Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.11.2015

Развитие психических функций личности на занятиях по физической культуре

Сапегина Татьяна Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Институт психолого-педагогического образования Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург, Россия
Аннотация: В процессе занятий физической культурой у студентов развиваются физические и социально значимые качества. Также занятия физической культурой оказывают благотворное влияние и на развитие психических функций. В статье рассмотрены возможности формирования психических свойств личности на занятиях по физическому воспитанию у студентов педагогического вуза.
Ключевые слова: физическая культура, психические процессы, студенты педагогического вуза
Электронная версия
Скачать (446.2 Kb)

Особое положительное влияние на самочувствие человека, его психическое состояние оказывают регулярные занятия физическими упражнениями [1]. Это может быть бег, плавание, катание на коньках или лыжах, а также ставшая популярной в последнее время скандинавская ходьба.

Постоянные занятия физическими упражнениями не только формируют тело человека, развивая его физические качества, но и поднимают настроение, укрепляя нервную систему. Все это связано с улучшением кровоснабжения головного мозга, которое повышается во время физической работы на треть. Благодаря этому нервные клетки получают в достаточном количестве необходимые питательные вещества и кислород, и, следовательно, лучше выполняют свои сложные функции.

Давно замечено, что после физической нагрузки у человека появляется чувство удовлетворенности, радости, бодрого настроения, что является положительным влиянием на его эмоциональное состояние, на его здоровье.

Связь здоровья и будущей профессиональной деятельности отмечают многие ученые. Они считают, что физическое здоровье отражает степень психического развития студента, его моторные навыки, которые помогут более полно реализовать свой творческий потенциал будущему специалисту [4].

Исследуя физическое состояние учащихся, следует отметить, что большинство учащихся характеризуются низкой динамикой восстановления, это свидетельствует о недостаточной степени функционирования адаптационных механизмов сердечнососудистой и дыхательной системы. Так же для них характерны низкие результаты в развитии физических качеств (силы, быстроты, координации, выносливости). Все это следствие малой двигательной активности, так как большую часть времени студенты проводят за компьютером. Даже общение у них сводится в основном к переписке sms-сообщениями.

Учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал физической культуры, можно считать, что занятия физическими упражнениями не только повышают функциональные возможности организма, уровень физической подготовленности человека, но помогают и в развитии психических свойств личности, и в формировании социально значимых качеств. Все это дает возможность будущему специалисту наиболее эффективно проявить себя в будущей профессиональной деятельности.

Обучение студентов в вузе направлено на изменения в сознании, приобретение умений и навыков в форме опыта и многоплановых видов деятельности и поведения, а также развитие способностей и качеств личности. Физическое воспитание содействует развитию общественно значимых черт характера, социальной активности, формирование профессиональной мобильности, оказывает влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента [3].

В предыдущих наших работах были рассмотрены те качества и свойства личности студентов, которые востребованы в профессиональной деятельности педагогов, и которые возможно формировать на занятиях по физической культуре [5].

Занятия физической культурой оказывают благотворное влияние и на развитие психических функций – восприятие, память, внимание, мышление.

Для успешной профессиональной деятельности будущим специалистам необходим целый набор профессионально важных качеств.

Это высокий уровень развития физических качеств: выносливость, сила, гибкость, ловкость, быстрота.

Устойчивые психические процессы: память, мышление, внимание, воображение.

Социально значимые качества: коммуникативность, социальный интеллект, сверхнормативная активность, толерантность, рефлексия, эмпатия, организованность, трудолюбие и т.д. [4].

Процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивных тренировок предполагает воспитание и развитие не только определенных умений и на­вы­ков, физических качеств, но и пси­хи­чес­ких процессов, черт и свойств личности человека. У занимающегося физической культурой человека формируется способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса. Физическая культура используется для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления.

На занятиях по физическому воспитанию оказывается прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств учащихся. В процессе занятий непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Простое решение двигательной задачи: как сделать движение правильно, быстро, точно, как исправить допущенную ошибку – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения.

В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов.

Особое значение имеет формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды. У занимающегося человека оно проявляется в следующих признаках:

– способности проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса;

– в использовании физической культуры для оптимизации работоспособности и профилактики эмоционального и психофизического утомления;

– в повышении эффективности своей учебной деятельности и в дальнейшем – профессионального труда.

Естественно, что различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и развивают психические процессы.

Основные психические процессы человека, развиваемые в физкультурно-спортивной деятельности – память, мышление, внимание, воображение.

Одним из наиболее популярных видов спорта, которым любят заниматься студенты, является баскетбол. Во время игры происходят различные игровые взаимодействия, так как техника основывается на передачах мяча руками и передвижении игроков, как с мячом, так и без мяча.

Спортсмены должны одновременно выбрать место, чтобы подготовиться к дальнейшим действиям, провести обманные движения, для отвлечения противника, проанализировать возможные действия партнеров по команде, поэтому из согласованности действий и эффективности их выполнения зависит успех команды.

Игра ограничена во времени, поэтому требует от участников большой концентрации внимания, нестандартный характер мышления, быстрых и точных движений, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, четко и правильно принимать важные решения в короткий промежуток времени. Следовательно, занятия спортивными играми совершенствуют подвижность психических процессов.

Учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал физической культуры, можно считать, что занятия физическими упражнениями не только повышают функциональные возможности организма, уровень физической подготовленности человека, но помогают и в развитии психических свойств личности, и в формировании социально значимых качеств [2]. Все это дает возможность будущему специалисту наиболее эффективно проявить себя в будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Грудкина Е.Н., Новак Е.С. Взаимосвязь двигательной активности и психического здоровья человека. Пенза: изд-во ПГУ, 2008.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Миронова С.П. Социально-профессиональная мобильность: специфика русского менталитета. Сборник материалов и докладов Международной конференции «Социально-профессиональная мобильность в XXI веке». Под редакцией Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С.176-181.

4. Ольховская Е.Б. Профессионально-прикладная подготовка бакалавров средствами физкультурно-спортивной деятельности. Приволжский научный вестник. 2015. № 2 (42). С. 113-118.

5. Сапегина Т.А. Возможности невербального общения в формировании коммуникативной компетенции. Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 12-2 (12). С. 9.