Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
09.12.2015

Тенденции развития рынка светопрозрачных конструкций

Багаутдинов Марат Рунарович
факультет экономики Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития российского рынка светопрозрачных конструкций (пластиковых окон), пути повышения эффективности деятельности компаний, работающих в данном сегменте, в сложившихся условиях. Один из факторов устойчивого положения производителя на данном рынке – это внедрение технологий, реализующих новые достижения в науке. Один из примеров – замена пластика на более экологичный материал – арбоформ.
Ключевые слова: рынок светопрозрачных конструкций, сегментирование рынка, стадия насыщения рынка, потребительские характеристики материалов, ресурсосбережение
Электронная версия
Скачать (579.1 Kb)

Впервые для изготовления оконных рам начал применять поливинилхлорид (ПВХ) немецкий конструктор Хайнц Паше в 1952 году. Причем вначале ПВХ использовался в качестве облицовки металлического каркаса рам. На сегодняшний день ПВХ является основным сырьем для производства оконных рам.

В России первые цеха по производству окон и стеклопакетов появились в начале 90-х годов, а оконный профиль и фурнитура тогда доставлялись только из-за границы. Пластиковые окна стоили очень дорого, но спрос все равно превышал предложения, заказчикам приходилось ждать длительное время, несмотря на то, что цеха функционировали практически постоянно в рабочем режиме. Стали открываться новые сборочные цеха, цеха по производству стеклопакетов, а позднее и заводы по производству оконного профиля. Рынок ПВХ-конструкций стал расти, появилась конкуренция, цены начали снижаться, в результате чего данная продукция стала доступна большинству россиян.

По данным отраслевого исследовательского маркетингового центра «О.К.Н.А. Маркетинг» доля пластиковых окон в 2014 году составила 78% (что составляет 46,8 млн м2 в натуральном эквиваленте), алюминиевых – 9% (5.6 млн м2 ); и наконец, доля деревянных окон составляет 12 % (7,2 млн м2 ), (рис.1).[2]

Рис.1 Сегментирование рынка светопрозрачных конструкций

Рис.1 Сегментирование рынка светопрозрачных конструкций

Быстрый рост спроса на пластиковые окна привел к тому, что ПВХ-конструкции за несколько лет превратились в лидера на рынке светопрозрачных конструкций. Алюминиевые окна обладают большей долей рынка по сравнению с деревянными за счет использования данных конструкций при строительстве офисных, торговых центров и иных нежилых помещений. Пластиковые окна обладают большей теплоизоляционной способностью, а потому гораздо чаще используются в эксплуатирующихся и строящихся жилых помещениях, чем алюминиевые конструкции.

Основными импортерами ПВХ-профиля в Россию (рис.2) являются Германия, Республика Корея, Китай и Польша. На их долю приходится более 60 % всего импорта, причем Германия импортирует около 1/3 от этого объема. И небольшая доля импорта приходится на Турцию, Эстонию, Финляндию и еще ряд стран с минимальными объемами поставок в Россию.

Рис. 2  Импортерами  ПВХ: Финляндия - 4,81%; Польша - 17,9%;      Китай - 14,34%; Эстония - 5,46%; Германия - 20,81%; Турция - 5,01%;        Корея (республика) - 10,89%; Остальные - 20,76%.

Рис. 2 Импортерами ПВХ: Финляндия - 4,81%; Польша - 17,9%;
 Китай - 14,34%; Эстония - 5,46%; Германия - 20,81%;
Турция - 5,01%; Корея (республика) - 10,89%; Остальные - 20,76%.

На сегодняшний день в России крупнейшими игроками на рынке ПВХ-профиля, которые занимают около 75%, являются: Profine, VEKA, Rehau, Montblanc, PROPLEX, Plafen, Gealan, Exprof, Deceuninck, COK, Brusbox, Aluplas.

Основные российские производители пластиковых профилей: БФК (Новосибирск), Самарские Оконные Конструкции (Сызрань), Центргазпластик (Смоленск), Тантал (Саратов), Росэкко-Пакпласт (Московская область).

Рынок пластиковых окон в 2015 году находится на стадии насыщения, когда остеклено новыми энергосберегающими окнами около 60 % всех существующих зданий. На этой стадии развития размеры рынка уменьшаются, конкуренция увеличивается, доходность бизнеса снижается. Результаты 2014 года показали, что рынок пластиковых окон в России снизился на 12% , а объем упал на 6,6 млн.м.кв. (рис. 3). [2]

Рис. 3 Объем и динамика рынка ПВХ-конструкций

Рис. 3 Объем и динамика рынка ПВХ-конструкций

По оценкам экспертов, в 2015 году с рынка уйдут компании со средними объемами производств, поскольку именно они очень сильно подвержены нарастающей конкуренции и увеличению издержек производства. Если малые компании-производители смогут «ужаться» и сократить непроизводственные издержки, то крупные компании-производители выиграют за счет раскрученного бренда и расширенной базы клиентов. Объемы продаж в 2015 году сократятся у всех компаний, но больше всего пострадают со средними объемами производств.[3]

Основная часть конкурентной борьбы строится уже не в области цены, а в сфере качества. Демпингуют в основном компании, которые только входят на рынок, которым нужно завоевать свою «аудиторию». Все более важным условием «выживания» становится качество изделий и услуг. Плюс хорошая система кредитования и личной заинтересованности (бонусы и т.д.), отличная логистика, хорошая рекламная поддержка, узнаваемость бренда и имидж фирмы, консультации высококлассных специалистов.[1, с. 15]

Ставка на низкую цену – дешевле импортных – становится в стратегии проигрышным вариантом. Частный заказчик готов заплатить больше, лишь бы с установкой и эксплуатацией окон не было проблем. Отсюда и вывод: в продаже ПВХ-конструкции начинают лидировать не цены, а качество и комплекс предоставляемых услуг поставщиком. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка. [1, с. 16]

Пластик является одним из важнейших технологических прорывов XX века, однако немецкие ученые разработали уникальную технологию производства сырья из отходов деревообработки и смесей полимеров. Полученное вещество назвали арбоформ. Впоследствии в качестве более понятных синонимов обиход также вошли термины «биопластик» и «жидкая древесина».

Технология «жидкой древесины» способна заменить стандартные пластмассы и обеспечить человечество новыми материалами на долгие годы. Об этом говорил Норберт Эйзенрейх – представитель правления Института химических технологий Фраунхофера. Новый материал – арбоформ – создан из лигнина, добываемого из мягких тканей древесины. При смешивании с некоторыми другими материалами, он превращается в прочную и нетоксичную альтернативу обычному пластику. Лигнин – один из трех основных компонентов древесины, наряду с целлюлозой и гемицеллюлозой.[4]

В промышленности лигнин всегда получали как отход при производстве целлюлозы. Но оказалось, что если смешать его с волокнами льна, сизаля или конопли, добавить воск и еще кое-какие растительные компоненты, получится масса, которую можно лить и лепить, подобно пластику. При этом в застывшем состоянии масса приобретает свойства полированной древесины.

С точки зрения экологии, жидкая древесина может подвергаться многократной повторной переработке без потери качества. По результатам экспериментов, даже после десяти циклов повторной переплавки параметры и свойства арбоформа остаются неизменными.

Перспективы применения арбоформа поистине безграничны. Жидкую древесину можно использовать почти везде, где традиционно использовалось натуральное дерево, а также там, где обычно, использование дерева не рекомендуется. Что же касается пластика, то его арбоформ способен заменить собой практически во всех областях его применения.

Сегодня арбоформ уже применяется для производства различных элементов автомобилей - от панелей в салоне и облицовочных молдингов до колесных дисков. Успешно используется в строительстве дач, коттеджей и ландшфтной индустрии (садовые дорожки, террасы, беседки, балконы, пирсы, патио, детские площадки и т.д.), изготовлении мебели и электронике. Из него делают музыкальные инструменты, бижутерию, игрушки, садовый инвентарь (лестницы, контейнеры для цветов, скульптуры, светильники). 

Таблица 1. Потребительские характеристики арбоформа в сравнении с деревом и пластиком

Свойства

Дерево

Пластик

Арбоформ

1

Простота производственных циклов

-

+

+

2

Устойчивость к механическому воздействию

-

+

+

3

Устойчивость к биологическому воздействию

-

+

+

4

Устойчивость к химическому воздействию

-

+

+

5

Устойчивость к температурному воздействию

-

-

+

6

Влагостойкость

-

+

+

7

Огнеупорность

-

+

+

8

Простота ухода

-

+

+

9

Эстетичность

+

-

+

10

Экологичность

+

-

+

11

Влияние на здоровье

+

-

+

12

Восполняемость ресурсов

+/-

-

+

13

Стоимость

-

+

+/-


Главное достоинство жидкой древесины заключается в том, что этот материал, является экологически безопасным для здоровья людей. Арбоформ нетоксичен, в отличие от пластмассы, он не содержит каких-либо химических примесей и соединений. Таким образом, жидкое дерево скорее всего заменит пластик будущим поколениям. Несомненно, пластмасса была одним из величайших открытий 20-ого века, но она уже как-то теряет свою актуальность. И тем самым в оконной отрасли возможна новая волна замены светопрозрачных конструкций на более экологичный и восполняемый материал.

Таким образом, для сохранения позиций на рынке, предприятиям необходимо смелее внедрять инновации в данной сфере. Появление пластиковых окон в свое время и было такой успешной инновацией. Но прогресс не стоит на месте и предлагает нам более комфортные, качественные и ресурсосберегающие продукты. В конкурентной борьбе выстоят те фирмы, которые всегда готовы к изменениям.

Список литературы:

1. Оконный рынок: тенденции и перспективы // Оконная индустрия. – Издатель: Медиа-Группа "А-Медиа", 2015. – № 27. – С.26.

2. Окна Медия: [сайт]. URL: http://www.oknamedia.ru

3. РИА Астрахань-Онлайн: [сайт]. URL: http://www.astrakhan-online.ru

4. Pravda.ru: [сайт]. URL: http://www.pravda.ru