Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.02.2016

Проектирование социально-педагогической деятельности будущими социальными педагогами с детьми «группы риска»

Митичева Татьяна Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образовании, психолого-педагогический факультет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал г. Арзамас, РФ
Быстрова Евгения Владимировна
студентка 5 курса психолого-педагогического факультета, специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал г. Арзамас, РФ
Аннотация: В статье рассматривается проблема освоения будущими социальными педагогами важнейшей технологией проектирования социально-педагогической деятельности. Дается анализ определения понятия социально-педагогического проектирования, данными учеными и молодыми исследователями. Представлен алгоритм проектирования социально-педагогической деятельности в работе с детьми группы риска.
Ключевые слова: проектирование, социально-педагогическое проектирование, социально-педагогическая деятельность, дети «группы риска», алгоритм социально-педагогического проектирования
Электронная версия
Скачать (473.7 Kb)

Актуальность выбранной нами проблемы определена пристальным вниманием со стороны экспертов и педагогических работников к подросткам «группы риска» и их семьям. В современном обществе отмечается большой рост семей «группы риска», вызванный различными субъективными причинами и факторами влияния. В данных категориях семей воспитываются дети, и неблагополучие в их семьях оказывает существенное влияние на их воспитание. Поэтому, значимым направлением работы с данными категориями является осуществление профессиональной деятельности специалистами общеобразовательных учреждений в области социальной педагогики.

В настоящий период времени в образовательных организациях работа социальных педагогов опирается на требования новых государственных образовательных стандартов, и поэтому есть необходимость в использовании современных инновационных технологий в профессиональной деятельности специалистов. Одной из многочисленных и наиболее востребованных технологий, применяемых в работе педагогических кадров и специалистов, является технология проектирования социально-педагогической деятельности со всевозможными категориями детей и их семей. Социальные педагоги должны владеть в совершенстве алгоритмом осуществления данного вида деятельности, и это обозначает, что еще во время учебы в вузе они должны научиться технологии проектирования социально-педагогической деятельности.

Затем, чтобы раскрыть вопрос нашего изучения, в начале мы проанализировали труды известных и молодых ученых, которые занимались изучением вопросов социально-педагогического проектирования (B.C. Безрукова, И.В. Вагнер, Л.Н. Глебова, Л.В. Даль, А.К. Лукина, И.И. Ляхов, Н.В. Матяш, Т.И. Митичева, А.А. Семено, Т.Л. Стенина, Г.С. Полат, Г.П. Щедровицкий, В.З. Юсупов и др.).

Накопленный опыт, показанный в научных изысканиях отечественных исследователей, позволил рассмотреть нам вопросы проектирования социально-педагогической деятельности в разнообразных плоскостях исследования.

В.З. Юсупов считает, что для успешного обучения студентов социально-педагогическому проектированию, необходимо создать все необходимые условия для проявления его инициативной деятельности в условиях вуза [11].

И.В. Вагнер же считает при проектировании необходимым учитывать и изучать особенности социальной среды и окружения, специфику социокультурных факторов, оказывающих существенное влияние на деятельность образовательных организаций [1].

В трудах А.К. Лукиной отмечается мысль о том, что все действия в социально-педагогическом проекте устремлены, прежде всего, на модификацию социальных ситуаций, по которой планируется осуществление данного вида деятельности.

В проведенном научном исследовании Л.Н. Глебова (2009) раскрывает потенциалы социально-педагогического проектирования в области региональной образовательной политики. Как отмечает автор, под социально-педагогическим проектированием подразумевается деятельность, устремленная на модификацию социального поведения воспитанников и существенные изменения в развитии и становлении личности субъектов социального воспитания [2].

А.А. Семено (2010) в диссертации рассматривает проблему социально-педагогического проектирования через осуществление данной технологии в ходе обучения социальных педагогов в условиях вуза. В труде диссертанта на основании анализа дается определение понятия социально-педагогического проектирования в авторской интерпретации. Автор считает, что для всестороннего формирования и развития социально незащищенных категорий нашей страны, есть необходимость в создании необходимых условий при использовании в работе специалистов современных средств в педагогике [9].

На изучение вопроса о освоении студентами вуза проектной технологией обращает внимание Т.Л. Стенина (2011). Она вводит понятие проектной культуры студента, в которую включает не только условия социальной среды вуза, но и ставит приоритетные цели в овладении ими проектной культуры. В исследовании представлены разработанная автором педагогическая модель становления проектной культуры студентами, предложены многочисленные педагогические алгоритмы осуществления социального проектирования и прописаны необходимые для реализации психолого-педагогические условия [10].

Л.В. Даль (2012) изучает вопрос развития готовности студентов к социально-педагогическому проектированию через осуществление волонтерской деятельности. Автор рассматривает данное понятие через включение в ее структуру необходимых компонентов, указанных в исследовании. Диссертант отмечает, что в ходе обучения в вузе студенты должны не только освоить необходимые знания в области социально-педагогического проектирования, но и уметь применять их в практической социально-педагогической деятельности, учиться разрабатывать и реализовывать в последствии различные социальные проекты [3].

Во многих научных изысканиях прослеживается идея о необходимости включения в учебное содержание обучение будущих социальных педагогов практическим основам проектирования социально-педагогической деятельности. Наряду с многочисленными научными изысканиями в данной области вопрос проектирования социально-педагогической деятельности специалистами с категорией детей «группы риска» и их семьями изучен недостаточно глубоко. Работе с этой категорией должно уделяться особое внимание. Именно поэтому, нами была выбрана данная тема исследования и отражены главные аспекты изучаемого вопроса. В статье нами проведена работа, результаты которой основывались на основные идеи изучаемых материалов Т.И. Митичевой (2008).

В научном изыскании автором указывается, что без умения эффективно применять знания по проектированию социально-педагогической деятельности на практике специалист в такой сложной, ответственной профессиональной сфере, как социальная педагогика, вообще не может состояться. В этой связи, она обращает серьезное внимание на то, что в период обучения в вузе будущие социальные педагоги должны научиться проектировать социально-педагогическую деятельность в работе с различными категориями [4,5].

В трудах автора представлены результаты обучения будущих социальных педагогов на практических занятиях в рамках преподавания учебных дисциплин и дисциплин по выбору [7,8]. В частности, описаны алгоритмы работы специалиста по оказанию необходимой помощи «группы риска». Студентам предлагается на учебных занятиях проанализировать предложенные ситуации, которые происходят с детьми в реальных условиях жизни. На основании проделанного анализа они далее предлагают свои идеи проекта и варианты решения предоставленной задачи, а также разрабатывают комплекс намеченных мероприятий в планировании социально-педагогической деятельности. По предложенным проектам в решении конкретной проблемы студенты предполагают, какие результаты могут быть получены в перспективе реализации проекта. Представленные образцы творческих заданий и проекты в разработках автора, на наш взгляд, помогают студентам не только развивать организаторские, творческие способности, но и проектировать свою деятельность по решению поставленных перед специалистами задач.

Наряду с этим, данному проектированию обучающиеся учатся и в процессе использования преподавателями современных интерактивных занятий, когда они включаются в парную или групповую работу по решению конкретных ситуаций. Так, в следующей изучаемой работе автора по использованию интерактивных технологий [6] студентам на занятиях предлагается решение конкретных заданий, по результатам выполнения которых они разрабатывают необходимые проекты, направленные на разрешение проблемных ситуаций.

На основании изученного материала нами были предложены свои алгоритмы проектирования социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска». В качестве основной проблемы нами была выбрана проблема формирования девиантного поведения у обучающихся.

Свою деятельность мы начали с анализа ситуации роста детей девиантного поведения на базе одной их школ г. Арзамаса. Изучив отчетную документацию социального педагога за последние пять лет, мы пришли к выводу, что в образовательной организации отмечается рост данной категории детей. Причинами этого стал рост неполных и неблагополучных, педагогически несостоятельных семей. На первом этапе проектирования была составлена база данных о семьях детей девиантного поведения.

Далее нами была разработана основная идея проекта, заключающаяся в профилактике девиантного поведения, связана с повышением социальной активности детей и формированием у детей осознанного позитивного поведения посредством включения их в проведении различных социально-значимых мероприятий. Темой проекта взяли название «Всё зависит от нас самих!».

Целью проекта послужило создание системы профилактической работы с детьми девиантного поведения и расширение форм участия детей в профилактике различных форм девиантного поведения.

В следствии проведенных исследований нами были предложены свои алгоритмы работы в решении проблем у детей девиантного поведения и отмечены следующие модули работы, которые включали в себя работу с родителями, с детьми девиантного поведения и педагогами.

В модуль работы с родителями мы включили следующие мероприятия: проведение посещений семей детей девиантного поведения; проведение диагностических исследований семей; проведение индивидуальных консультирований, родительских собраний; проведение совместных с детьми мероприятий и т.д.

Основными мероприятиями в работе с детьми девиантного поведения нами были выбраны: проведение диагностических исследований; проведение индивидуальных собеседований; вовлечение учащихся в спортивные секции, кружки по их интересам, к участию в социально-значимых проектах, акциях, мероприятиях; привлечение к работе с детьми девиантного поведения различных специалистов; составление индивидуального маршрута детей и т.д.

В работе с педагогами были выбрали следующие мероприятия: проведение методических семинаров-практикумов; проведение индивидуальных консультирований по вопросам работы с детьми; проведение диагностических исследований; включение в работу с детьми девиантного поведения социальных партнеров.

Опираясь на предложенные модули социально-педагогической деятельности данный проект был реализован в дальнейшем и получены позитивные результаты работы.

Таким образом, использование предложенных алгоритмов проектирования социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска» и их семьями позволит будущим социальным педагогам в дальнейшей деятельности не только программировать свои профессиональные действия в разрешении конкретных социальных ситуаций, но и оказать влияние на изменение самой ситуации. Будущие социальные педагоги обладают возможностью в рамках осуществления социально-педагогической деятельности не только формировать проектную культуру специалиста еще на уровне обучения в вузе, но и выработать свой собственный стиль в осуществлении профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Вагнер, И.В. Социально-педагогическое проектирование: инновационный опыт теоретической разработки проблемы и образовательной практики [Техт]: аналит. докл. / И.В. Вагнер; Рос. акад. Образования, ГНУ Ин-т соц.-пед. проблем сел. шк. – М.:ИСПС 2007.

2. Глебова, Л.Н. Социально-педагогическое проектирование образовательной политики [Текст] / Л.Н. Глебова - Арзамас: АГПИ, 2009. - 320 с. - 20 с.

3. Даль, Л.В. Социально-педагогическое проектирование в непрерывном профессиональном образовании [Текст] / Л.В. Даль // Современное школьное образование. Выпуск 2. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя». Арзамас, 11-12 марта 2010 г. – Арзамас: АГПИ, 2010. – С.73-77.

4. Митичева, Т.И. Социально-педагогическая деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе //Автореферат диссертации на соискание уч. ст. к.п.н. /Вятский государственный гуманитарный университет. – г. Киров, 2008.

5. Митичева, Т.И. Социально-педагогическая деятельность студентов как средство повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе. //Диссертация на соискание уч. ст. к.п.н. /Вятский государственный гуманитарный университет. – г. Киров, 2008.

6. Митичева, Т.И. Использование инновационных форм обучения в системе профессиональной подготовки бакалавров. //Новые технологии в образовании. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – ООО «Научно-инновационный центр». – г. Красноярск, 2015. – с.65-72.

7. Митичева, Т.И. Педагогическая модель подготовки будущих социальных педагогов к осуществлению социально-педагогической деятельности //Академический журнал Западной Сибири. Научно-практический журнал ГОУ ВПО Тюменская ГМА, 2010. – № 5-6. – г. Хурганда (Египет). – с.18-19.

8. Митичева, Т.И. Проектирование социально-педагогической деятельности будущих социальных педагогов в высшей школе. ж. Вестник ЧГПУ. Научный журнал. – Челябинск: ЧГПУ, 2007. – с. 77-84.

9. Семено, A.A. Технология проектирования как условие повышения профессионального образования студентов [Текст] / A.A. Семено // Известия Российского государственного педагогического университета

им. А.Н. Герцена. ИЗ: научный журнал. – СПб., 2009. – 316 с. – С.287-291.

10. Стенина, Т.Л. Процесс социального проектирования в вузе как объект научного педагогического исследования / Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]. – электрон. журн. – Красноярск, [2011–]. – Режим доступа к журн. http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/03.html

11. Юсупов, В.З. Основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образовании Текст: Учеб. Пособие / В.З. Юсупов; Вят. Гос. Пед. ун-т, Лаб. проектирования развития регион. образования. – Киров: ВГПУ, 1999.