Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
18.12.2015

Развитие системы управления знаниями на предприятиях

Ежакова Дарья Олеговна
бакалавр Факультет управления Московский университет им. С.Ю.Витте Москва, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются научное направление и новое направление менеджмента организации - «Система управления знаниями». Рассматривается процесс работы, его методы, технологии и формы работы со знаниями. Возникшие проблемы и задачи рассмотрены в корпоративных системах и важнейших подсистемах, такие как корпоративное хранилище, информационно-программные обеспечения.
Ключевые слова: система управления знаниями, управление знаниями, интеллектуальный капитал, интеллектуальный резерв
Электронная версия
Скачать (549.3 Kb)

В наше время информация является одним из значимых источников устойчивой конкурентоспособности, в следствии этого организациям понадобилось структурирование системы «управления знаниями». Как отметили профессоры кафедры математики и информатики МУ им. C.Ю.Витте М.Я. Парфенова и Г.А. Питерцева, образование рассматривается как один из системообразующих факторов формирования интеллектуального капитала предприятия. [1]

Американский ученый Карл Винг в 1986 году выступал на конференции в Швейцарии именно тогда впервые он применил термин «управление знаниями» и выделил разницу между информацией и знаниями.

И в чем же разница? Информация - это систематизированные, обработанные и предоставленные данные. Видов информации множество, разделяющиеся по объему, актуальности и др.

Знания же - это какой-либо вариант информации, который был изучен, запомнен и усвоен человеком. Из чего мы видим, что знания - это та же информация, прошедшая процесс изучения путем синтеза, анализа, отбора и отсеивания.

Для поддержания и улучшения процессов сохранения, применения и создания новых знаний, разрабатывается система управления знаниями (СУЗ).

Концепция СУЗ включает в себя два типа СУЗ, основанные на конструктивных и содержательных аспектах представления знаний. [2] Ключевой компонент СУЗ - это поисковая подсистема, которая обеспечивает отбор и доставку информации по запросам.

Менеджмент в организации стремится повышать эффективность и количество интеллектуальных ресурсов, а именно: сокращение времени на поиск информации, максимальное использование опыта и знаний сотрудников, сокращение времени на адаптацию новых сотрудников и др. [3] Для решения данных задач, как раз и существует СУЗ.

Выделяют 3 составляющие СУЗ:

  • Сама информация
  • Персонал компании
  • Система поиска

У большинства компаний, в особенности у крупных, содержится чрезмерное количество неструктурированной информации, которую достаточно сложно получить или найти. Поэтому управление знаниями разделили на этапы, и предложили это: Дж.Харрингтон и Ф.Воул.

1. Создание знаний. Создается стимул для сотрудников в участии в процессе ведь именно их идеи входят в основу знаний.

2. Накопление знаний. Вырабатываются решения и их значимость, для эффективного накопления.

3. Передача знаний. Знания приводятся к общему формату, систематизируются по признакам.

4. Распространение знаний. Самый сложный этап, т.к. большинство сотрудников действуют исключительно в своих интересах. Подразумевает то, что сотрудники не желают делиться своими наработанными опытом и знаниями. Поэтому самым сложным является прививание этого желания сотрудникам, стимуляция и мотивация к добровольному распространению знаний.

5. Применение знаний. Если во время проведения этапа, удается открывать новые возможности с избежание ошибок, то организация получает выгоду от нее.

6. Освобождение от устаревших знаний. Для того, чтобы избежать замещение эффективной информации на менее эффективную, нужно своевременно избавляться от устаревшей. Большую осторожность нужно проявлять, когда надежные и проверенные практики заменяются новыми подходами еще не проявившие себя как перспективные.

«Система управления знаниями на предприятии представляет собой взаимодействие разноплановых элементов в целях формирования единого информационного пространства, организации групповой работы сотрудников для приобретения и обмена знаниями, предоставления доступа к единой корпоративной базе знаний сотрудников в общих интересах». [4]

СУЗ - это множество технологий, состоящие из программных объектов, обеспечивающие эффективность взаимодействия персонала во время решения поставленных производственных задач.

IT-инфраструктура отвечает за обмен информации и коллективную работу и обеспечивает управлением контента, анализом данных и автоматизацию документооборота.

Структура IT-инфраструктуры СУЗ: [5]

1. Нижний уровень. Обеспечение получения знаний из различных источников (база данных, формы, таблицы или документы)

2. Онтологии. Визуальные модели - сеть знаний, которая представлена графически, что помогает упростить ее понимание. Для ее получения используют программные средства и представляют с помощью программных языков (OWL и RDF).

3. Промежуточный уровень. Хранение метаданных и онтологии, передача информации для работы с внешними и внутренними системами, обработка запроса и получение выводов.

4. Пользовательское приложение. Предоставляет доступ пользователей ко всем знаниям в системе.

Так же можно выделить отдельно несколько основных схем СУЗ.

1. Выявление знаний и их схематическое отображение.

2. Локализация опыта. Процесс обнаружения опыта организации и обеспечения доступа для принятия деловых решений.

3. Интеллектуальны бизнес-анализ, иначе BI - Business Intelligence - добыча и хранение информации.

4. Передача знаний.

5. Сотрудничество.

6. Семантическое моделирование. позволяет расширить функциональные возможности СУЗ. До его создания программные обеспечения использовались только для контент-анализа данных (анализ документов, идей и фактов). После появления моделирования началось изучение не отдельных данных, а их совокупности.

7. Порталы управления знаниями. Если порталы сопутствуют с развитием хранилища знаний, то схема наиболее эффективна. Зачет порталов упрощается процесс работы с информацией, т.к знания систематизированные и представленные в доступном формате.

Основные типы порталов управления знаниями:

  • персональные порталы - фильтрация информации для получения конкретных запрошенных данных.
  • коммерческие порталы - web - данные систематизируются и предоставляются пользователю в определенной предметной области.
  • корпоративные порталы - основная область данных в компании.

В последнее время корпоративные системы управления знаниями - это новая и сложная проблема, она оказывает большое влияние на производительность, оперативность и компетентность работы компании. СУЗ ориентированы на поддержание человеческого потенциала, поднятие корпоративной культуры, оптимизацию и систематизацию решений. Что дает нам право сказать, что СУЗ играет большое значение в конкурентоспособности компании в современных условиях.

Список литературы:

1. Парфенова М.Я., Питерцева Г.А. Образование как системообразующий фактор формирования интеллектуального капитала предприятий // Вестник Московского университета им.С.Ю.Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2012 С.61-67

2. Дмитриев П. И. Основные возможности Microsoft SharePoint 2010 для построения корпоративной системы управления знаниями // Молодой ученый, 2011. №4. Т.1. С. 86-88.

3. Горелова С.И., Никитова С.Г. Развитием системы управления знаниями в российских компаниях // Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности. VII международная конференция – Москва, 2011. - С.273

4. Русакова Е.Г., Карнаух И.В. Управления знаниями на предприятии //Москва: Власть.2012. С.82

5. Абрамова Л.Д, Бакунин А.А Информационные технологии как элемент системы управления знаниями поддержки IT-менеджера //Вестник университета. 2012. №8. С.81.