Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
16.12.2015

Управление инновационным развитием промышленных предприятий

Баранчиков Андрей Алексеевич
студент Факультет управления Московский университет им. С.Ю. Витте Москва, Россия
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы инновационной деятельности предприятий, осуществляющих промышленное производство на территории России, а также вопросы управления инновационным развитием. Сформированы рекомендации по повышению эффективности управления инновационными изменениями, модернизации производства и внедрению новых подходов к осуществлению основной деятельности.
Ключевые слова: повышение эффективности, промышленные предприятия, современные технологии, управление инновационным развитием, инновационный потенциал
Электронная версия
Скачать (527.2 Kb)

В современных рыночных отношениях одну из ключевых ролей в экономике играет сфера промышленного производства товаров. Постоянно растущий спрос на потребительскую продукцию обязывает современные предприятия, работающие в сфере производства, заниматься постоянными и последовательными инновационными разработками с целью поддержания своей конкурентоспособности и повышения производительности в соответствии с поступающими заказами или меняющимся спросом.

В соответствии с этим, одной из главных задач промышленных предприятий на сегодняшний день является управление инновационным развитием. В условиях нестабильной экономической ситуации данный вопрос становится ещё более актуальным и требующим более внимательного рассмотрения как со стороны представителей отрасли, так и со стороны научного сообщества.

Существует множество определений управления инновационным развитием промышленного предприятия. Одним из таких толкований является следующее: управление инновационным развитием промышленного производства - это процесс постоянного обновлении различных сторон инновационной деятельности и совершенствовании инновационных процессов результате внедрения и использования новых видов оборудования, технологий, управленческих инноваций [10].

Организация инновационных изменений на предприятии включает в себя обеспечение необходимых материально-технических, финансовых, кадровых и информационных условий, позволяющих разработать стратегию инновационного развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Стратегия – это генеральный план развития организации, который, как правило, разрабатывается на 3-5 лет [7, с. 42]. Стратегия описывает основные цели как предприятия в целом, так и функциональных направлений деятельности и систем (производство, маркетинг, сбыт).

Важную роль в повышении уровня инновационности предприятия-производителя играет фактор модернизации производственных мощностей. Основной задачей для организаций, производящих продукцию, является максимально частое обновление станков и оборудования, используемых для производства продукции. Данное направление развития должно отражаться в стратегии развития компании и учитываться при планировании дальнейшей деятельности. [3]

Помимо этого, необходимым элементом инновационного развития для предприятий в отрасли промышленного производства является повышение инновационного потенциала. Согласно определению инновационный потенциал — степень готовности предприятия к реализации новшества (инновационного проекта), как «своего» (созданного своими силами в подразделениях НИОКР), так и «чужого» (приобретенного в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау и т. д.) [9, с 24]. Проведение НИОКР, как правило, происходит либо в собственных исследовательских центрах компании, либо в сотрудничестве с другими научными объединениями. Приоритетным направлением при проведении исследований является разработка новшеств в тех областях, которые в перспективе могут положительно повлиять на качественные характеристики выпускаемой продукции. [6]

Одну из ключевых ролей в инновационном развитии промышленного предприятия играет внедрение и использование новейших маркетинговых и логистических технологий [11, с 98], а также методов работы на рынке. Компаниям, занимающимся промышленным производством, важно использовать инновационные способы коммуникации с партнерами и клиентами, проводить активную разработку новых методов привлечения заказчиков и потребителей [8], а также с особым вниманием относится к корпоративной социальной ответственности и защите экологии, поскольку для промышленных предприятий вопрос влияния на окружающую среду является весьма важным с точки зрения имиджа и ответственности перед государством и обществом.[5]

В целях повышения конкурентоспособности на рынке руководству предприятий-производителей особенно важно заниматься обучением персонала. Современные технологии изготовления товаров с каждым годом позволяют сократить количество стадий производства, на которых требуется непосредственное участие рабочих. Тем не менее, новое оборудование требует от сотрудников заводов и фабрик навыков и умений с ним обращаться. В связи с этим, основной задачей кадровых служб при разработке стратегии инновационного развития является разработка комплекса мероприятий по повышению квалификации работников промышленных предприятий. При этом в перечень задач руководителей, отвечающих за обучение персонала, входит не только процесс непосредственного повышения квалификации работников, но и работа по управлению сопротивлением инновациям, оказываемым со стороны персонала в связи с планируемыми изменениями.[1]

При рассмотрении вопроса изменения кадровой политики организации в соответствии с инновационными стратегиями развития нельзя не отметить необходимость периодичного проведения исследований систем управления. Данный вид деятельности, как отмечает А.Н. Алексеев, направлен на развитие и совершенствование менеджмента в условиях постоянного изменения внутренних и внешних сред и осуществляется как в каждодневной работе менеджеров различных уровней, так и в деятельности специальных исследовательских подразделений и консалтинговых компаний. [4]

Большую роль в управлении инновационным развитием компании играет внедрение современных информационных технологий. В рамках проведения соответствующих изменений предприятия переходят на системы электронного документооборота (СЭД), объединяют подразделения в разноуровневые коммуникационные сети, а также внедряют электронные механизмы контроля за ходом процесса производства, объединенными с CRM-системами и центрами обеспечения безопасности.

В основе управления развитием инновационных предприятий должны присутствовать и мероприятия по регулярному мониторингу рынка, осуществлением которых, как правило, занимаются как топ-менеджеры, так и управляющие нижних звеньев. Основными задачами в рамках осуществления данных мероприятий является периодическое исследование рынка, проведение анализа эффективности деятельности конкурентов путем применения различных метрик и сравнения показателей аналогичных фирм с собственными, а также отслеживание и изучение новейших технологий, появляющихся в области промышленного производства.

За последние два десятилетия в Российской Федерации наблюдается тенденция к сокращению в некоторых отраслях (текстильная промышленность, производство машин и оборудования) предприятий, выпускающих конкурентоспособную инновационную продукцию [2]. На формирование данной проблемы повлияли такие факторы, как «утечка мозгов», высокая доля импорта товаров и рост зависимости экономики от нефтегазовой отрасли. Также большую роль в снижении количества функционирующих заводов и фабрик сыграла и высокая относительно таких стран как Китай, Индия и Вьетнам стоимость человеческих ресурсов, увеличивающая себестоимость производимой продукции.

Несмотря на ряд проблем, существующих в области развития инновационных промышленных предприятий, на территории России присутствует ряд заводов и фабрик, с успехом осуществляющих производство товаров с применением новейших технологий. Одной из таких организаций является ставропольский завод «Монокристалл», занимающийся производством синтетического сапфира для высокотехнологичных применений. Согласно стратегии развития компании, её основная цель - создание максимально инновационных материалов, а также комплектующих и приборов для рынка. Показательным индикатором успешности данного направления организации являются выручка за 2014 год, составившая 87 миллионов долларов, в то время как сама компания стала мировым лидером в данном сегменте.

Другим примером эффективности управления инновационным развитием на промышленных предприятиях является калужский завод Pandora LED, занимающийся с 2011 года производством уличных светодиодных LED-светильников по инновационным технологиям. За несколько лет, благодаря внедрению новейших технологий изготовления светильных приборов, компании удалось занять лидирующие позиции на соответствующем рынке.

Таким образом, процессу управления инновационным развитием промышленных предприятий со стороны менеджмента компаний-производителей должно оказываться особое внимание, особенно в области разработки стратегии и проведения НИОКР. Внедрение новых способов производства, управления персоналом, взаимодействия с рынком, а также поиск новых ниш позволяет промышленным организациям не только сохранять позиции на рынке, но и становиться лидерами в определенных отраслях, повышая инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность даже в условиях нестабильной экономической обстановки.

Список литературы:

1. Алексашина Т.В. Коммерциализация инноваций и перспективы развития сетевых форм поддержки инновационных проектов// Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 7 (282). С. 43-55.

2. Алексеев А. Н. Анализ технико-экономической структуры отраслей промышленности (на примере машиностроения) // Вестник самарского государственного технического университета. Серия: экономические науки. 2012. № 1. С. 40-47.

3. Алексеев А.Н. Инновационная деятельность предприятий промышленности: методология оценки и государственного регулирования// Транспортное дело России. 2013. № 6-2. С. 159-161.

4. Алексеев А.Н. Исследование систем управления. – Москва: МИЭМП, 2010. – 36 с.

5. Алексеев А.Н. Корпоративная культура предприятия в условиях инновационной экономики// Транспортное дело России. 2014. № 2. С 129-131.

6. Алексеев А.Н., Алексашина Т.В. Инновационная деятельность: организация системы контроля// Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 117-120.

7. Безрукова Т. Л., Борисов А. Н., Добросоцкий М. К. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов промышленных предприятий. - Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2010. 194 с.

8. Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. - Москва, 2010. – 242 с.

9. Ершов А. В. Проблемы и преимущества инновационного предприятия. М.: Лаборатория книги, 2011. 100 с.

10. Киселев Е.В. Управление инновационным развитием машиностроительного предприятия //Материалы междунар.научн.конференции «Современные технологии управления». - М., 2014. - С. 979-987.

11. Корчагин В. А., Деречинский Ю. Н., Коверга С. В. Инновационный потенциал предприятия: монография. - Елец: Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. 192 с.