Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
04.12.2015

Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа: проблемы и перспективы

Осипова Ирина Андреевна
Студент Финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В работе изложена характеристика социально-экономического развития ДФО. Перечислены проблемы сдерживающие реализацию экономического потенциала ДФО. Показано, что основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспортная и социальная инфраструктуры, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрен проект автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена в районе г. Якутск как катализатор социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, федеральный округ, регион, региональная экономика, геостратегическое положение, основные отрасли специализации, пространственное развитие, транспортная инфраструктура, экономическое пространство, проект совмещённого моста
Электронная версия
Скачать (623 Kb)

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — административное формирование на Дальнем Востоке России с административным центром в городе Хабаровск. Он расположен на значительном удалении от промышленно развитых регионов юга Сибири, Урало-Поволжья и Центральной России. Большая часть его территории относится к зоне Севера с характерными для неё суровыми и даже экстремальными природными условиями. ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с такими государствами, как Китай, США, Япония и КНДР. А на западе он граничит с Сибирским федеральным округом. Ещё одна очень важная его особенность ‒ широкий выход к морям двух океанов ‒ Северного Ледовитого и Тихого, что позволяет использовать морские коммуникации для организации каботажных перевозок и внешнеэкономических связей и развивать отрасли, связанные с добычей и переработкой морских биоресурсов.

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область. А его территория совпадает с территорией Дальневосточного экономического района.

ДФО обладает самой большой площадью – 6,2 млн. км², что составляет 36,1% всей территории РФ, то есть самый большой по площади федеральный округ, а численность его населения на начало 2014 года составила 6,2 млн. чел. – это всего 4,3% от общероссийского показателя [5]. Другими словами, он имеет низкую степень заселённости территории, в среднем по округу плотность населения составляет около 1 человека на 1 км2, что в 8 раз ниже средней по стране, поэтому он занимает последнее место среди округов. Размещение населения ДФО отличается не равномерностью, то есть плотность населения колеблется 0,1 до 11,8 чел./км2. Национальная же структура населения характеризуется преобладанием русских – 83% и коренных народов Севера (якуты, чукчи, эвены, нанайцы, коряки и др.) – 7,5%, проживают также корейцы – 1,5%, китайцы – 1,4% и другие национальности – 6,6% [1]. В округе около семидесяти городов, крупнейшие из которых Хабаровск ― 607 тыс. чел., Владивосток ― 604 тыс. чел. и Якутск ― 299 тыс., если говорить вообще о городском населении по округу, то его удельный вес составляет 75,4%, а сельского – 24,6%. В ДФО наблюдается тенденция сокращения общей численности населения, так с началом 1990-х гг. оно сократилось примерно на 20% это в 5 раз больше, чем по России в целом [2]. Это связанно с миграционным оттоком жителей в регионы страны с благополучными социально-экономическими условиями жизни, потому что 74% населения ДФО живут в условиях с уровнем социально-экономического развития ниже среднего по России, в том числе 53% ― низкого уровня [3].

ДФО округ богат минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, лесными и морскими биологическими ресурсами. Так, в общероссийском производстве отдельных ресурсов на Дальний Восток приходится (%): алмазов, бора и сурьмы – 100, олова – 99, вольфрама и пластикового шпата ― 80, серебра – 65, золота – 50, свинца ― 38, рыбы и морепродуктов – 65, соевых бобов – 80, древесины – 13, целлюлозы – 7 (рисунок) [3].

Рисунок 1. Доля ДФО в общероссийском производстве отдельных ресурсов, %

Рисунок 1. Доля ДФО в общероссийском производстве отдельных ресурсов, %

Значительны запасы: углеводородов, руд железа, титана, марганца, калийных солей и др. Это даёт ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций.

Таким образом, ДФО является важнейшим геостратегическим регионом России, обладающим исключительно богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, располагающий потенциальными возможностями привлечения капитала и крупнейших товарных потоков, но, где уровни социально-экономического развития субъектов сильно дифференцированы.

Особенность экономики Дальневосточного федерального округа определили следующие факторы: хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удалённость от регионов Центральной России, выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион, и специфика исторической судьбы.

Отраслевая структура экономики Дальневосточного федерального округа представлена в таблице 1. 

Таблица 1. Отраслевая структура валовой добавленной стоимости ДФО, в 2013 г. [5]

Отрасль экономики

Удельный вес, %

Отрасли, производящие товары:

55,5

промышленность

36,3

сельское хозяйство и рыболовство

6,2

строительство

13,0

Отрасли, оказывающие услуги:

44,5

транспорт и связь

12,2

торговля и ремонт потребительских товаров

10,0

другие услуги

22,3

На основе эксплуатации природных богатств сформировались ведущие отрасли рыночной специализации ДФО: топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплекс, нефтегазовая, угольная, лесная, рыбная, целлюлозно-бумажная и дерево-обрабатывающая промышленность. Так же важными отраслями экономики являются машиностроение и металлообработка, морской транспорт. Сельское хозяйство специализировано на производстве риса и сои (на юге), на культивирование и сбор лекарственных трав, пушном звероводстве и оленеводстве (на северо-востоке). Эти факторы при ориентации на внутренний рынок и обусловили роль Дальневосточного федерального округа в составе РФ.

Уязвимое место ДФО – слабая транспортная связь как внутри округа, так и с основной территорией России. Практически отсутствует надёжное автомобильное сообщение с другими районами России, внутренние связи между отдельными субъектами весьма слабы. Фактически, только на юге региона в Приамурье, Приморье и на Сахалине имеется сеть железнодорожных и автомобильных дорог. Железнодорожных магистралей две – Транссибирская (Транссиб) и Байкало-Амурская (БАМ), которым в настоящее время требуется модернизация и развитие, также заканчивается строительство новой ветки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Через ДФО проходят федеральные автомобильные дороги Амур, Колыма и Уссури, но в основном повсеместно функционирует лишь воздушный транспорт, а в летнюю навигацию выручает разветвлённая речная сеть Дальнего Востока, которая стимулирует развитие судоходства в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской области, Якутии, а также рыбной промышленности и гидроэнергетики. Округ имеет самую большую в России береговую линию и здесь находится большой участок Северного морского пути, по которому поток грузов к началу 2015 года составил 15 млн. т. Соответственно большое значение, особенно для внешней торговли, имеет морской транспорт. Он играет ключевую роль в северных поставках грузов и в связях с Сахалинской областью (17% всех грузовых перевозок на Дальнем Востоке). К крупнейшим портам ДФО относятся: Владивосток, Находка, Восточный в Приморском крае; Ванино, Де-Кастри — в Хабаровском крае; Холмск, Корсаков — на Сахалине; Магадан — на севере и Петропавловск-Камчатский — на Камчатке. На их долю приходится более 9/10 всех грузопотоков Дальнего Востока и пятая часть грузооборота всех морских портов России [1].

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. Потенциальные запасы ископаемого топлива ДФО составляют 10,8 млрд. т нефти, 24,3 трлн. м³ природного газа и 1,2 трлн. т угля [6]. Главными центрами являются Республика Саха (Якутия) ― каменный уголь, природный газ, и Сахалинская область ― нефть, природный газ. Основными экспортными позициями ТЭК региона являются коксующиеся и энергетические угли Южной Якутии, нефть Сахалина, продукция нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими ТЭС, крупнейшей Зейской ГЕС и др., а также Билибинской АЭС и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита только в Амурской, Магаданской и Камчатской областях. Эффективный гидропотенциал России составляет 8,3% мирового потенциала, а гидропотенциал трёх крупных бассейнов Дальнего Востока: Ленского, Амурского, Колымского, составляет почти половину. По технически доступному гидроэнергетическому потенциалу ДФО занимает 4-ое место среди стран АТР. Освоение гидропотенциала на Дальнем Востоке составляет 3%, для сравнения в Китае – 18%, Японии, Швеции, Греции – от 65% до 90%, в Бразилии, Канаде, США, Италии – от 50% до 65% [4].

Нефтегазовая промышленность представлена предприятиями по добыче, переработке, транспортировке и сбыту сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Основной объём нефте- и газодобычи около 90% обеспечивает Сахалинская область, что связано с вводом в эксплуатацию на шельфе о. Сахалин крупных месторождений по проекту «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Основная мощность по нефтепереработки в ДФО сконцентрирована в Хабаровском крае и представлены двумя крупными нефтеперерабатывающими заводами в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

Угольная промышленность представлена во всех дальневосточных субъектах РФ, но основой региональных объёмов производства угля 67,4%: обеспечивают Республика Саха (Якутия) ― 34,7 % и Приморский край ― 32,7%. Разработка запасов угля осуществляется преимущественно открытым способом, немногим более половины добычи приходится на каменный уголь 50,8% [4].

По обеспеченности многими видами минерального сырья и объёмами их добычи Дальний Восток занимает лидирующее положение, так как на территории региона выявлено более 70 видов минерального сырья, среди которых выделяются руды цветных и драгоценных металлов, алмазы, сырьё для чёрной металлургии, химической промышленности, промышленности строительных материалов, минеральные воды.

Цветная металлургия представлена главным образом добычей и переработкой олова, ртути, золота, полиметаллических руд, вольфрама, то есть горнорудной промышленностью. Наибольший удельный вес цветная металлургия имеет в Якутии более 60% от всей промышленности республики и Магаданской области около 60%. Чёрная металлургия представлена главным образом в Хабаровском крае, двумя компаниями: ПАО «Амурсталь» и ПАО «Амурметалл» в Комсомольске-на-Амуре [1].

Машиностроение и металлообработка занимают в отраслевой структуре ДФО 4-ое место [6]. Наибольшее развитие эта отрасль получила в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области. Основными подотраслями машиностроительного комплекса Дальнего Востока являются: судостроение и судоремонт распложены в городах Николаевск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск; сельскохозяйственное машиностроение (завод «Дальсельхозмаш» в Биробиджане); производство энергетического оборудования (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.), а также станкостроение, электротехническая промышленность, транспортное машиностроение.

На долю лесных ресурсов округа приходится 55% площади лесного фонда РФ, а общий запас древесины составляет 25% российских запасов, свыше 20 млрд.м3 [1]. Лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью специализации ДФО, которая получила развитие преимущественно в южной части региона: в Хабаровском крае и Сахалинской области, а также в Приморском крае и Амурской области. Лесозаготовительная промышленность сформировалась преимущественно в Хабаровском и Приморском краях, а также в Сахалинской и Амурской областях и на юге Республики Саха (Якутия). Из отраслей деревообрабатывающей промышленности наибольшее развитие получило лесопиление. Крупные центры деревообрабатывающей промышленности распложены в городах Благовещенск, Амурск, Лесозаводск, Дальнереченск, Хабаровск. Целлюлозно-бумажная промышленность развивается на юге Сахалинской области (Углегорск, Поронайск), а также в городе Амурске.

Рыбопромышленный комплекс Дальнего Востока – крупнейший в России. Основной промысел ведётся в Беринговом, Охотском и Японском морях. Основными рыбодобывающими регионами являются Камчатский и Приморский края, на долю которых приходится 62 ― 65% регионального улова рыбы и морепродуктов, затем идёт Хабаровский край и Магаданская область [3]. Традиционные для Дальнего Востока отрасли – оленеводство, охота, рыбная ловля, пушное звероводство – развиты практически во всех субъектах ДФО.

В Амурской области производится 2/3 всех посевов зерновых округа и 50% сои.

Но, несмотря на всё своё богатство среди всех федеральных округов по важнейшим социально-экономическим показателям Дальневосточный федеральный округ занимает 7-ое место, на его долю приходится 5,7 % ВРП страны, это ниже средних показателей в стране (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес ДФО в общероссийских социально-экономических показателях, на начало 2014 г. [6]

Показатель

Удельный вес, %

Место в РФ

Территория

36,1

1

Численность населения на 1 января 2014г.

4,3

8

Численность занятых в экономике

4,8

8

Валовой региональный продукт

5,7

7

Основные фонды

6,3

6

Объём отгруженных товаров собственного производства:

добыча полезных ископаемых

11,27

5

обрабатывающие производства

1,57

7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,44

7

Продукция сельского хозяйства

3

8

Оборот розничной торговли

3,9

5

Строительство

5,6

7

Инвестиции в основной капитал

6,1

7

Экспорт

5,4

6

Импорт

3,9

6


В целом регион с благоприятным инвестиционным климатом, имеющий всё для своего экономического развития. ДФО является важнейшим экономическим регионом России.

Но, несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики в Дальневосточном федеральном округе, современное социально-экономическое состояние его нельзя признать благополучным.

Это связано с проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальневосточного федерального округа. Главными проблемами являются экстремальные природно-климатические условия, экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части РФ и наиболее развитых российских рынков, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, слабая обеспеченность транспортной и энергетической инфраструктурой, специфичность условий ведения сельского хозяйства, недостаточная степень освоения природных ресурсов, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока, очень серьёзны экологические проблемы.

Для решения данных проблем намечено реализовать ряд направлений социально-экономического развития и крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 9 трлн. руб., которые дадут возможность развития эффективной экономики и создания комфортных условий выживания на Дальнем Востоке [1].

Основными направлениями социально-экономического развития ДФО являются транспорт, энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, рыбохозяйственный и лесохозяйственный комплекс, машиностроение, строительство, социальная инфраструктура, туризм, обеспечение экологической безопасности и приграничное сотрудничество. Рассмотрим некоторые из них [8].

Все перечисленные направления входят в государственную программу «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», которая предусматривает формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращение его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой и улучшение социально-демографической ситуации на его территории [7].

Развитие ДФО зависит от эффективно действующей транспортной системы, которая должна объединять Дальний Восток с другими районами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России.

В сфере железнодорожного транспорта получит развитие и модернизацию Транссибирская и Байкало-Амурская магистраль, будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через реку Амур, всё это позволит играть важную роль в доставке продукции Дальнего Востока на рынки России и рынки стран АТР, а также развитии транзита экспортно-импортных грузов и международного транзита грузов в сообщении стран АТР региона и Европы. На данный момент продолжается строительство Амуро-Якутской железнодорожной магистрали на востоке России, завершение её участка Беркакит – Томмот – Якутск с автомобильно-железнодорожным мостовым переходом через реку Лена.

Совмещённый (автомобильно-железнодорожный) мост через реку Лену в районе Якутска — одно из самых масштабных транспортных сооружений, запланированных к строительству в республике Саха (Якутия). Первоначально проект моста был предложен ещё в 1988 ― 1989 годах, затем в начале XXI века. По одному из этих проектов планируемый мост должен быть длиной около 3 км и состоять из 9 пролётов длиной 154 м каждый. По предварительным расчётами его стоимость была определена в 16 млрд. рублей, но затем она увеличилась в два раза и проект заморозили. Затем его пересмотрели, и в 2013 году правительством РФ было заключено Концессионное соглашение с иностранным инвестором на строительство мостового перехода через реку Лена в районе города Якутск. Теперь его строительство включено в план совместных проектов российско-китайской двухсторонней межправительственной комиссии. Российская и китайская стороны договорились о создании рабочей группы по строительству моста и о совмещении автомобильного и железнодорожного перехода. Но будет ли сразу построен совмещённый мостовой переход или будет сначала построен автомобильный мост с возможностью достройки железнодорожного, предстоит решить с учётом технико-экономических показателей проекта.

Проектирование и строительство должно занять не более 6 лет, то есть в период с 2017 – 2022 гг.. Планируется, что протяжённость моста составит 3,18 км, протяжённость подъездных путей – 21 км, подмостовой габарит судоходного пролёта будет отнесён к 1 классу. Сметная стоимость строительства составила 54,7 млрд. рублей в ценах I квартала 2013 г., при этом четверть инвестиций — внебюджетные. Стартовая сумма вложений государства — 40,2 млрд руб., но она может увеличится с учётом будущей инфляции [9]. Средства необходимые для выплат обязательств по Концессионному соглашению будут предусмотрены в Государственном бюджете РФ в рамках Государственной программы «Развитие транспортной системы России».

Этот проект имеет большое значение для республики Саха (Якутия), а также для Дальнего Востока в целом [10]:

  • будет обеспечена круглогодичная связь столицы республики Саха (Якутия) — г. Якутска и её левобережной территории с сетью железных дорог России, а, значит и с отдалёнными и промышленно развитыми регионами России;
  • будет сформирована единая транспортная сеть федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй» и, соответственно, круглогодичное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем;
  • обеспечит возможность создания в городе Якутске крупного мультимодального транспортного узла, где воедино сольются несколько видов транспорта — железнодорожный, речной, авиационный и автомобильный, что будет стимулировать социально-экономическое развитие региона;
  • будут обеспечены круглогодичные перевозки и кардинальное снижение транспортных и торгово-снабженческих издержек при осуществлении внешних и внутренних торгово-экономических связей как Республики Саха (Якутия), так и ДФО в целом;
  • постройка моста необходима также с точки зрения задела на будущее: выхода железной дороги на левый берег реки Лена, что позволит в будущем использовать мощности западно-якутских месторождений;
  • Амуро-Якутская железнодорожная магистраль и совмещённый мост через реку Лена дадут импульс развитию Центральной Якутии, а с учётом дальнейшего строительства железнодорожных линий (Улак ― Эльга, Хани ― Олекминск и др.) ― и Южной Якутии.

И последнее, после завершения строительства АЯМа и совмещённого мостового перехода через реку Лена открывается возможность создания нового маршрута: Северный морской путь — река Лена — АЯМ — Транссиб — страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена в районе города Якутск будет иметь огромное значение не только для развития транспортной инфраструктуры и всей экономики Якутии, но, и для социально-экономического развития всего Дальневосточного федерального округа.

Дальневосточный федеральный округ имеет всё необходимое для дальнейшего поступательного социально-экономического развития, поэтому находится как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.

Список литературы:

1. Региональная экономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. Е. Л. Плисецкого, В. Г. Глушковой.— М.: Издательство Юрайт, 2015. — 583 с.: ил. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

2. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько, Р.Г. Погребняк, Е. С. Пожидаева [и др.]; под ред. Ю. Н. Шедько. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 503 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. ― 3-е изд., перераб. и доп. ― М.: КНОРУС, 2013.― 360 с. ― (Бакалавриат).

4. http://www.dv-fo.narod.ru — Дальневосточный федеральный округ (ДФО).

5. http://www.gks.ru — Росстат.

6. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm — Регионы России. Социально-экономические показатели — 2014 года.

7. http://government.ru/docs/1158Правительство Российской Федерации. Документы «Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

8. http://rsppdfo.ru/strategiya-soc-ekon-razvitiya-dv — РСПП. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года .

9. http://www.vedomosti.ru/finance/articles/2013/04/05/samyj_dorogoj_most— Ведомости. Власти ищут инвестора для самого дорогого моста страны.

10. http://minvostokrazvitia.ru — Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

11. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. 2007. № 10. С. 3-12.

12. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20-21.

13. Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

14. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н., Цыпин И.С. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2013.

15. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.

16. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.

17. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.

18. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

19. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

20. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

21. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

22. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России // О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Красноярск, 2015. – С. 13-15.

23. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

24. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.

25. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории // Финансы и кредит. – 2006. – № 19 (223). – С. 25-31.

26. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

27. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.

28. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

29. Шманёв С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11. – № 7. – С. 88-94.

30. Шманёв С.В., Шманёва Е.С. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – С. 59-62.

31. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК. 2014. № 4. С. 123-126.

32. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

33. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.

34. Шумаев В.А. Логистика товародвижения на основе информатизации и маркетинга. - М.: Изд. дом Новый век, 2004. - 194 с.

35. Юрзинова И.Л. Теоретические основы экономической концепции налоговой политики / И.Л. Юрзинова. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.