Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
26.12.2015

Перспективы и проблемы развития рынка интернета вещей

Елизаров Максим Андреевич
кафедра информационных систем и технологий Санкт-Петербургский государственный экономический университет г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы использования такой популярной технологии как «интернет вещей». Анализируются её перспективы на рынке услуг информационных технологий и влияние на экономику.  Приводятся примеры услуг с использованием данной технологии, а также актуальные проблемы эксплуатации и внедрения.
Ключевые слова: интернет вещей, межмашинное взаимодействие, рынок ИТ-услуг
Электронная версия
Скачать (484.7 Kb)

Существует множество определений термина «интернет вещей». Согласно наиболее распространенным, «интернет вещей» (Internet of Things, IoT) это концепция построения вычислительных сетей из физических объектов (иначе – «вещей»), обладающих возможностями взаимодействия с окружающей средой или друг с другом. На сегодня это четвертый этап развития интернета (после Web 1.0, 2.0 и 3.0), который наступил в промежутке между 2008 и 2009 годами, когда количество подключенных к интернету устройств превысило население Земли. Более того, согласно прогнозам Cisco IBSG к 2016 году будет подключено уже 25 млрд., а к 2020 году - 50 млрд. устройств. В этот же период ежегодный вклад Интернета вещей, например, в рост ВВП США составит 0,2-0,4%.

Основная идея интернета вещей состоит в организации взаимодействия разнообразных предметов в окружающей нас среде, передачи видовой информации, генерируемой этими вещами и предоставлении бесперебойного соединения. Связь вещей осуществляется посредством уже имеющихся и разрабатываемых информационно-коммуникационных технологий. В пространстве интернета вещей кроме существующих требований к технологиям связи и взаимодействия, таким как обеспечение связи "в любом месте" и "в любое время", появляется еще одно – "связь с любой вещью". Под этим требованием подразумевается не только обмен информацией и связь между самими вещами, но также и между вещью и человеком.

Модель IoT подразумевает наличие у каждой физической вещи, как минимум, элемента оборудования для коммуникации и опционально некоторых иных возможностей. Например, возможности ввода, хранения, обработки данных либо измерения некоторых параметров окружающей среды. Все устройства можно разделить на группы: сенсорные и исполнительные устройства, устройства переноса и сбора данных, устройства широкого/общего назначения.

В качестве приложений IoT могут выступать умные электросети, различные интеллектуальные транспортные системы, умные дома и т.д. По сетям связи осуществляется передача управляющих команд от приложений к устройствам. Сеть должна предоставлять стабильную, безопасную и эффективную передачу данных. В качестве ее инфраструктуры могут быть использованы как классические сети на базе протокола TCP/IP (с с использованием нового стандарта IPv6), так и современные сети, к примеру сети следующего поколения (Next Generation Networks (NGN)).

Сегодня интернет вещей состоит из разрозненных сетей обладающих слабой связью, при этом каждая сеть была развернута для решения конкретных специфических задач. Например, в современные автомобили используют сразу несколько сетей: одна управляет системами безопасности, другая — работой двигателя, еще одна осуществляет связь и т.д. В жилых и офисных помещениях также разворачивается множество сетей управляющих освещением, кондиционированием, отоплением, телефонной связью, вентиляцией, безопасностью. Также с помощью интернета вещей привычные для нас объекты преобразуются в совершенно новые инструменты, которые позволяют собирать, хранить и обрабатывать большой объем информации об окружающей среде. Практически все возможные количественные и качественные характеристики могут быть измерены устройствами с постоянным подключением к интернету. Получение такой информации открывает новые перспективы для анализа данных об окружающем мире. Можно будет производить вычисления с такими данными, которые ранее даже не накапливались как информация. Интернет вещей предоставит возможности для анализа и наблюдения за любыми показателями в реальном времени [5]. В процессе эволюции Интернета вещей эти, а также иные сети будут соединяться друг с другом, приобретая все более обширные возможности в таких сферах, как аналитика, безопасность и управление.

При этом не следует понимать интернет вещей только как технологию взаимодействия физических объектов друг с другом и с людьми. Это также и стратегически важная часть рынка информационных технологий, которая будет быстро расти, а также увеличивать прибыль и экономическую эффективность. В современном мире в условиях сильнейшей конкурентной борьбы, экономического кризиса, ситуации высокого риска и неопределенности – задачи по увеличению эффективности деятельности предприятия хорошо решаются путем внедрения корпоративной информационной системы [3], в основу которых также может быть положен интернет вещей. По оценкам экспертов, доходы от интернета вещей, могут составить около 308 млрд. долларов к 2020 году. Около 20% составят стартапы и 80% - сфера услуг. Если говорить о затратах, то на оборудование в потребительском IoT-рынке придется порядка 546 млрд. долларов в 2016 году, против 868 млрд. долларов расходов в корпоративном сегменте.

Аналитики IDC рассчитывают, что в ближайшие будущем объем рынка Internet of Things может вырасти в среднем на 13% в год что составит около 3,04 трлн. долларов в 2020-м. К этому времени количество устройств на рынке будет составлять примерно 30 млрд. штук.

В целом, динамика отрасли связи показывает опережающий рост предоставляемых услуг (голосовой связи, доставки контента, передачи данных пользовательских программных приложений, сотен телевизионных каналов, видеосвязи и т.п.) [1].

При этом, помимо упомянутых выше услуг «умного дома», «умного автомобиля» и «умной техники» интернет вещей также будет поглощать функции некоторых систем, например, электронного документооборота, по обмену информацией с контролирующими органами [4].
По мнению J’son & PartnersConsulting, основными сегментами рынка российского рынка M2M/IoT на транспорте в ближайшем будущем станут:

  • системы автоматического реагирования экстренных служб при ДТП («ЭРА-ГЛОНАСС»);
  • автоматизированные системы взимания платы с автомобилей;
  • информационно-развлекательные системы;
  • охранно-поисковые системы и системы видеонаблюдения и регистрации;
  • умное страхование.

На мировом рынке отследить общую тенденцию можно на примере отрасли машиностроения, т.к. несмотря на региональные различия, машиностроение в лидерах по количеству IoT-подключений в мире.

По оценке BeechamResearch, в Европе на нее приходится более 40 % рынка в количественном выражении. По прогнозам IHS, к 2022 году количество подключенных к интернету автомобилей (Connected Cars) в мире увеличится более чем в три раза по сравнению с 2015 годом (26,5 млн) и достигнет 82,5 млн. В продажах новых автомобилей доля подключенных автомобилей возрастет с 30 % в 2015 г. до 78 % в 2022 г. В тройку автопроизводителей-лидеров по инновациям в области систем помощи водителю, по данным Statista, вошли VW/Audi, Mercedes и BMW.

Какие барьеры стоят на пути развития Интернета вещей?

Одно из главных препятствий – многообразие различных протоколов и отсутствие единых стандартов.

Изначально Международный союз электросвязи (МСЭ, International Telecommunication Union, ITU) занял ключевое место в стандартизации в сфере Интернета вещей, но и другие крупные международные организации также реализуют свои проекты по стандартизации интернета вещей. К ним относятся Международная организация по стандартизации (ИСО, International Organization for Standardization, ISO), Международная электротехническая комиссия (МЭК, International Electrotechnical Commission, IEC) и Целевая группа по инженерным проблемам Интернета (Internet Engineering Task Force, IETF). И, конечно, значительные исследования ведут многие комитеты по стандартам Института инженеров по электронике и электротехнике (Institute of Electrical and Electronics Engineers, IEEE), без которых была бы невозможна эффективная реализация интернета вещей. Кроме того, в рамках организаций по разработке стандартов во многих странах реализуются важные национальные проекты в этой области.

Второй, но не менее важный барьер на пути развития IoT – вопрос безопасности, сейчас даже начал употребляться термин - «Интернет угроз» (Internet of Threats): «Как не превратить Интернет вещей в Интернет угроз?»

Из-за неудовлетворительно низкого уровня безопасности техники Интернета вещей ФБР США (Federal Bureau of Investigation, FBI) рекомендует полностью изолировать такие устройства от глобальной сети. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства. В частности, ведомство беспокоят уязвимости в UPnP (Universal Plug and Play – набор сетевых протоколов, публикуемых форумом UPnP, цель UPnP – универсальная автоматическая настройка сетевых устройств), жестко закодированные логины и пароли, слабые пароли по умолчанию, а также отказ в обслуживании. Вопросы безопасности в IoT привлекают внимание многих компаний, занимающихся информационной безопасностью, в том числе и Лабораторию Касперского. В одной из последних статей в блоге Лаборатории Касперского описано, как использовать умные устройства и обезопасить себя от злоумышленников.

Третий барьер – это проблема энергопитания подключенных устройств. Большинство из этих устройств – разнообразные беспроводные сенсоры. Они будут размещены в различных местах, возможно даже труднодоступных, а это значит, что затраты на замену элементов питания будут велики, и это может привести к потере выгоды от их использования.Третий барьер, мешающий развитию Интернета вещей, – это проблема энергопитания подключенных устройств. Многие из этих устройств – различные беспроводные сенсоры. Таковых вскоре будет размещено огромное количество, в том числе в труднодоступных местах, и затраты на замену в них элементов питания могут свести на нет все выгоды от использования.

Эта проблема решается разными способами: автономным электропитанием, химико-технологическим путем, использованием технологий с низким энергопотреблением, таких как Bluetooth LE, учетом требований пониженного энергопотребления при построении архитектуры сетей, специального ПО и др. Причем массовом их применении повышенная рентабельность позволяет сначала наиболее передовым предприятиям снижать цены на свои товары для стимулирования спроса. [5]

Четвертый барьер – самый трудно преодолеваемый – психологический. Его суть в том, что потребитель не готов по различным причинам, впускать в свою жизнь умные устройства. Такие опасения имеют место быть, так, как общественности уже известно, несколько довольно громких скандалов – когда злоумышленникам удавалось получить доступ к камерам домашнего видеонаблюдения. Или случай, когда хакеры получили доступ к удаленному управлению автомобилем. А также происшествие в марте этого года, когда пользователи Hive, умного термостата British Gas, не могли управлять отоплением из-за сбоя DNS у провайдера. Некоторые потребители считают, что умные вещи не создают добавленной стоимости, бесполезны и дороги. Существует так же боязнь того, что человек становится частью эксперимента маркетинговых служб крупных корпораций. 

Список литературы:

1. Галстян А.Ш., Шиянова А.А., Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Верификация экономико-математической модели инновационного развития связи и инфотелекоммуникаций России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 3 (48). – С. 78-84.

2. Минакова Т. Е., Минаков В. Ф. Синергия энергосбережения при высокой добавленной стоимости продукции // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 26.

3. Путькина Л.В. Особенности применения бизнес-моделей в сфере услуг // Naukarastudent.ru. – 2015. – No. 10 (22) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/22/2976/

4. Путькина Л.В., Якименко В.Н. Об опыте внедрения системы электронного документооборота (на примере ОАО «Усинскгеонефть») // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 11 (23) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/23/2982/

5. Ходаковский Ф.В. Перспективы интернета вещей // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/42161