Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.12.2015

Развитие машиностроения в условиях членства в ВТО

Мариенков Александр Олегович
Студент факультета управления Московский университет им. С. Ю. Витте Москва, Россия
Аннотация: В статье выделены положительные и отрицательные последствия, которыми для отрасли машиностроения может обернуться вступление в ВТО. Автором проанализированы последствия входа иностранных компаний на российский рынок, а также предпринята попытка определить, какую роль сыграло вступление России в ВТО в целом для экономики страны.
Ключевые слова: машиностроение, Всемирная торговая организация, экспорт, импорт
Электронная версия
Скачать (448.1 Kb)

На сегодняшний день Россия является членом Всемирной торговой организации (ВТО), куда уже входят 156 стран. Очевидно, что в дальнейшем число стран, вступивших в ВТО, будет лишь расти. С середины 1990-х гг. Россия пыталась войти в состав Всемирной торговой организации, переговоры на данную тему длились в течение 18 лет и завершились вступлением России как полноправного участника 22 августа 2012 года. Практически любое государство с рыночно-ориентированной и устойчивой экономикой стремится стать членом ВТО с целью получить возможность равноправного участия в мировой торговле. С другой стороны, далеко не все российские эксперты демонстрировали уверенность, что вступление нашей страны в организацию окажет лишь положительное влияние и будет способствовать дальнейшему росту экономики и повышению благосостояния граждан.[13]

Проанализируем основные положительные возможности, приобретенные от вступления России в ВТО с учетом влияния на предприятия отрасли машиностроения:

- Россия получила более выгодные условия для доступа российской продукции на мировой рынок;

- возможность дополнительного привлечения иностранных инвестиций;

- возможность повышения конкурентоспособности и качества продаваемой продукции в процессе внедрения иностранных товаров и услуг на российский рынок.

Очевидно, что вступление России в ВТО подтолкнуло российский бизнес к более динамичному развитию в соответствии с международными нормами, включая техническое регулирование и стандарты качества, которые действуют за рубежом.

В тоже время, у вступления России в ВТО имеется и ряд отрицательных возможностей. Противники этого шага полагают, что власти РФ не обеспечивают предпосылки развития экономики в составе ВТО. Это связано с налогообложением, системой госзаказа и лизинга, состоянием национальной системы стандартов и норм, обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности.[8]

Машиностроение – это одна из главных отраслей промышленности, которой отдается политическое предпочтение и требуется постоянная экономическая помощь правительства в целях устойчивого развития. Помимо помощи государства, собственники должны сами прилагать определенные усилия для увеличения конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг на мировом рынке. [3] У менеджмента компаний должна быть поставлена главная задача – получение максимально возможной прибыли от разработки и производства для рынка товара, обладающего высокими конкурентными качествами, а также сопровождение этого товара на всех этапах жизненного цикла, включая гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Следует отметить, что важными требованиями для промышленных предприятий, вступивших в ВТО, являются создание инноваций и их внедрение в конструкторские и технологические разработки, проведение фундаментальных научных исследований; развитие интеллектуального капитала.[2]

Для российских компаний машиностроительного комплекса необходимо усвоить одно простое правило, актуальное для ведения конкурентной борьбы на мировом рынке после вступления России в ВТО. Правило таково: «Чтобы остаться на рынке, сохранить имеющееся производство, свою работу и заработанную плату, задача каждого рабочего, инженера, управляющего высшего звена – ответственно, качественно и профессионально выполнять свои обязанности для создания продукта, который будет успешно противостоять многочисленным иностранным конкурентам на мировой арене».[8]

Применительно к машиностроению, к числу достоинств, приобретенных по результатам вступления страны в ВТО можно отнести:

1) машиностроение является экспортно-ориентированной отраслью, поэтому вступление в ВТО может сыграть положительную роль в увеличении экспорта, нашим производителям легче получить доступ на зарубежные рынки;

2) до вступления в ВТО для России были закрыты зарубежные рынки заимствований, теперь же - рынки стали открытыми, а отрасль в целом стала более привлекательной для инвестиций;

3) российским производителям стало проще использовать иностранные технологии. [4] Теперь их стало легче, проще и дешевле импортировать для внедрения в собственный процесс изготовления товара. Полагаем, что это позитивно скажется на технологическом уровне развития машиностроительной отрасли.

Исследование позволяет выделить и отрицательные стороны:

1) Снижение пошлин на импорт отрицательно отражается на производстве отечественных автомобилей из-за существенного роста объема импорта иностранных автомобилей.

2) Возможный рост безработицы. Российские компании не выдерживают конкурентной борьбы с иностранными компаниями, из-за чего происходит даже банкротство. В иностранных компаниях, как правило, работают в большинстве граждане той страны, которой принадлежит компания.

Проанализировав положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО, можно сделать вывод, что в будущем развитие машиностроения может рассчитывать на положительную динамику. Россия стала более привлекательной для иностранных инвесторов, что способствует внедрению больших объемов капитала в развитие нашей экономики и отрасли в целом. На отечественном рынке стали появляться новые образцы продукции, а также услуги в области инфраструктуры машиностроения. [11] Можно заметить, что многие зарубежные автомобильные концерны стали производить автомобили непосредственно на территории РФ. В тоже время, в связи с приходом иностранных компаний на российский рынок ухудшилось положение отечественных производителей, потому что у иностранных компаний более развиты технологии маркетинга, автоматизации управления. Свое воздействие на исследуемую нами отрасль машиностроения также, безусловно, окажут и санкционные ограничения [12], впрочем, судить об их возможной продолжительности ведущие отечественные экономисты пока не берутся.

Список литературы:

1. Аверин А.В. Стандартизация и регламентация государственных услуг: российский и зарубежный опыт// Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 721-727.

2. Алексашина Т.В. Рынок интеллектуального капитала: перспективы формирования и развития. Монография. - Москва, 2014.

3. Алексеев А. Н. Анализ технико-экономической структуры отраслей промышленности (на примере машиностроения) // Вестник самарского государственного технического университета. Серия: экономические науки. 2012. № 1. С. 40-47.

4. Алексеев А.Н. Инновационная деятельность предприятий промышленности: методология оценки и государственного регулирования// Транспортное дело России. 2013. № 6-2. С. 159-161.

5. Алексеев А.Н. Исследование систем управления. – Москва: МИЭМП, 2010. – 36 с.

6. Алексеев А.Н. Корпоративная культура предприятия в условиях инновационной экономики// Транспортное дело России. 2014. № 2. С 129-131.

7. Алексеев А.Н., Алексашина Т.В. Инновационная деятельность: организация системы контроля// Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 117-120.

8. Глазьев С.Ю. Ограничения ВТО и условия инновационного развития экономики РФ// Золотой Лев – издание русской консервативной мысли. 2008. № 149– 150. – URL: www.zlev.ru (дата обращения 14.12.2015).

9. Материалы сайта Министерства экономического развития РФ. – URL: http://www.economy.gov.ru/minec/main (дата обращения 14.12.2015).

10. Мысаченко В.И. Технологические инновации и структурная перестройка отечественной промышленности// Вестник Томского государственного университета. 2008. № 315. С. 176-180.

11. Мысаченко В.И., Стаурин Г.Н. Стимулирование инновационной активности машиностроительных предприятий//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 2. С. 223-226.

12. Осипов В.С., Рагулина Ю.В. Экономические санкции в системе промышленной политики// Вестник АКСОР. 2015. № 1 (33). С. 48.

13. http://www.un.org/ru/wto/( дата обращения 14.12.2015)