Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.12.2015

Особенности развития агропродовольственного рынка России в условиях импортозамещения

Благодаткова Анастасия Геннадьевна
студент Факультет управления Московский университет им. С.Ю. Витте Москва, Россия
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы развития агропродовольственного рынка России в современных условиях. Автор анализирует угрозы нарастания внешних рисков для обеспечения продовольственной безопасности и структурные изменения, связанные с активизацией политики импортозамещения.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, агропродовольственный рынок, экономическая политика, импортозамещение, продовольственная безопасность
Электронная версия
Скачать (499.7 Kb)

Связанные с геоэкономическими и геополитическими изменениями угрозы и вызовы, усилили проблему продовольственной безопасности РФ. Способность обеспечения продовольственной безопасности РФ определяется темпами формирования и состоянием агропродовольственного комплекса, где за последние годы наметился ряд положительных тенденций. В 2014 году индекс производства пищевой промышленности составил 97% по отношению к 1990 г., а сельскохозяйственной - 92,7%. Впрочем, несмотря на некоторые достижения, общая динамика развития агропродовольственного рынка все еще характеризуется рядом структурных диспропорций.

В связи с тем, что объемы производства продовольственного комплекса не удовлетворяют в полном объеме потребности населения, продовольственное обеспечение по основным продуктам питания по-прежнему осуществляется, в том числе, и посредством импорта. В случае с северными регионами страны, специфика агропродовольственного рынка которых исследована А.Н. Алексеевым, потребность в импорте (как межрегиональном, так и национальном) является объективной.[5, 10] Однако, в случае с подавляющим большинством регионов страны, превышение объемов импорта продовольствия над показателями, рекомендованными в Доктрине продовольственной безопасности, наносит прямой удар по продовольственной безопасности.

По данным Росстата, в 2014 году доля импорта продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в РФ составила 34% (за 3 квартал 2015 - 27%) [17]. Удельный вес импорта в общем объеме ресурсов молокопродуктов и молока составил 23,4%, мяса и мясопродуктов – 22,5%, и 21,8% рыбной продукции. Рост импорта значительно превышает темпы роста производства агропромышленного комплекса, что также отрицательно влияет на производственную безопасность России.

В условиях введения санкций в отношении России, Указом Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»,был активизирован процесс импортозамещения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью поддержания национального производства импортозамещающей продукции и её дальнейшего экспорта.

Продвижение национального производства продукции в ходе реализации стратегии импортозамещения на продовольственном рынке сталкивается с ограничениями структурного характера, что проявляется в существенной дифференциации уровня эффективности производства, цен, доходов и других показателей между отраслями агропромышленного комплекса.[12] Ликвидация данных ограничений подразумевает существенную модификацию структурно ориентированной экономической политики и отраслевой структуры комплекса. Суть сбалансированного экономического роста не в количественном росте производства, а в качественном изменении структуры ресурсов и их воспроизводстве. Вследствие этого экономический рост агропродовольственного сектора на нынешнем этапе формирования необходимо связывать со сменой приоритетов, регулирующих надлежащие соотношение в распределении ресурсов, а также интенсивность и глубину межотраслевых связей. [15]

Основная проблема развития агропродовольственного рынка России на данном этапе сопряжена с формированием модели его экономического роста и нарушениями межотраслевых связей и пропорций. Это приводит к тому, что подавляющее большинство отраслей отечественного агропроизводственного сектора неконкурентоспособны. За последние 5 лет органами государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ были приняты меры экономико–правового характера, нацеленные на технологическую модернизацию перерабатывающей и пищевой промышленности, социальное благоустройство сельский территорий, стратегическое планирование аграрного хозяйства.[6] В частности, для решения данных задач, было разработано Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 года №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы».

Анализ регионального опыта позволяет отметить, что в субъектах РФ совершенствуются старые животноводческие комплексы или возводятся новые, строятся зернохранилища и другие объекты инфраструктуры для хранения зерна, уже приступили к строительству крупных картофеле- и овощехранилищ с холодильным и иным технологическим оборудованием. Отдельное внимание – совершенствованию транспортной инфраструктуры АПК. [8] Также реализуются инновационные проекты по технологическому и техническому обеспечению аграрно–промышленного комплекса.[3] Однако, давать экономическую и социальную оценку эффективности данных мероприятий станет возможным не ранее, чем через 5-10 лет, т.к. на такие сроки заключались договоры на кредитование с банками РФ и субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам для хозяйственных товаропроизводителей из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ.

В связи с данным обстоятельством, чтобы решить проблему импортозамещения в новых социально – экономических и политических условиях, необходимым становится пересмотр федеральной аграрной политики. Вынужденные ответные санкции со стороны РФ существенно изменили расклад сил на агропродовольственном рынке и в промышленности.[14] Проблема импортозамещения уже вызвала интерес у отечественных аграрных товаропроизводителей, которые при условии получения государственной финансовой поддержки [1], приобретают шанс занять собственную нишу на данном рынке и далее перейти на более эффективный этап развития деятельности. Правда, для этого, субъектам агропродовольственного рынка не хватает еще одного – готовности рационально организовывать механизм инновационной деятельности и осуществлять коммерциализацию инноваций в данной сфере. [11]

Исследование показывает, что для достижения устойчивого экономического роста в рамках российского аграрно – промышленного комплекса требуются значительные затраты. В 2013 г. импорт продовольствия в Россию в денежном эквиваленте составил 41,9 млрд. долларов, в 2014 г. этот показатель понизился до 35 млрд. долларов. [16] При дальнейшем падении импорта на рынке «появляются» свыше 6 млрд. долл. на приобретение сельскохозяйственной продукции. Основная задача заключается в том, чтобы на эти деньги приобреталась отечественная продукция, способная удовлетворить запросы населения не только по объему, но и по качеству, конкурентоспособная.

Органы законодательной власти в настоящий момент занимаются разработкой перечня дополнительных мер по импортозамещению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые могут существенно дополнить формирующийся экономико-правовой механизм развития отечественного агропродовольственного рынка в условиях активизации политики импортозамещения и принятия вынужденных ответных санкций на поставки продовольствия.

Следует отметить также и кадровую проблему агропродовольственного рынка, актуализированную усилением процессов импортозамещения.[9] На сегодняшний день многие учебно–опытные хозяйства в сфере АПК приватизированы, проблема подготовки квалифицированных специалистов-аграриев лишь обострилась.[4] В связи появившимися дополнительными возможностями в конкурентной борьбе, связанными с импортозамещением, следует существенно усилить подготовку кадров нового типа, обладающих профессиональными компетенциями для рынка труда в области АПК и способных эффективно работать в условиях повышения инновационной активности отрасли.

Список литературы:

1. Аверин А.В. Стандартизация и регламентация государственных услуг: российский и зарубежный опыт// Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 721-727.

2. Алексашина Т.В., Афанасьева М.В. Формирование стратегии финансового обеспечения повышения деловой активности промышленных предприятий// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2012. № 3-1. С. 145-149.

3. Алексеев А.Н. Повышение конкурентной устойчивости агропродовольственной сферы северных регионов России// Транспортное дело России. 2011. № 6. С. 122-124.

4. Алексеев А.Н. Проблемы кадрового потенциала агропромышленного комплекса регионов Крайнего Севера// Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2009. № 2. С. 52-57.

5. Алексеев А.Н. Продовольственное обеспечение северных регионов: проблемы и перспективы// Интеграл. 2007. № 6. С. 96-97.

6. Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития// Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 190-193.

7. Алексеев А.Н. Теоретические основы развития агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера. – М.: РУДН, 2010. – 158 с.

8. Алексеев А. Н. Транспортная инфраструктура агропромышленного комплекса районов Крайнего Севера // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 117-118.

9. Алексеев А.Н. Управление кадровым потенциалом агропродовольственного сектора районов Крайнего Севера// Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 21-23.

10. Алексеев А.Н. Формирование экономического механизма продовольственного обеспечения населения Северо-Восточного региона России/ дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006

11. Алексеев А.Н., Алексашина Т.В. Инновационная деятельность: организация системы контроля// Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 117-120.

12. Алексеев А.Н., Филатов В.В. Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка// В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3. С. 287-291.

13. Анфиногентова А.А. Использование всемирной базы данных «затраты–выпуск» для обоснования стратеги развития агропромышленного комплекса России// Экономика и управление. 2015. - №3 (113). - С. 4-10.

14. Осипов В.С., Рагулина Ю.В. Экономические санкции в системе промышленной политики// Вестник АКСОР. 2015. № 1 (33). С. 48-55.

15. Яковенко Н.А. Межотраслевая сбалансированность и потенциал роста конкурентоспособности агропродовольственного комплекса России / Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции; ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ».- Саратов: ООО «Буква», 2015. - С. 157-160.

16. http://newsruss.ru/doc/index.php/Импорт_продовольствия_в_Россию (дата обращения 20.12.2015)

17. http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=37164 (дата обращения 20.12.2015)