Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.02.2016

Характеристика регионального рынка нефтеобеспечения

Топорова Ольга Вениаминовна
магистрант Экономический факультет ФГБОУ ВО Вятская ГСХА г. Киров, Россия
Катаева Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента и маркетинга факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Аннотация: в данной статье рассмотрена конкурентная ситуация на региональном рынке нефтеобеспечивающих предприятий, выявлены ключевые игроки рынка, определены  их позиции с учетом занимаемой доли рынка.
Ключевые слова: предприятия нефтеобеспечения, исследования, конкурентная карта рынка
Электронная версия
Скачать (500.4 Kb)

Для рынка нефтепродуктов Кировской области характерна высокая степень концентрации, неразвитая конкуренция (при этом количество нефтеобеспечивающих предприятий достаточно большое), а в отдельных районах области монополизацией некоторых нефтеобеспечивающих организаций. Сегодня развитие сферы услуг, в том числе нефтеобеспечения, становится все более значимой в экономике страны и отдельных регионов, так как она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт [1].

Ценовую политику основных игроков регионального рынка еженедельно мониторит Кировское УФАС России, а именно, анализируются цены оптовые, закупочные и розничные (на бензин и дизельное топливо).

Таблица 1 - Основные участники рынка нефтеобеспечения в Кировской области

Основные участники рынка нефтеобеспечения в Кировской области

Доли участников в общем объеме ресурса регионального рынка нефтеобеспечения (по данным УФАС в 2014г.) распределились следующим образом (таблица 2).

Таблица 2- Доли участников в общем объеме ресурса регионального рынка нефтепродуктов

Предприятие

Доля на региональном рынке, %

АИ-80

АИ-92

АИ-95

АИ-92,

АИ-95

ДТ

ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"

46,09

73,10

79,33

74,01

58,82

ХК "Движение-Нефтепродукт"

36,56

14,39

11,77

14,00

32,39

ООО "БашНефтепродукт"

1,98

3,40

3,04

3,35

1,21

ООО "АЗС Алекс"

0,61

0,30

0,08

0,26

0,34

ООО "Алекс"

0,71

0,21

0,00

0,18

0,12

ООО "АЗС-Сервис"

1,83

0,68

0,00

0,58

0,16

ООО "ВИСТ М"

1,85

0,66

0,72

0,67

3,12

ООО "АЗС Воровского"

1,10

1,48

1,31

1,45

0,42

ООО "АЗС-Вятка-Сервис"

0,94

0,80

0,12

0,70

0,23

ИП Смыковская

3,26

1,48

1,01

1,41

0,73

ООО "Киров-Нефть"

1,40

0,84

0,00

0,72

1,11

ООО "ЛИКОЙЛ"

2,13

2,20

2,49

2,24

0,81

ООО "ГСМ Розница Плюс"

1,53

0,48

0,14

0,43

0,54

Емкость рынка

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Коэффициент концентрации рынка

85,91

90,88

94,14

91,36

94,33


Основными «игроками» на рынке нефтеобеспечения в Кировской области являются ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», ХК «Движение-Нефтепродукт» и «БашНефтепродукт». Доля, которых на рынке нефтеобспечения АИ-92, 95 составляет 74,01%, 14,0% и 335% соответственно. На рынке нефтеобеспечения дизельным топливом основная доля приходится на ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и ХК «Движение-Нефтепродукт», 58,82% и 32,39% соответственно. Остальные предприятия занимают незначительную долю на рынке нефтеобеспечения – менее 1,0%

В ходе анализа степени концентрации рынка выявлены следующие тенденции.

  1. На территории Верхнекамского и Богородского районов доминирует ООО «Чепецкнефтепродукт» с долей > 50 % практически по всем видам нефтепродуктов. ООО «Лузская нефтебаза», входящая в состав холдинговой компании «Движение-Нефтепродукт», является лидером рынка (доля > 50 %) на территории Подосиновского и Лузского районов.
  2. В большинстве остальных районов области сложился так называемый паритет в расстановке сил: основные конкуренты ООО «Чепецкнефтепродукт», входящий в состав ХК «Движение-Нефтепродукт», и ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» эксплуатируют по одной АЗС

Рынок нефтепродуктов Кировской области является высококонцентрированным рынком, хотя по факту на данном региональном рынке только два крупных игрока.

Для того чтобы определить, насколько сильны конкурентные позиции компании, а так же определить конкурентный статус других игроков рынке нефтепродуктов построена конкурентная карты рынка нефтеобеспечения. Для анализа взято 13 предприятий данной сферы (таблица 3).

На региональном рынке наблюдается два явных лидера с растущей конкурентной позицией ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и с улучшающейся конкурентной позицией ХК «Движение-Нефтепродукт». И одиннадцать предприятий, попавших в классификационную группу "аутсайдеры", занимающих около 11% рынка. Большинство этих предприятий относятся к предприятиям с ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентной позицией конкурентной позицией.

Привлекательность предприятия в сознании потребителя имеет огромное значения для успешной работы предприятия, так как именно сформировавшиеся образы движут желаниями человека и побуждают его к совершению покупки.

Рыночная доля, Di

Классификационные группы

1

2

3

4

Темп прироста рыночной доли, Ti

Лидеры рынка

Предприятия с сильной конкурентной позицией

Предприятия со слабой конкурентной позицией

Аутсайдеры рынка

16,84-74,01

7,69-16,84

4,56-7,69

0,18-4,56

К

л

а

с

с

и

ф

и

к

а

ц

и

о

н

н

ы

е 

г

р

у

п

п

ы

1

Предприятия с быстрорастущей конкурентной позицией

-0,43

…0,91

ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»

ООО "ВИСТ М"

ООО "ГСМ Розница Плюс"

2

Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией

-2,96

…-0,43

ХК «Движение-Нефтепродукт»

"БашНефтепродукт"

ООО "АЗС Воровского"

ИП Смыковская

3

Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией

-5,48

…-2,96

ООО "Алекс"

ООО "ГСМ Розница Плюс"

4

Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией

-7,35

…-5,48

ООО "АЗС Алекс"

ООО "АЗС-Сервис"

ООО "АЗС-Вятка-Сервис"

ООО Киров-Нефть


ООО «Чепецк-нефтепродукт» находится в жесткой зависимости от всех элементов и факторов внешней среды. Из-за усиленной конкуренции, необходимо прикладывать огромные усилия для увеличения концентрации и специализации своего предприятия. Огромное внимание необходимо уделять покупателям, так как именно они являются непосредственными потребителями товаров и услуг предприятия. Главная задача предприятия, в данном случае, вовремя реагировать на перемены потребительского поведения, анализировать причины, вызывающие те или иные перемены и предпринимать какие-либо меры для улучшения положения компании на рынке.

Таким образом, для повышения результативности деятельности и получения преимуществ перед конкурентами необходимо исследование поведения покупателей на рынке нефтепродуктообеспечения.

Список литературы:

1. Сысолятин А.В. МОДЕЛИ МАРКЕТИНГА УСЛУГ / Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 39-41.

2. Березина Е.А. Сравнительный анализ города Киров // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 04 (16) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/16/2573/