Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
26.12.2015

Влияние внешнеторговой политики на экономическое развитие России в условиях экономических санкций

Гавриш Александра Андреевна
Студент Финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В работе проведено исследование  влияния ВТП на экономическое развитие стран в условиях санкций.   Рассмотрены особенности внешнеторговой политики России в условиях экономических санкций Запада, проанализированы факторы, препятствующие развитию данных связей, и обоснованы приоритетные пути  развития внешнеторгового сотрудничества. Отмечено, что российская экономика сегодня входит в новое международное экономическое пространство, в условиях нарастающей глобальной конкуренции и интеграции.
Ключевые слова: Геополитические интересы, интегрированность страны, внешнеторговая политика, санкции, нестабильность, экономическое развитие
Электронная версия
Скачать (608.4 Kb)

Научный руководитель: Морковкин Д.Е., к.э.н., доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации 

События, произошедшие в экономике в мировых масштабах за последнее время, требуют реализации определенных геополитических интересов, которые непосредственно влияют на внешнеторговую политику России. Связано это с тем, что важным условием целенаправленного экономического развития является интегрированность страны во внешнеэкономические связи. Россия в связи с событиями на востоке Украины и в Крыму (событиями, порождающими геополитический риск) стала объектом давления со стороны отдельных государств мира. Главной целью, достижение которой зависит от механизма санкционных мер, становятся именно внешнеэкономические связи РФ, что непосредственно ведет к серьезным последствиям во внешней торговле.

Внешнеэкономические отношения на данный момент в глобальном масштабе характеризуются нестабильным состоянием. Запрет на поставки товаров военного назначения, ужесточение экспортного режима в отношении некоторых российских компаний военно-промышленного комплекса, серьезные ограничения внешнеэкономического взаимодействия для ряда ключевых компаний военно-промышленного комплекса и банковского сектора, запреты на импорт и экспорт товаров, используемых в добыче нефти и газа (США, Швейцария), непосредственно повлияли на развитие внешнеэкономического сотрудничества России. Санкции на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для таких стран, как Австралия, Канада, Норвегия, США и ЕС, серьезно влияют на развитие экономик стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.

Ответом России на санкции, по нашему мнению, может стать реиндустриализация экономики, которая должна быть направлена на защиту инвесторов, борьбу с коррупцией, улучшение делового климата.

Важен и тот фактор, что активизация инвестиционной активности в России тормозят, в большей степени, не падение рубля, а рост недоверия к устойчивому положению национальной экономической системы. Взаимное доверие в работе с европейскими партнерами утеряно, а ЕС остается крупнейшим внешнеторговым партнером России на сегодняшний день. Это открывает новый путь отечественной экономики на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. На сегодняшний момент стоит отметить то, что подписание большого количества соглашений между Россией и Китаем подтверждает развитие взаимного внешнеэкономического сотрудничества двух стран опережающими темпами.

В современной глобальной экономике многие государства постоянно подвергаются вовлечению в международные хозяйственные связи. Результатом этого является формирование единой мировой экономики. Внешнеторговая политика как экономическая категория представляет собой составную часть внешнеэкономической политики, направленную на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.

В связи с тем, что большинство стран мира имеет ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок, они не в состоянии производить с достаточной эффективностью товары, которые необходимы для внутренних потребностей. Для таких стран внешнеэкономические связи являются способом получения необходимых товаров. Страны с большим сырьевым потенциалом основывают свои экономические системы на основе реализации экспортного потенциала [1].

Для понимания роли внешнеторговой политики в экономическом развитии России, необходимо рассмотреть ряд преимуществ, которыми обеспечивает современную экономику ВТП.

Именно внешнеторговая политика содействует оснащению производственных предприятий более совершенной техникой, внедрению передовой технологии и опыта, стимулируют производство и экономическую деятельность, повышая их эффективность, сокращают время на организацию выпуска новых изделий, увеличивают национальный доход. Более того, сбалансированность внутреннего рынка, которая обеспечивается импортом товаров массового спроса, уровень качества жизни напрямую зависят от государственной внешнеторговой политики.

Экономические санкции являются распространенным в истории инструментом давления стран Запада на государства, которые пытаются проводить самостоятельный экономический и политический курс.

В современном экономическом мире невозможно представить какое-либо государство, исключенное из системы мировых хозяйственных связей. Говоря о России, подобная зависимость от мира может отразиться, прежде всего, на обеспеченности страны стратегически важными товарами, такими как лекарства, продовольствие, технологии, комплектующие для производств.

Для того чтобы оценить масштаб потерь от введенных санкций, рассмотрим некоторые статистические данные. Согласно официальной статистике, в торговом балансе России главными партнерами остаются страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9 % экспорта) и СНГ (13% импорта и 14% экспорта), крупнейшие из них - Китай и Германия (рис. 1).

Рис.1 Крупнейшие торговые партнеры России, в % к общему импорту и экспорту [7]

Рис.1 Крупнейшие торговые партнеры России, в % к общему импорту и экспорту [7]

Согласно приведенным данным, можно прийти к следующему выводу: если характер санкций будет максимально серьезным и приведет к экономической блокаде, при которой в страну перестанут ввозиться стратегически важные ресурсы, то Россия может столкнуться с серьезными проблемами.

На данный момент времени экономика Россия по некоторым группам промышленных товаров является импортозависимой и не в состоянии обеспечить потребности различных отраслей собственными силами. Но в то же время наряду со значительной зависимостью Российской Федерации от стран Западной Европы можно отметить не менее сильную зависимость стран Европы от экспортных поставок российских энергоресурсов. Так, если обратиться к статистике, распределение объемов продаж нефти Российской Федерации таково: 67,5% в страны Европы, 16,85% в Китай и 6% в США. Согласно данным распределения потребления международной нефти непосредственно в Европе на долю российских нефтегазовых компаний приходится 46,38%.

Рассматривая ситуацию на сегодняшний день, то согласно данным Bloomberg «квартальный рост экспорта нефти из России достиг рекорда за девять лет: поставки с января по март выросли на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года» [9]. Однако следует учитывать тот момент, что общие доходы от экспорта нефти зависят от объемов ее производства, которые растут, и ее цены, которая резко падает. Так, если сравнить общий объем нефтедобычи в России с той ценой, по которой можно продать российскую нефть на мировом рынке сейчас, то складывается довольно удручающая ситуация.

Наряду с потреблением ЕС стратегически важных для ее стран энергетических ресурсов, европейская экономика зависит от покупательской способности и высокого спроса среди россиян в потреблении европейских товаров, в частности европейского автопрома, бытовой техники, медицинских услуг и т. д. довольно важным является тот факт, что на данный момент владельцы многих крупных европейских компаний не поддерживают вводимые санкции против России и действующую политическую элиту своих стран [6].

Рис. 2 Прибыль от экспорта нефти 1992-2015 [10]

Рис. 2 Прибыль от экспорта нефти 1992-2015 [10]


В связи с присоединением Крыма к Российской Федерации и волнениями на Украине, можно было наблюдать довольно острые обострения внешнеполитической обстановки. Таким образом, оборонно-промышленный комплекс (ОПК) за 2014 год стал наиболее приоритетной сферой развития российской экономики. Известно, что около 1200 предприятий и организаций оборонного комплекса, расположены в 70 регионах России. Эти предприятия, которые в основном являются поставщиками новейшей техники в вооруженные силы РФ, наиболее болезненно восприняли санкции Запада на ограничение поставок новейших приборов, технологий и комплектующих деталей для новой военной техники. Также санкции побудили предприятия и научно-исследовательские организации ВПК добиваться развития новейших технологий на основе инновационных разработок с целью полного замещения импортных приборов, материалов и технологий в отечественных системах оборонного комплекса. В среднесрочной перспективе данные наработки позволят резко ликвидировать отставание нашей страны от развитых стран в научно-технологическом развитии, и промышленности в целом в рамках программы импортозамещения [21, 32].

Однако российскую внешнюю торговлю в сложившихся условиях тормозят падение цен на нефть, девальвация рубля и осложнение политических и экономических отношений России с Евросоюзом (основным торговым партнером РФ), в частности, взаимные санкции.

В результате, по предварительным оценкам Минэкономразвития, объем экспорта из РФ в страны Евросоюза уменьшился в 2014 году на 7,1% - до $263,2 млрд, импорт из ЕС упал на 12,2% - до $117,9 млрд, а общий товарооборот сократился на 8,8%, составив $381 млрд. Объем торговли с Китаем также продемонстрировал снижение - на 0,8%, до $88,1 млрд, при этом экспорт РФ в Китай вырос на 5,4%, составив $37,5 млрд. [8].

С одной стороны, высокая зависимость России от экспорта топливно-сырьевых товаров и прилива зарубежных финансовых средств, а именно: кредитов, прямых капиталовложений, денежных переводов мигрантов, при низкой конкурентоспособности основной части готовых промышленных изделий и слабо развитой финансовой системе стало причиной уязвимости ее экономики и внешней торговли от формирующихся внешнеэкономических условий.

Вместе с тем, с другой стороны, ограничения, которые были введены в отношении России рядом зарубежных стран, и принятые ответные меры оказали позитивное влияние на развитие внутренней экономической политики. В частности, первые результаты приносит реализация антикризисного плана Правительства РФ и программы импортозамещения.

Перспективы внешнеторговой политики России, которая не смотря на введенные санкции Запада остается значимым торгово-экономическим партнером большинства европейских государств, во многом будут определяться состоянием ее экономики.

В результате ужесточения вводимых в отношении России санкций Запада по ряду направлений возможна переориентация экспортно-импортных потоков на страны постсоветского пространства. Так, компании стран СНГ могут стать посредниками при осуществлении внешнеторговых сделок с государствами, которые ограничили торговые и финансовые связи с Россией.

Говоря о перспективах развития внешнеторгового сотрудничества России со странами мира, стоит отметить: в условиях резкого ухудшения отношений между Россией и ведущими странами Запада новое значение приобретает российско-латиноамериканское российско-китайское сотрудничество.

Взаимодействие между Россией и КНР, двумя крупнейшими экономическими и политическими державами, имеет огромное значение. Причинами этому является то, что такое сотрудничество открывает для России альтернативные перспективы внешнеторговой деятельности. Ведь в период действия санкций, наложенных на РФ, подписанные соглашения должны способствовать открытию новых рынков и создавать дополнительные финансовые возможности благодаря экономическому взаимодействию двух стран. Более того, не стоит забывать, что экономика Китая капиталоизбыточна, а это имеет огромное значения для восполнения ущерба России, возникшего в результате санкций, которые были направлены против её финансово-банковского сектора [2].

Таким образом, российская экономика остается уязвимой в условиях действия санкций. Во многом причиной этому является ее направленность не на развитие собственных производственных возможностей и усиление экономического потенциала, а на потребление импортной продукции. Следует отметить, что сегодня примерно половина ВВП России создается за счет экспорта сырья. Действие санкций со стороны Запада вынуждает органы исполнительной власти России развивать высокотехнологические отрасли промышленности, обрабатывающие производства, и, тем самым, сокращать технологическое отставание ее от развитых стран в целях обеспечения национальных интересов и устойчивого социально-экономического развития. Реализация программы импортозамещения позволит экономической системе России занять достойное место в мировой экономике и укрепить мирохозяйственные связи.

Список литературы:

1. Мировая экономика и международные экономические отношения : учеб. пособие / под ред. Л. С. Шаховской. – М. : КНОРУС, 2013. – 253 с

2. Панов А. Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перспективы 2020 // Внешнеэкономические связи России. - 2013. - №3.

3. Пономарева, Е. С. Мировая экономика и международные отношения - М.: Юнити-Дана, 2010.

4. Международные экономические отношения. – М. : РОССПЭН, 2010.

5. Международные экономические отношения / под ред. Л. Е Стровского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

6. Виньков А. Ресурсная взаимность // Эксперт. - 2013. - N 13. - C.14-20.

7. Федеральная таможенная служба URL: http:www.customs.ru (2013)

8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru/

9. http://www.bloomberg.com/

10. http:www.forbes.ru/

11. http//www.wto.org

12. http//www.unicc.org/unctad (Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД)

13. Алексеев А.Н. Инновационная деятельность предприятий промышленности: методология оценки и государственного регулирования // Транспортное дело России. – 2013. – № 6-2. – С. 159-161.

14. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. – 2007. – № 10. – С. 3-12.

15. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов: в 5 т. - М.: Наука, 2002-2007. - Т.4. - Кн.1.

16. Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

17. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.

18. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2011. – № 1. – С. 96–100.

19. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2011. – № 1. – С. 48-53.

20. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.

21. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

22. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

23. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

24. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

25. Незамайкин В.Н. Интеграция России в процесс глобализации: природно-ресурсный аспект // Финансы и кредит. – 2006. – № 3 (207). – С. 16-21.

26. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

27. Растворцева С.Н. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации / С.Н. Растворцева, В.В. Фаузер, В.Н. Задорожный, В.А. Залевский. - СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2011. - 116 с.

28. Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.

29. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

30. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.

31. Шманёв С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11. – № 7. – С. 88-94.

32. Шманёв С.В., Шманёва Е.С. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – С. 59-62.

33. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123-126.

34. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

35. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.