и вступая в соответствующие этой роли отношения со своими партнерами. Ситуации, обыгрываемые детьми, заимствуются из жизни окружающих их взрослых людей [4, с.57-58].

В психическом развитии ребенка сюжетно-ролевая игра наиболее развивается эффективно в дошкольном возрасте.

В первую очередь развитие личности ребенка. У ребенка структура личности только формируется. Именно в ролевой игре в дошкольном возрасте активно складываются потребности и побуждения, которые в дальнейшем будут определять его поступки. В игре, моделируются реальные взаимоотношения людей, ребенок познает смыслы человеческой деятельности, начинает ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих взаимоотношений людей, ребенок начинает ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Во-вторых, ролевая игра стимулирует развитие познавательной потребности ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает все новые и новые грани окружающей его действительности. Например, игры в «летчиков», «шоферов», предполагают знакомство с техникой.

В-третьих, «преодоление эгоцентризма», здесь игра выступает как реальная практика смены позиции при взятии на себя роли, учета позиции партнера при построении с ним определенных отношений, практика координации точек зрения при использовании игровых предметов и построении намерений [11].

Для воспитания нравственности сюжетно-ролевая игра создает определенные условия. В сюжетно-ролевой игре ребенок впервые вступает в отношения кооперации с коллективом сверстников, где соблюдение норм человеческого общежития становится непременным условием успешности чрезвычайно привлекательной для дошкольника деятельности. Проявления жадности, хитрости, эгоизма могут стать реальной преградой на пути достижения желанной цели [10, с.26-28].

Поло-ролевая идентификация, т.е. соотнесение себя с определенным полом, и усвоение правил поведения ему соответствующих. Ребенок, принимая на себя определенную роль, старается воспроизвести ее целостно, со всеми специфическими характеристиками, так, играя в семью, мальчик в роли отца не только выполняет характерные для него дела, но и воспроизводит манеру говорить, вести себя, отношение к противоположному полу, все это происходит от окружающей действительности [8].

Включаясь в сюжетно-ролевую игру, ребенок встает перед необходимостью развить в себе новое качество - овладеть произвольным поведением. Ребенку необходимо действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а соответственно взятой на себя роли, постоянно подчиняясь задаваемым этой ролью правилам. «Сердиться как учитель», «плакать как пациент».

Ролевое поведение организуется в соответствии с выбранным образцом и контролируется в постоянном сравнении с этим образцом.

Задача, стоящая перед ребенком состоит в научении использовать знаки.

Не надо двигать предметы, чтобы прикинуть, как лучше расставить мебель в комнате, можно решить эту проблему на листе бумаги, передвигая бумажные треугольники, изображающие реальные предметы обстановки.

Сюжетно-ролевая игра оказывает ребенку неоценимую помощь. Чтобы заменить простые предметы атрибутами сложных профессий необходимо переходить к действиям с предметами-заменителями.

Знак помогает организовать не только индивидуальную, но и коллективную деятельность детей, т.к. палочка-шприц является единым знаком для всех участников игры, выполняя тем самым социальную функцию организации взаимодействия [7].

В игре происходит развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления ребенка. Повышение объема запоминаемой информации и длительность ее удержания в памяти, если это не просто информация, а «донесение», которое малыш должен передать, игра в «разведчика». Особенно значительна роль игры в развитии детского мышления [1, с.24-26].

К примеру, для девочки, заботящейся о своем ребенке становится важным, что ребенка покормили, а не чем покормили. Ее действия сокращаются, схематизируются - т.е. обобщаются.

В дошкольном возрасте воображение ребенка играет важную роль. Игра требует действовать в воображаемой ситуации, ребенок учится отображать события, отношения людей, манеру их поведения.

Рассмотрим у ребенка определенные психические способности как характерный показатель игровой деятельности, с точки зрения его готовности к школьному обучению.

Содержание игры.

Ее содержание меняется в зависимости от конкретной ситуации - какие игрушки оказались у ребенка под рукой, что привлекло его внимание, какое участие в игре принял взрослый или другой ребенок.

Основным содержанием игры у них становится действие, отражающее отношение к другим людям. Ребенку не столько важно, что он делает с предметами, сколько то, как он обращается с другими. «Доктора» - обращение с пациентом. Существенной особенностью зрелой ролевой игры является предварительное планирование сюжета [4, с.57-58].

Переход к зрелым формам игры оказывается невозможным без развития воображения, произвольности, требующей планирования и контроля над своим поведением, способности устанавливать причинно-следственную связь, способности ориентироваться на смыслы человеческой деятельности, расширения представлений об окружающем мире.

Характерные особенности ролевого поведения, свидетельствующие о новых возможностях ребенка. Он уже совершенно осознано принимает на себя роль другого человека, называет себя понятием («я водитель») и старается воспроизвести конкретный образ. Ребенок начинает оценивать качество выполнения роли, свидетельствуя о его способности действовать по образцу, сравнивать с образцом, а следовательно, строить, оценивать и контролировать свое поведение.

Старший дошкольник при исполнении своей роли, угадывает конкретных людей («врач», «учитель»). Это свидетельствует о развитии наблюдательности, способности анализировать и выделять общие и индивидуальное, особенное в людях и их отношениях. Совершенствуются и выразительные средства ребенка — мимика, пантомимика, речь.

Старший дошкольник удерживает свою речь на протяжении всей игры. Выбирая роль, ребенок делает это в соответствии с половой принадлежностью, что свидетельствует о завершении процесса поло-ролевой идентификации [9].

Таким образом, развитие роли в игре идет по направлению к осознанности большей индивидуализации, устойчивости, поло-ролевому соответствию. Это говорит о том, что у ребенка развивается представление о себе, умении действовать по образцу, критичности, способности выделять основное и второстепенное, произвольности поведения, завершении процесса поло-ролевой идентификации.

Ребенок в игре постоянно старается воспроизвести определенный образ и основным выразительным средством становятся движения. К концу дошкольного возраста ребенок оказывается в состоянии достаточно точно воспроизвести характерное действие взрослого, что свидетельствует о появлении у него таких психических качеств, как умение действовать по образцу, произвольность, высокий уровень моторно-двигательной координации [6].

Возможность использовать предметы-заместители появляется только в результате развития способности пользоваться знаками. Появление в детской игре предметов-заместителей будет свидетельством развития у дошкольника знаково-символической функции.

Способность учитывать действия партнера, понимать, что собственные действия могут быть восприняты не так, как ты хотел, развивается у старших дошкольников. Это существенно меняет характер ролевой игры. Становится возможным моделировать настоящее взаимодействие в зависимости от поступков другого человека. Появление указанной особенности ролевой игры свидетельствует о новом взгляде ребенка на мир - восприятие себя в системе взаимодействия с другими людьми. Можно говорить о преодолении эгоцентрической позиции - ограничение анализа наличной ситуации точно одной - собственной точкой зрения [5].

Параметры психологической готовности к школе

• Способность выполнять интеллектуальные операции - находить отношение целого и части, выделять причинно-следственную связь;

• Воображение, производительность поведения;

• Ориентирован на смыслы человеческой деятельности;

• Широта представлений об окружающем мире, осведомленность;

• Наличие способностей к творчеству;

• Развитие представлений о себе, способность действовать по образцу, критичность;

• Способность выделения общего и особенного;

• Произвольность;

• Поло-ролевая индефикация;

• Способность действовать по образцу;

• Способность к общению;

• Моторно-двигательная координация, умение действовать по образцу;

• Развитие знаково-символической функции, ориентировка на систему человеческих отношений;

• Преодоление эгоцентрической позиции [3].

Необходимо отметить, что воспитатель детского сада, используя предложенную систему, о характерных особенностях сюжетно-ролевой игры дошкольников, свидетельствующие о наличии у них психических качеств, необходимых для безболезненного перехода к школьному обучению, наблюдающий спонтанно развивающуюся детскую игру, может проанализировать особенности играющих детей. В отличие от множества разработанных тестовых испытаний, в которых уровень психического развития детей оценивается на основе количественных (бальных) показателей. Взрослому, наблюдающему детскую игру, необходимо сделать заключение о том, присутствуют или не у ребенка указанные психические качества [2].

Список литературы:

1. Арановская-Дубовис Д.М., Заика Е.В. «Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника»// Вопросы психологии . - 1995. - № 5. - С.24-26

2. Венгер Л.А. «Психологическая готовность к школе»// Популярная психология для родителей./ Под ред. А.А. Бодалева.- М.: - 1988.

3. Выготский Л.С. «Лекции по психологии»- СПб.: Питер.: - 1999.

4. Горышева В. «Игра – это отражение жизни» // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 8. - С.57 - 58

5. Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе»- М.: НПС Образование. - 2012.

6. Гришина Г.Н. «Любимые детские игры»- М.: Творческий центр. - 1999.

7. Запорожец А.В. «Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1, Т. 2- М.: Педагогика. - 1986.

8. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе»- М.: Педагогика.- 2012 .

9. Мухина В.С. «Психология детства и отрочества»- М.: Институт практической психологии. - 1998.

10. Рузская А. «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками»// Дошкольное воспитание. - 1988. - № 3. - С.26-28.

Спиваковская А.С. «Игра – это серьезно»- М.: - 1981.