Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
17.12.2015

Продовольственная безопасность северных регионов России

Слезко Таисия Валерьевна
студентка Факультет управления Московский университет им. С.Ю. Витте Москва, Россия
Аннотация: В статье поднимается проблема продовольственной безопасности России, в особенности ее северных регионов. Рассматривается вопрос о необходимости усиления поддержки со стороны государства в развитии АПК. Также уделено внимание взаимосвязи политики импортозамещения в агропромышленном комплексе и продовольственной безопасности России.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, северный регион, АПК, импортозамещение
Электронная версия
Скачать (489.6 Kb)

В последнее время проблема продовольственной безопасности становится одной из наиболее актуальных проблем национальной экономики. В науке сложилось понимание, что продовольственная безопасность - это постоянная способность государства и общества обеспечивать доступность продуктов питания для всего населения в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Применительно к северным регионам, как отмечает А.Н. Алексеев, при рассмотрении понятий «продовольственная безопасность» и «продовольственная независимость» речь должна идти о продовольственном обеспечении, исходя из того, что в стране, в силу климатических особенностей, специализации производства, не только возможно, но и целесообразно передвижение продовольственных товаров, тем более для северных регионов.[4]

Продовольственная безопасность в России обеспечивается государством. Однако на пути к ее достижению, важнейшую роль играет аграрно-промышленный комплекс, субъекты которого нередко сталкиваются с проблемами, тормозящими их развитие, а зачастую даже приводящими к ликвидации предприятий. К числу таких проблем можно отнести: высокие цены на сельскохозяйственную технику, запчасти, стройматериалы, горюче-смазочные материалы; недостаток специальной техники, семян, удобрений и других материально-технических ресурсов; отсутствие дорог, связи, электро- водо- и газоснабжения; трудности с получением кредитов, высокие процентные ставки по ним; неуверенность в долговременном характере преобразований в аграрном секторе экономики; правовая незащищённость.[2, 3]

На преодоление сложившийся ситуации в аграрно-промышленном комплексе был нацелен приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», разработанный в соответствии с поручением президента России В.В. Путина. Он предусматривал три основных направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования АПК, обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

Современный аграрно-промышленный комплекс нуждается в инновациях. Инновационные технологии, как двигатель прогресса, требуют не только вложения значительных средств, но и наличия соответствующих научно-образовательной и научно-технической баз. Одним из приоритетных инновационных направлений должно явиться развитие логистических центров для сельхозпродукции. Особенно это актуально для северных регионов с их географической и климатической спецификой. [1, 5]

Финансово-экономический кризис 2008 – 2009 гг. осложнил ситуацию в экономике. В 2012 г. Правительство РФ приняло очередную Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 гг. Основные цели этой программы: обеспечение продовольственной безопасности России, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, устойчивое развитие сельских территорий, увеличение эффективности использования земельных и других ресурсов. Важная роль при этом отводится малым формам хозяйствования, которым государство намерено оказывать дальнейшую поддержку.[7, 8]

В настоящее время правительство, главы регионов, обращают все большое внимание на развитие агропромышленного комплекса страны с целью развития внутренней инфраструктуры и усиления продовольственной безопасности всего государства. Так, директор департамента агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа В. Кучеренко заявил, что России необходима разработка далеко идущих программ по сельскому хозяйству. «Перед отечественным сельским хозяйством стоит глобальная задача – развитие продовольственной безопасности. Раньше на российском рынке было очень много импорта. Только на Ямале более шестидесяти процентов продукции завозилось из-за рубежа. И сразу перестроиться, конечно, трудно. Поэтому нужно разработать многие тяжелые, но необходимые и далеко идущие программы по сельскому хозяйству» - отмечается в одной из публикаций В.Кучеренко. [7]

Для нынешней ситуации в экономике тема импортозамещения стала более актуальной, нежели в более ранние годы. Была разработана новая стратегия, направленная на высокую независимость от зарубежных поставщиков почти во всех сферах. Особое внимание сосредоточено на отрасли производства в области сельскохозяйственного, транспортного, нефтегазового машиностроения. Стратегия импортозамещения министерства промышленности совместно с отраслевыми министерствами в настоящее время подразумевает рассмотрение восемнадцати отраслевых планов, которые включают в себя 2059 проектов. Предполагается, что бюджет реализации отраслевых планов по импортозамещению наиболее важных видов продукции по гражданским отраслям составит полтора триллиона рублей.

Очевидно, что политика импортозамещения в национальном агропромышленном комплексе и уровень продовольственной безопасности России сегодня теснейшим образом связаны. К настоящему времени западный продовольственный импорт в РФ замещён почти на 70%. Доля в этом объеме замещения (принимаемом за 100%) российской продукции достигает 60%, "внесанкционных" стран, включая страны СНГ, - 40%. Однако замещение импорта в сфере АПК-технологий, связанное со значительной капиталоемкостью, требует куда большего времени.

Речь, как считают специалисты, должна идти о системных цепочках в развитии продовольственного импортозамещения. Имеется в виду связка «технологическая база производства сырья - его комплексная переработка - эффективное товаропродвижение». Анализ показывает, что подобная практика уже сложилась или складывается в ряде регионов РФ – в Белгородской, Воронежской, Ростовской, Тамбовской областях, Татарстане, Краснодарском крае, Ставрополье (мясное и молочное животноводство с глубокой переработкой этого сырья, семеноводство, сырьё- и почвосберегающие продукты машиностроения и других агропромтехнологий), в Архангельской области, на Ямале (производство рыбопродукции, рыбоперерабатывающие технологии, развитие рыбокормовой базы).

В этой области существует богатейший мировой опыт – к услугам тех, кто захочет им воспользоваться. Именно по пути создания таких системных цепочек развивалось комплексное продовольственное импортозамещение в 70-х - 80-х гг. в Китае, в новых индустриальных странах Восточной Азии, в Ираке, Ливии; в 90-х - начале 2000-х годов - во Вьетнаме, Иране, Чили, Бразилии. В первой половине ХХ века - в Северной Америке, Скандинавии, Австралии, Новой Зеландии; несколько позднее - в Японии, ЮАР, Израиле, Саудовской Аравии, Кувейте, Албании.

По имеющимся оценкам, системные цепочки в развитии продовольственного импортозамещения могут быть внедрены в РФ в плодо- и овощеводстве за 2 - 4 года, в животноводческом и рыбном комплексах в течение 3 - 7 лет, в пищевой промышленности в течение 4 - 8 лет. Требуются лишь надлежащий уровень комплексной государственной поддержки и защита производителей от незаконного реэкспорта. Полагаем, что реализация системных мероприятий в данном направлении, сможет существенно повысить уровень продовольственной безопасности не только северных регионов, отличающихся экстремальными условиями ведения хозяйства, но и всей территории России.

Список литературы:

1. Алексеев А.Н. Организационный механизм управления агропродовольственным рынком районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2010. № 11. С. 88-89.

2. Алексеев А.Н. Проблемы кадрового потенциала агропромышленного комплекса регионов Крайнего Севера // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2009. № 2. С. 52-57.

3. Алексеев А.Н. Повышение конкурентной устойчивости агропродовольственной сферы северных регионов России// Транспортное дело России. 2011. № 6. С. 122-124.

4. Алексеев А.Н. Теоретические основы развития агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера. – М.: РУДН, 2010. – 158 с.

5. Алексеев А.Н. Факторы, влияющие на развитие агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2011. № 17. С. 115-117.

6. Алексеев А.Н., Филатов В.В. Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка// В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3. С. 287-291.

7. Кучеренко В. Развитие продовольственной безопасности – главная задача сельского хозяйства // http: сделановрегионах.рф/news/made_regions/made_regions_person/1449482856-kucherenko-razvitie-prodovolstvennoi-bezopasnosti-glavnaya-zadacha-selskogo-kho (дата обращения 14.12.2015).

8. Постановление Правительства Российской Федерации, распоряжение от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

9. Постановление Правительства Российской Федерации, распоряжение от 19 декабря 2014 г. № 1421, Москва, «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

10. Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1948-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014 - 2015 гг.»

11. Рибокене Е.В. Экономическое поведение потребителей в условиях транзитивной экономики России… диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Саратов, 2001.