Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.11.2015

Самообразование студентов как важная педагогическая проблема

Бекоева Марина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия
Течиева Виктория Заурбековна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Северо-Осетинский государственный педагогический институт г. Владикавказ, Россия
Аннотация: В процессе самообразования, самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской деятельности у обучающихся «формируются такие важные компоненты творческой деятельности, как самостоятельный перевод знаний и умений студентов в новую социально-педагогическую ситуацию, выявление новой логики и структуры проблемы исследования, способность к самостоятельному комбинированию из известных способов деятельности нового, альтернативного подхода к поиску решения проблемы. Весь этот процесс требует новых подходов и технологий, когда внимание педагога должно быть сконцентрировано на формирование у студентов способности к творческому самообразованию, саморазвитию, самореализации, самоорганизации, профессиональному становлению, самосовершенствованию и на поиск механизмов для приспособления личности в условиях усиленных перемен в современном мире. Главная задача образования заключается в совершенствовании каждого студента как будущего компетентностного, квалифицированного специалиста, развитии его активности, инициативности, профессиональной мобильности, ответственности за свои поступки и выстраивание своей жизненной позиции.
Ключевые слова: самообразование, высшее профессиональное образование, обучение студентов, педагогические условия, процесс самореализации, самоактуализация, творческая активность, инициативность, внутренняя активность личности.
Электронная версия
Скачать (504.6 Kb)

В условиях рыночных отношений успешными могут быть люди предприимчивые, деловые, профессионально компетентные, способные к самообразованию, умеющие гибко адаптироваться в новых условиях, принимать самостоятельно адекватное решение. Ведущим приоритетом воспитания в современных условиях должно стать согласованно принятое в социуме представление об идеале гражданина, его жизненной позиции: гражданина – представителя делового мира, гражданина – крупного и малого бизнеса, гражданина – рабочего, гражданина – военного, гражданина-интеллигента и так далее. Необходимость создания условий для самообразования каждого человека; обеспечения свободы выбора получения образования согласно потребностям и склонностям человека; свободного развития способностей каждого гражданина, включая предоставление права выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, форм получения образования прописаны и в Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» (ст.3. п. 7) [14].

Сегодня в структуру жизненно важных ценностей студентов – будущих специалистов можно назвать: потребность в здоровье, престижной профессии, высокооплачиваемой работе, семье, самоуважении и признании. В качестве ценностей как цели жизни они называют (Т.И. Барышникова): чувство собственного достоинства, нормальную семейную жизнь, счастье, дружбу, целеустремленность, стремление к реализации своих способностей, саморазвитие [4]. Среди личностных ценностей, как стимуляторов достижения жизненных целей, преобладает ответственность, самоконтроль, чувство долга, оптимизм, коммуникабельность, трудоспособность. Однако социальные позиции и нравственные принципы, которыми руководствуются студенты в своей жизни, оставляют желать лучшего. Современных студентов в основном интересует то, что им может обеспечить в дальнейшем жизненный успех. Прежде всего, они мечтают работать за границей с целью более высокого материального благополучия. Это характеризуется интенсивным развитием произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Студенты становятся более организованными, все больше проявляется их преднамеренный характер, формируется способность к самообразованию, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, развивается способность к абстрактному мышлению, к сложному аналитико-синтетическому восприятию окружающего мира [6].

Таким образом, актуальность обозначенной проблемы связана с тем, что творческий потенциал, основанный на создании благоприятных условий для развития потребностей студентов в самообразовании, требует новых научно-методических и практических разработок. Потребность в самоутверждении, всеобщем признании окружающей средой считается фундаментальной человеческой принадлежностью. Удовлетворение такой потребности является необходимым условием и следствием нормального развития студента – будущего работника со сформированными компетенциями. В ходе самообразования формируется положительный «Я» образ, появляется чувство собственного достоинства – внутренней мотивации нравственного самоутверждения. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы [2]. Проблемы самореализации личности в различных аспектах психолого-педагогической деятельности отражены в исследованиях: Б.Г. Ананьева, В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, Г.П. Ивановой, В.А. Мудрика, Л.В. Мардахаева, Р.В. Овчаровой, В.С. Торохтий, В.Д. Шадрикова. Особое внимание Б.Г. Ананьев обращал на внутренний мир человека и степень напряженности его деятельности, являющиеся, по мнению ученого, показателями богатства индивидуальности. Подчас человек не властен во внезапных, непредвиденных перемещениях «своего внутреннего мира, в особенности глубинных установок, к которым относятся и жизненные смысловые предписания. Его убеждения, представления, вкусы, действия не являются полным результатом самостоятельной «выделки» в соответствии с конкретной, сознательно избираемой моделью, они сформировались и укрепились в процессе длительного предшествующего жизненного опыта, уже до определенного возраста, в котором личность, собственно, обычно и начинает творить свой жизненный путь и его смысл целенаправленно и сознательно» [1]. По мнению другого известного ученого С.Л. Рубинштейна, развивающаяся личность свой «жизненный путь» выстраивает, отстаивая уникальную индивидуальность, осмысленно утверждает личностную позицию в социальной среде, вступает в различные межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций личность может осуществить на креативном уровне, проявляя неповторимость, оригинальность, универсальность и индивидуальность. Такое определение самообразования, отмечает ученый, сближает парадигму деятельностного подхода и гуманистическую ортодоксальную психологию [13]. Большинство ученых, занимающихся проблемами подготовки студентов – будущих квалифицированных работников разных направлений и профилей, формирования у них общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (О.Н. Астемирова, Н.А. Еременко, З.К. Каргиева, З.К. Малиева, Б.А. Тахохов [14] и др.); теорией и методологией обучения и воспитания (М.В. Муриева, О.В. Орлова); закономерностями непрерывного профессионального образования (М.И. Бекоева, Н.А. Герасименко, Л.А. Коростелева) признают необходимость изучения условий, влияющих на успешность формирования и развития личности, и в качестве ведущих выделяют психологическую безопасность и педагогический комфорт. Но в то же время отмечается сложность установления педагогически комфортной среды в научном понимании как феномена, способного определять такие условия, при которых образовательная среда приобретает характер сотворчества, сотрудничества, субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса, содействия, культурологического пространства. Таким условием, на наш взгляд, можно считать последовательное, специально организованное, целенаправленное, планомерное и всестороннее воздействие на личность студента с целью формирования потребности в самообразовании, самореализации, способное утвердить субъект-субъектные отношения в образовательном процессе и соответствовать современным требованиям назначения образования.

Идея самообразования выступает стержневой во многих современных концепциях. Психологи, педагоги, философы, социологи потребность в самообразовании у студентов рассматривают как главный показатель их готовности к профессиональному самоопределению и одновременно как необходимое условие ее достижения. Исходя из этого, на основе научно-педагогического анализа, автор попытался обобщить различные подходы (философский, психологический, педагогический) к проблеме формирования способности у студентов к самообразованию как важной личностной характеристики современного специалиста.

В философии сложилась некоторая совокупность принципов и взглядов на способность человека к самообразованию как на личностно-ценностную деятельность, направленную на раскрытие сущности человека, его внутреннего мира, поиск им смысла жизни, способностей и возможностей, выполнение высшего предназначения. Достаточно обратиться к работам известных российских (С.А. Амбалова, Л.И. Божович, Н.А. Еременко, З.К. Каргиева, Б.А. Тахохов и др.) исследователей, которые суть самообразования связывают с созданием условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и для индивидуально-творческой работы с учетом сформиро­ванных потребностей и интересов, вследствие чего каждый рано или поздно задумывается над тем, кто он и что ему подобает совершить в этом мире. Эти философско-педагогические позиции не потеряли свою актуальность и сегодня. Мы освободимся от внешнего бремени лишь тогда, писал Н.П. Бахарев, Е.А. Драгунова, когда освободимся от внутренней неволи, т. е. возьмем на себя ответственность и перестанем во всем обвинять внешние силы. Ни один человек не может считать себя завершенной личностью. Личность не завершена, она должна себя реализовать, пока в состоянии, это колоссальная задача, поставленная перед человеком, требующая осуществить подобие и образ Божие, вместить в себе универсальное в индивидуальной форме. Личность создает себя на протяжении всей человеческой жизни [5, с. 118]. Постижение человеком наивысшего смысла жизни, как писал В. Франкл, является могучей силой и внутренним мотивом в его жизни, благоприятным условием того, чтобы жить в гармонии и согласии с самим собой, с окружающим миром, реализовать свое человеческое предназначение во всей полноте. Поиск смысла жизни – это основная мотивация человеческой жизни. В понимании В. Франкла смысл жизни есть разумное осуществление человеком своей жизни, подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин своего «Я»: у каждого есть своя миссия в жизни, свое высокое призвание, и каждый обязан выдерживать в своей душе конкретное предназначение, которое требует своего осуществления. Каждый сам должен найти его для себя и принять ответственность за его выполнение [16].

Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме самообразования личности обучающегося (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Журавлева, И.Ф. Исаев, Г. Олпорт, К.С. Роджерс, Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и др.) показывает, что имеются самые различные подходы к трактовке данного феномена. Процесс самообразования логично характеризовать как стремление студента к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Это связано с тем, что в период обучения в вузе для молодого человека характерны потребность в общении, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций, которые начинают складываться в сложную и устойчивую систему, определяющую становление активной жизненной позиции студента. В это время становится наиболее важным поиск собственной идентичности как фундаментальной потребности личности осознать себя.

По мнению знаменитого психолога Э. Фромма, в структуру самообразования личности входят потребность в общении, связях и отношениях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения. Образование и степень компетентности студентов должны обеспечить им реальную возможность добиться успехов в любой сфере жизнедеятельности, помочь реализовать свои способности во всех их духовно-нравственных и эстетических проявлениях. Таким образом, в психологическом контексте самообразование личности также имеет неоднозначную интерпретацию. Самообразование мы определяем как одну из высших потребностей человека, направленную на воплощение в жизнь им своих планов, целей; проявление способностей, постоянное расширение своих возможностей; повышение качества познавательной, профессиональной, трудовой деятельности собственными усилиями; успешное взаимодействие в процессе содеятельности, сотворчества с другими людьми

В работах Л.И. Божович, Н.А. Еременко, А.Г. Ковалева, В.И. Тарасенко и других исследователей самообразование, как один из личностно-профессиональных структур сознания, обретает статус философско-педагогической категории. По их мнению, под самообразованием следует понимать процесс самореализации своего «Я», в ходе которого формируется обстоятельный образ «Я», рождается чувство собственного достоинства – внутренней базы духовно-нравственного самоутверждения. Чаще всего, пишет Н.А. Еременко, самообразование рассматривается как необходимое условие развития отдельного учащегося и поступательного развития гражданского общества в целом. Стремление к самообразованию, самоутверждению и самореализации личности формируется путем достаточно продолжительного целеустремленного воспитывающего воздействия на обучающихся. Этому во многом способствует образовательное пространство [9, с. 69].

Особый интерес к исследованию психологических условий развития потребности в самообразовании и, особенно, в самореализации проявляют известные зарубежные психологи (А. Адлер, Г. Айзенк, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Юнг и др.). В структуру социальной самореализации, по мнению Э. Фромма, входят потребность в самообразовании, потребность в самоутверждении, потребность в межличностном общении, связях с людьми, привязанностях, потребность в развитом самосознании, потребность в системе нравственно-ценностных ориентаций, в предмете подражания. Способность к установлению собственной идентичности, поиск смысла и содержания «Я-концепции», стремление к сохранению лучших традиций, есть глубинная и фундаментальная потребность в осознании своей индивидуальности, своей экзистенциальной ситуации. Корни независимости духа, писал Э. Фромм, в человеческом самосознании, преодолении личной ограниченности и несостоятельности. Потребность в самообразовании, саморазвитии по Э. Фромму, есть экзистенциальная потребность, под которым он полагал психическое состояние личности, неизменное и вечное в своей основе. Социальные условия способны повлиять только на способы удовлетворения потребности в самообразовании и самореализации: она может реализоваться в творчестве, созидании и в разрушении, в любви, ненависти, или в преступлении и т.д. Адаптируясь к социальным условиям, личность развивает в себе такие черты характера, которые побуждают человека действовать только так, как ему приходится действовать. По мнению Г. Олпорт, самообразование человека – это субъективно значимый осознаваемый процесс раскрытия личностью своих возможностей и способностей в деятельности и отношениях. Самообразование личности, как необходимый процесс развития, предполагает: творческий характер активности, открытость опыту и его принятию; идентификацию себя с другими; разнообразное восприятие субъектом различных чувственно-заданных ситуаций и т.д. Самообразование личности студента, как самостоятельное независимое направление педагогических исследований, возникла в отечественной науке сравнительно недавно. В последнее время наблюдается многоаспектность методологических подходов к обоснованию сущностной природы явления «самообразования». Это свидетельствует о том, что решение данной проблемы находится на стадии поиска. Термин «самообразование» встречается в исследованиях и научно-педагогических публикациях часто, но в науке еще не определился единый подход к исследуемой проблеме. В современных экономических и социально-культурных условиях, в процессе интенсивных инновационных преобразований, разработки и внедрения в образовании федеральных государственных стандартов третьего поколения жизненно необходимыми стали формирование новых социальных отношений, реализация инновационных образовательных технологий, создание максимально благоприятных условий самосовершенствования, самореализации и самоутверждения студента. Процесс самообразования носит сложный, явно выраженный междисциплинарный характер. Проблема самообразования личности студента, по мнению большинства ученых-педагогов (М.И. Бекоева, Л.А. Коростылева, М.В. Муриева, О.В. Орлова, Б.А. Тахохов и др.), имеет, прежде всего, педагогическую направленность, и многие принципы и закономерности самообразования личности могут быть исследованы посредством педагогической науки с использованием междисциплинарных знаний. Так, анализируя самообразования личности как процесс и результат воспитания и развития жизнелюбивой, свободной, талантливой личности, вооруженной научными знаниями о человеке, обществе и природе, готовой к творческой, созидательной деятельности и нравственному поведению, необходимо учитывать тот факт, что мы имеем дело со сверхсложной системой – человеком, который взаимодействует с другими людьми, социумом. 

Говоря о самореализации, целесообразно вести речь о самовыражении, саморегуляции, самопроектировании, самоорганизации и самоуправлении. Если самопроектирование и самоуправление целесообразно рассматривать, используя теорию распознавания образов и кибернетику, то самоорганизация относится к области синергетики (научная сфера, которая находится на стыке ряда наук: биологии, физики, химии и т. д.). Эффект самореализации выражается в спонтанном, самопроизвольном образовании беспорядочных структур в стохастических неупорядоченных системах: самоорганизующаяся система способна трансформировать способы поведения и внутреннюю структуру. Специфика потребности в самореализации заключается в том, что удовлетворяя ее в конкретных актах деятельности (например, создание художественного произведения, написание романа, изобретение сложного механизма и т.д.) личность никогда не может удовлетворить ее полностью. Удовлетворяя базовую потребность в самореализации в определенных видах деятельности, личность находит свое место в системе общественных связей и отношений, преследует свои жизненные интересы. Было бы грубой ошибкой конструировать общепринятую модель самореализации личности. Необходимо отметить общность подходов философов, психологов и педагогов к данной проблемы в том, что самореализация личности подразумевает в своей основе творческое начало. Этимологию понятия «самообразования личности» составляют понятия, связанные с саморазвитием, самоопределением, саморегуляцией, самопознанием, саморазвитием, самосовершенствованием, самодвижением. Проблема самообразования личности перекрещивается с представлениями идентичности, личностного роста, индивидуальности, ответственности, самовыражения. 

В результате самореализации личность становится тем, кем она может и должна стать в реальном мире. В социально-педагогическом аспекте это предполагает создание необходимых условий, способствующих гармоничному проявлению личностных характеристик. В интеллектуальном аспекте это означает вполне определенный возрастной уровень информированности о разных областях действительности; в коммуникативном плане – умение и желание участвовать в различных формах и видах общения: в эмоциональном – присутствие мотивов поведения, определяющих позитивное отношение к окружающему миру; в деловом – возможность реализации имеющихся знаний. В таком случае, конечным результатом обучения студентов выступает определенная завершенность этапов личностного и психического развития будущего специалиста. Развитие происходит в процессе преодоления трудностей, которые в образовательной системе должны согласовываться с индивидуальными возможностями обучающегося. Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Современная система высшего профессионального образования должна способствовать формированию у студентов задатков, познавательных интересов и потребностей, выработке духовно-нравственных и эстетических убеждений; созданию условий для активизации учебно-познавательной деятельности и развития творческого мышления обучающихся; использованию эффективных приемов совместной деятельности в коллективе; укреплению самовыражения и самоуверенности в себе. Все эти свойства без учета интереса, потребности и мотивации не влияют на становление целостной личности студента. Посредством потребности в самореализации регулируется влияние личности на деятельность, а через деятельность происходит влияние предметного мира на личность. Создание для каждого студента более разносторонней образовательной среды со своими предметно-пространственными и нравственно-социальными качествами дает ему возможность проявить себя, удовлетворить свою потребность в самореализации.

Таким образом, самообразование можно определить как процесс и результат, направленный на самореализацию, личностное самоопределение, профессиональное становление, поскольку способствует совершенствованию профессиональной, интеллектуальной, творческой, волевой, эмоциональной, трудовой и мотивационной сфер человека, а также развитие базовых качеств человека – трудолюбия, ответственности, целеустремленности, настойчивости, организованности, силы воли и др. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательных потребностей личности, самообразование тесно связано с значительной степенью сознательности и организованности, проявлением достаточно высоких волевых усилий, самостоятельным принятием ответственности за свое самосовершенствование и профессиональное становление. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются в трудовой деятельности.

Список литературы:

1. Амбалова С.А. Формирование профессиональной культуры студентов-будущих преподавателей: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «МПА-Пресс», 2014.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000. – 372 с.

3. Астемирова О.Н. Формирование потребностей в самореализации студентов вузов как проблема социально-педагогических исследований. //Сб. статей «Социально-педагогические идеи в научных исследованиях молодых ученых». /Под ред. В.С. Торохтий. М.: МГППУ, 2011. № 1. С. 134-138.

4. Барышникова Т.И. Педагогические условия развития способности к самообразованию у студентов вуза: Дис. канд. пед. наук: Хабаровск, 2002 194 c.

5. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Формирование профессиональных компетенций студентов университета в условиях непрерывной многоуровневой системы образования и целевой подготовки для промышленного предприятия //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№4 (19). С. 18-22.

6. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 22-25.

7. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: «Сварог и К». 1997 – 324с.

8. Герасименко Н.А., Герасименко В.Г. Организация непрерывного профессионального образования на основе интеграции систем общего и дополнительного образования //Наука и современность. 2011. № 10-1. С. 191- 195.

9. Еременко Н.А. Должность социального педагога в образовательном учреждении. М.: Корифей, 2009. 348 с. 9. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. 222с.

10. Малиева З.К. Организационно-педагогические условия пропедевтики и снятия морального отчуждения студентов //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 95.

11. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 2009. 186 с.

12. Муриева М.В Современные тенденции в профессиональной подготовке педагогических кадров //Экономика и социум. 2014. №2-5(11). С. 750-754.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

14. Тахохов Б.А. Педагогические основы построения современной модели специалиста //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 131-137.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 г. 196 с.