Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
16.12.2015

Формирование экологической культуры студентов в вузе

Чугайнова Лариса Валентиновна
кандидат биологических наук, доцент Отделение очного обучения Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» г. Соликамск, Пермский край, Россия
Аннотация: В статье описаны направления работы со студентами  по формированию экологической культуры (учебная работа, научная деятельность). Представлены дисциплины экологической направленности, специальные учебно-методические пособия, созданные в вузе для работы со студентами, темы экологических проектов,  выпускных квалификационных работ.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, дисциплины экологической направленности, учебно-методические пособия, научно-исследовательская деятельность, экологические проекты, выпускные квалификационные работы
Электронная версия
Скачать (450.6 Kb)

Целью экологического образования является формирование экологической культуры. Это сложный многоступенчатый длительный процесс, который начинается с рождения человека. Определенная биосоциальная среда (природа – семья – общество) влияет на развитие личности по мере последовательного освоения ею разных сфер жизни. Однако, несмотря на разные траектории развития каждого человека, ведущая роль принадлежит образовательному пространству, в котором он оказывается на протяжении своей жизни: детский сад – школа – среднее профессиональное образовательное учреждение – вуз – послевузовское образование - профессиональная деятельность. Ведущее место принадлежит образованию в вузе, и в большей степени, если это педагогический вуз, готовящий педагогов, чья профессиональная деятельность направлена на воспитание подрастающего поколения.

Формирование экологической культуры студентов в СГПИ (филиал) ПГНИУ осуществляется в учебной, научной и внеучебной деятельности. Каждое направление способствует развитию общекультурных, профессиональных, а также специальных компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, личностных, моральных установок, социально-нравственных ценностей, правил поведения, привычек. Реализуемые нами учебные планы включают дисциплины экологической направленности, которые студенты осваивают в ходе учебного процесса: «Основы экологической культуры», «Биология с основами экологии», «Опасности природного характера и защита от них», «Опасности техногенного характера и защита от них», «Экологическая и продовольственная безопасность», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы генетики» и др. Учебные курсы способствуют повышению экологической грамотности студентов, формированию представлений о человеке как о части природы, о единстве и ценности всего живого, и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучению грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной, техногенной среде и непосредственно с его профессиональной деятельностью. Рассматриваются современные экологические проблемы, вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, влияния окружающей среды на организм человека и способы снижения этого влияния и т.д. В рамках «Методики преподавания предмета «окружающий мир» изучаются формы, методы, методические приемы, средства экологического воспитания учащихся.

Для более эффективной организации образовательного процесса, работа на учебных занятиях и в ходе педагогической практики осуществляется с использованием специальных учебно-методических пособий, созданных для студентов педагогического вуза и опубликованных в РИО СГПИ и других издательствах: «Биология с основами экологии» [1]; «Теоретические основы обучения естествознанию» [4]; «Теория и методика обучения основам БЖД в школе» [5]; «Методические материалы к педагогической практике студентов (специальности «Основы безопасности жизнедеятельности»)» [2]; Экология (избранные вопросы) [6]; «Основы экологической культуры» (рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений - пособие включает справочные материалы, задания и вопросы для самостоятельной работы по каждой теме курса) [3] и др.

Дополняет и обогащает учебный процесс работа проблемных групп: «Экологическое воспитание в начальной школе, ДОУ, теория и технологии обучения естествознанию в начальной школе», «Безопасность жизнедеятельности. Экологическая безопасность». В рамках деятельности таких объединений студентами разрабатываются и воплощаются в жизнь экологические проекты: «Птичий дом», «Мой школьный сад», «Кваркуш – там, где не был человек», «Живая изгородь», «Вода – наше богатство», «Озеленение пришкольного участка», «Экологическая тропа», «Очистка прибрежной зоны Александровского городского пруда от мусора», «Цветочная клумба-часы», «Озеро осетров», «Школьный двор – мой двор», «Вырастим фиалки сами к празднику любимой маме», «Чистый лес», «Очистка прибрежной зоны Кизеловского городского пруда от мусора», «Альпийская горка», Состояние урочища «Зеленая роща» и возможные пути его восстановления», «Зеленый дом – здоровье в нем», «Школьный двор – моя страна», «Зеленая школа», «Поможем птице перезимовать», «Молодежь - за экологическое просвещение», «Чистая планета», «Зеленый островок детства», «Чистый родник», «Зеленая волна» и др. Студенты педагогического факультета ежегодно представляют и защищают планы-конспекты уроков и внеклассных мероприятий экологической направленности для учащихся 1-4 классов, которые в дальнейшем реализуют входе педагогической практики в школе.

Образовательная среда студентов выходит за пределы стен вуза. На протяжении многих лет поддерживается связь с учреждениями города, на базе которых проводятся учебные занятия и организуются экскурсии: Эколого-биологический центр, Библиотечно-информационный экологический центр, Центр медицинской профилактики, Мемориальный ботанический сад им. Г.Демидова, городской краеведческий музей, минералогический музей, музей ОАО «Соликамскбумпром» и др. Такая работа углубляет понимание молодежью экологических проблем города, знания о состоянии здоровья населения, о видовом разнообразии местной флоры и фауны, расширяет представления о направлениях экологической деятельности учреждений.

Особое место в формировании экологической, профессиональной педагогической культуры, развитии научного, аналитического мышления студентов занимает научно-исследовательская деятельность, результатом которой являются курсовые и выпускные квалификационные работы экологической направленности: «Обеспечение экологической безопасности на Яйвинской ГРЭС», «Меры защиты окружающей среды от загрязняющих выбросов промышленных предприятий (на примере г.Соликамска)», «Проблемы и перспективы использования водных ресурсов Пермского края», «Влияние производственных факторов ОАО «Соликамский магниевый завод» на окружающую среду города», «Малоотходное и безотходное производство магниевой, химической и редкометальной продукции как средство обеспечения экологической безопасности (на примере ОАО «СМЗ»)», «Способы защиты населения и работников промышленных предприятий от аварийно химически опасных веществ», «Обеспечение химической безопасности на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности (на примере ОАО «Соликамскбумпром»)», «Формирование основ экологической культуры школьников в процессе внеклассной краеведческой работы», «Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках «Окружающий мир», «Профилактика вредных привычек у старших подростков», «Формирование здорового образа жизни у подростков в условиях семьи», «Развитие экологического мировоззрения у младших школьников на уроках «Окружающий мир», «Экологическое образование младших школьников на уроках-экскурсиях», «Формирование бережного отношения к растительному и животному миру у младших школьников» и многие другие. В ходе НИРС согласно тематике исследования разрабатываются планы, программы воспитательных мероприятий с дошкольниками и школьниками, в которых студенты воплощают свои экологические и педагогические знания, умения, творческие идеи.

Участие студентов в учебной и научной работе экологического содержания показывает положительную динамику развития их экологической культуры, что позволит им успешно реализоваться в своей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Список литературы:

1. Чугайнова Л.В. Биология с основами экологии: учебно-методическое пособие. – ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО ГОУ ВПО «СГПИ», 2010. – 244с.

2. Чугайнова Л.В. Методические материалы к педагогической практике студентов (специальности «Основы безопасности жизнедеятельности»): учебно-методическое пособие. – ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО ГОУ ВПО «СГПИ», 2008. – 56 с.

3. Чугайнова Л.В. Основы экологической культуры: учебно-методическое пособие. Рекомендовано УМО РАЕ. – ФГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: СГПИ, 2013. – 140 с.

4. Чугайнова Л.В. Теоретические основы обучения естествознанию: учебно-методическое пособие. – ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО ГОУ ВПО «СГПИ», 2012. – 112 с.

5. Чугайнова Л.В. Теория и методика обучения основам БЖД в школе: учебно-методическое пособие. – ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск: РИО ГОУ ВПО «СГПИ», 2012. – 148с.

6. Чугайнова Л.В., Сугробова Н.Ю. Экология (избранные вопросы) // Безопасность жизнедеятельности в высшем профессиональном педагогическом образовании Приволжского федерального округа, региональный компонент: сборник учебных программ. – Н. Новгород: НГПУ, 2010. – С. 18 – 28.