Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
01.12.2015

Психологическое исследование психических процессов и состояний детей предшкольного возраста

Гусова Альбина Дударбековна
Кандидат психологических наук, доцент Кафедра психологии, психолого-педагогический факультет ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л.Хетагурова Владикавказ, РФ
Аннотация: Статья посвящена изучению познавательного развития и эмоциональной сферы в предшкольном возрасте при подготовке к школе. В частности, рассмотрены особенности познавательного развития и эмоционального состояния старших дошкольников; психические процессы и состояние детей предшкольного возраста; психологическая готовность детей к школьному обучению и тревожность детей 6-7 лет. В статье представлены результаты диагностики контрольной и экспериментальной группы (детей двух городов и сельских дошкольников).
Ключевые слова: познавательное развитие, эмоциональное развитие, интеллектуальная готовность, старший дошкольный возраст, тревожность старшего дошкольника, городские и сельские дети
Электронная версия
Скачать (460.5 Kb)

В настоящее время в нашей стране целые регионы стараются в предшкольном возрасте подготовить детей к школе. Этот фактор и предопределил актуальность данного научного исследования. Проблема исследования заключается в необходимости изучения особенностей познавательного развития и эмоциональных аспектов в предшкольном возрасте.

Целью нашего исследования является изучение познавательного развития и особенностей эмоциональной сферы в предшкольном возрасте при подготовке к школе.

Объектом исследования: психологическая готовность к школьному обучению в предшкольном возрасте.

Предметом исследования являются особенности психологической готовности к школе.

Данное предположение конкретизировано в следующих гипотезах.

  1. Познавательное развитие в предшкольном возрасте имеет специфические особенности.
  2. Высокий уровень тревожности детей, обусловленный большими нагрузками является фактором, который затрудняет процесс познавательного развития и негативно влияет на эмоциональную сферу в предшкольном возрасте.

Методы исследования: Для определения уровня психологической готовности детей предшкольного возраста к школьному обучению был применен диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» для определения познавательного развития и изучения эмоциональной сферы. Были использованы методики диагностики на определение тревожности у детей (Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена), проективная методика «Рисунок семьи» и цветовой тест (М.Люшера) в апробации Л. А. Ясюковой (ИМАТОН). Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием пакета при помощи компьютерной программы математической статистики SPSS 17.0.

Научная новизна нашего исследования обусловлена тем, что впервые изучена динамика развития познавательной сферы и эмоционального состояния в предшкольном возрасте.

В исследовании приняло участие 92 испытуемых предшкольного возраста: 31 воспитанники д/с г. Владикавказ (из них городских детей: 14 мальчиков и 17 девочек) и 31 воспитанника д/с сельских детей г.Владикавказ (из них 18 мальчика и 13 девочек), представляющие экспериментальную группу детей разных национальностей. В контрольную группу вошли дети из семей осетинской диаспоры г. Москвы (16 мальчиков и 14 девочек) приняло участие 30 воспитанников МДОУ.

Анализ результатов данных познавательной и эмоциональной готовности к школе в предшкольном возрасте г. Владикавказа городских и сельских детей показывает, что имеются значимые различия в психических процессах (на уровне p≤0,001). Правомерно утверждать, что, формирование познавательной готовности к школе городских и сельских детей затруднено, а более высокая тревожность (на уровне p≤0,01) городских и сельских детей г.Владикавказа снижает эффективность развивающей работы, направленной на развитие познавательных процессов при подготовке к школе и единственный показатель, который у старших дошкольников сельских детей г.Владикавказа выше, чем у их ровесников из г.Владикавказа городских детей и г.Москвы. Это говорит о том, что сельским детям меньше уделяется внимание на подготовку детей к школе. Именно из-за не подготовленности детей к школе уровень тревожности повышается.

Следовательно, результаты обследования в предшкольном возрасте по диагностическому комплексу «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л.А. Ясюковой показывают, что по большинству показателей уровень развития познавательных процессов у сельских старших дошкольников ниже. Поскольку у сельских детей такой уровень познавательного развития обусловлен существенно более низким качеством их подготовки к школе. Возможно, что значительно более высокая тревожность у этих детей влияет на познавательную деятельность. Другими словами, мы предположили, что имеются структурные различия между познавательным развитием и эмоциональной сферой в предшкольном возрасте во Владикавказе городских детей и сельских детей.

Правомерно предположить, что различия в уровне познавательного развития между старшими дошкольниками из двух городов обусловлены взаимосвязью познавательных процессов и эмоциональной сферы детей. Возможно, что характер взаимосвязи познавательной и эмоциональной сфер у детей в предшкольном возрасте из г. Владикавказ (сельских детей) иной, нежели у детей, проживающих в г.Владикавказ(городских детей).

Для проверки этого предположения нами был проведен факторный анализ данных, полученных при помощи диагностического комплекса «Методика определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой. При помощи методики были обследованы 30 детей из г. Москвы, 31 – из г. Владикавказ(городских детей) и 31 – из г. Владикавказ(сельских детей).

Обработка данных показала, что более 60% дисперсии охватывают пять факторов. Факторная структура данных такова, что большинство параметров познавательного развития вошло в первый фактор; во второй фактор вошли показатели развития речи, речевого мышления и памяти. Третий фактор составили связанные отрицательной корреляцией показатели тревоги и настроения. Отрицательная взаимосвязь между ними вполне объяснима.

Как независимый фактор в полученных данных выступило визуальное линейное мышление. Наконец, пятый фактор представлен также только одним показателем – энергией по данным методики М.Люшера. Существенно, что по этим данным, факторы познавательного развития и эмоциональной сферы оказались независимыми друг от друга.

Несколько иная картина взаимосвязей факторов познавательного развития и эмоциональной сферы была получена при обследовании детей в предшкольном возрасте из г. Владикавказа(городских детей).

Структура познавательного развития у детей в предшкольном возрасте из г. Владикавказа (городских детей) несколько иная. Так, в первый фактор вошло меньше показателей. Но существенно, что и в этой группе детей факторы познавательного развития и эмоциональной сферы оказались независимыми.

Мы видим, что, в отличие от детей из Москвы и Владикавказа(городских детей), у детей из г. Владикавказ(сельских детей) некоторые факторы познавательного развития оказались связанными с параметрами эмоциональной сферы. Так, речевое развитие и энергия вошли в один фактор, кратковременная зрительная память и настроение – еще в один. Тревожность составила отдельный фактор. Взаимосвязи между показателями познавательного развития (факторы 1 и 2) труднообъяснимы – в фактор 1 вошли два вида понятийного, речевое и образное мышление, во 2 фактор – 2 вида визуального мышления, абстрактное мышление, зрительно-моторная координация и кратковременная речевая память.

Результаты полученных данных показывают, что познавательное развитие детей из г. Владикавказ(городских детей) значительно сильнее связано с эмоциональной сферой, чем у детей из Владикавказа(городских детей) и Москвы. При такой структуре познавательного развития вполне естественно, что стресс у детей и взрослых, связанный с приближением дошкольников к переходу в школу, будет вызывать у детей снижение их познавательной активности и астенизацию.

Итак, охарактеризовано развитие показателей психических процессов и состояний, а также определены различия в показателях, влияющих, на готовность к школе в предшкольном возрасте. В подобных случаях более высокая тревожность у детей снижает эффективность развивающей работы, направленной на формирование и развитие познавательных процессов.

Наши результаты подтверждаются с помощью статистического анализа, при которых нами были выявлены достоверные различия в познавательном развитии и эмоциональной сфере в предшкольном возрасте. В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась, в предшкольном возрасте процесс познавательного развития затрудняет и негативно влияет на эмоциональную сферу, который обусловлен большими нагрузками.

Список литературы:

1. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособ. 3-е изд., стереот. / Наследов А.Д. – С.П.: Речь, 2007. – 392 с. – ISBN: 5-9268-0275-7

2. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе / Л.А. Ясюкова // Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: 1999.-184 с. – ISBN: 5-7822-0024-3