Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
19.12.2015

Развитие государственно-частного партнерства в регионах

Разинкин Игорь Андреевич
Студент факультета управления, Московский университет им. С. Ю. Витте Москва, Россия
Аннотация: В процессе преодоления последствий различных экономических кризисов была выявлена проблема нехватки инвестиционных средств в инфраструктуру регионов страны. Для решения проблемы разработана и успешно внедряется система государственно-частного партнерства, направленная, особым образом, на создание благоприятных условий функционирования хозяйственного комплекса, а также на удовлетворение растущего спроса на товары и услуги. Данной проблематике и посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, интеграция, нормативно-правовые механизмы
Электронная версия
Скачать (448.2 Kb)

На данный момент в Российской Федерации остаются актуальными вопросы, связанные с уровнем развития инфраструктуры и объектов хозяйствования в регионах. Очевидно, что решить проблему с модернизацией ЖКХ, ремонтом дорог, развитием благоустройства не представляется возможным только за счет федерального, а также региональных и местных бюджетов.

Именно для решения данной проблемы и внедряется заимствованная из зарубежного опыта ГЧП (государственно-частное партнерство). Государственно-частное партнерство представляет собой юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления[15]. Простым языком можно сказать, что ГЧП - это юридически оформленное соглашение между государством и частным инвестором на взаимовыгодных условиях.

Исследование показывает, что применение механизма ГЧП помогает реализовать важные для общества проекты в кратчайшие сроки, а также возникает возможность повысить эффективность данных проектов из-за участия в них частных инвесторов. Также происходит снижение нагрузки на государственный бюджет из-за привлечения средств частного бизнеса, появляется возможность привлечения высококвалифицированных управленческих кадров и использование новой техники. [3] При частичной разгрузке обязанностей, государство может сконцентрировать деятельность гос.органов на основных административных функциях. Польза для бизнеса заключается, прежде всего, в расширении полномочий, предоставлении различных льгот, а также необходимых ресурсов как финансовых, так и материальных.[7]

Система ГЧП на данный момент нашла свое применение и распространение в транспортной сфере, сфере энергетики и, что не маловажно, сферах здравоохранения и сельского хозяйства. Агропродовольственный рынок в последние годы оказывается весьма «урожайной» площадкой для реализации проектов государственно-частного партнерства в регионах. [5] Заметим, что данный вид партнерства между государством и бизнесом набирает обороты. Несмотря на то, что ГЧП на данный момент наиболее развито в городах федерального значения, данная система начинает получать распространение и в регионах. Данные статистики говорят о том, что среди регионов рейтинг лидеров возглавляют Республика Татарстан и Новосибирская область.

Наша страна, как и весь мир в целом, стоит на пути преодоления глобального кризиса, государству приходится изыскивать источники дополнительного финансирования. В сложившейся ситуации заключение соглашений на взаимовыгодных условиях между государством и частным бизнесом приобрело высокую актуальность, так как данные «союзы» способствуют развитию социально-значимых региональных проектов.

Механизмы ГЧП способны сохранить темп экономического роста, хотя в России пока идет лишь фаза становления, развития и «наладки» инструментов государственно-частного партнерства. Эффективность данного партнерства заключается не только в возможности софинансирования, то есть в использовании совместных денежных средств, но и в использовании уникальных возможностей каждого участника партнерства, и, как следствие минимизации совокупных рисков при реализации проектов.[12]

Говоря о региональном срезе по данной проблематике, стоит отметить, что рядом авторов была разработана методика, по которой составляется рейтинг регионов страны, участвующих в системе ГЧП. При составлении рейтинга учитываются факторы, которые влияют на развитие механизмов государственно-частного партнерства, определяющие потенциал региона. По мнению составителей рейтинга, развитость институциональной среды, является едва ли не самым важным компонентом для привлечения инвестиций в проекты партнерства государства и частного бизнеса. Это связано с тем, что данное партнерство у нас в стране находится на стадии становления. Под развитостью институциональной среды понимают множество условий, таких как: наличие нормативно-правового регулирования в отдельно взятом регионе, наличие органов управления проектами ГЧП и т.д. [4] К слову, если обратиться к сайту Минэкономразвития РФ, то можно увидеть, что существует нормативно-правовая база, регулирующая не только целостную систему ГЧП в стране, но и в отдельно взятых регионах.

В составлении рейтинга также учитывается опыт региона в подобных проектах, так как чем больше опыт, тем выше компетенция региона в вопросах реализации проектов ГЧП и, соответственно, выше привлекательность инвесторов. Однако место в рейтинге еще не показатель привлекательности региона. Так, например, по данным рейтинга Новосибирская область занимает третье место, не смотря на то, что в данном регионе самое большее число проектов ГЧП. Возможно, это связано с тем, отдельный региональный закон по данному вопросу для Новосибирской области вышел в свет только в 2012 году.

Теперь стоит уделить внимание тому, в каких сферах может применяться ГЧП. В рамках ГЧП может проводиться строительство детских садов, школ, детских домов и прочих учреждений. Развитие малого бизнеса также может осуществляться эффективнее, основываясь на механизмах государственно-частного партнерства.[1] ГЧП может охватывать такие сферы, как строительство дорог общего пользования и развитие транспортной инфраструктуры в целом, системы ЖКХ, здравоохранения, а для регионов характерно и развитие сельского хозяйства.[6]

Обобщив вышесказанное, можно отметить, что в России, наконец, наметилась положительная динамика во взаимоотношениях государства и бизнеса. Множество инвестиционных проектов ждут реализации, у частных инвесторов появился заметный интерес к участию в механизме ГЧП. Положительные результаты использования ГЧП уже можно наблюдать в ряде регионов нашей страны. [9] Не может не радовать тот факт, что постоянно совершенствуется и нормативно-правовая база, регулирующая отношения государства и бизнеса, не только на федеральном, но и на региональном уровне. Частному сектору, участвующему в партнерствах предоставляют налоговые и прочие льготы. Можно с уверенностью сказать, что механизмы ГЧП особенно актуальны в условиях нынешней экономики и, несомненно, способствуют повышению эффективности и усилению устойчивости развития национальной экономики.

Список литературы:

1. Аверин А.В., Григорьева В.В., Петухов Д.В. Внутренний контроль и мониторинг качества консультационных услуг в системе обеспечения эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 5. С. 91-95.

2. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С. 24-31.

3. Алексашина Т.В. Коммерциализация инноваций и перспективы развития сетевых форм поддержки инновационных проектов// Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 7 (282). С. 43-55.

4. Алексеев А.Н. Исследование систем управления. – Москва: МИЭМП, 2010. – 36 с.

5. Алексеев А. Н. Организационно-экономический механизм агропродовольственного рынка северного региона // Транспортное дело России. 2011. № 4. С. 187-189.

6. Алексеев А. Н. Повышение конкурентной устойчивости агропродовольственной сферы северных регионов России // Транспортное дело России. 2011. № 6. С. 122-124.

7. Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития// Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 190-193.

8. Алексеев А.Н. Факторы, влияющие на развитие агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2011. № 17. С. 115-117.

9. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга// В мире научных открытий. 2012. № 10.2 (34). С. 22-33.

10. Алямкина Е.А., Рибокене Е.В., Алексашина Е.В. Возможности обеспечения трудовыми ресурсами прибрежной зоны арктического региона/ Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон материалы XI Международной научной конференции. 2015. С. 40-44.

11. Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. - Москва, 2010. – 242 с.

12. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство. Москва:Юстицинформ, 2012. 256 с.

13. Рагулина Ю.В., Петрова Ю.И., Плахотников А.А., Елесина М.В. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития. - Москва, 2014.

14. Смирнов В.Т., Алексашина Т.В. Состояние инновационного потенциала России и факторы повышения инновационной активности бизнеса// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-1. С. 47-51.

15. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/ (дата обращения: 11.12.2015).