Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
18.02.2016

Изучение особенностей взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях

Лодыгина Ирина Александровна
студентка 3 курса психолого-педагогический факультет Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал г. Арзамас, РФ
Митичева Татьяна Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образовании, психолого-педагогический факультет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал г. Арзамас, РФ
Аннотация: В данной статье изучены основные специфические особенности взаимоотношений детей-подростков с родителями в полных и неполных семьях. Экспериментальным путём выявляются различия и сходства воспитательных установок родителей из разных семей.
Ключевые слова: семейные взаимоотношения, родители, подросток, полная семья, неполная семья
Электронная версия
Скачать (448.2 Kb)

Результаты проводимых различных видов реформ в России на современном этапе свидетельствуют о том, что имеется необходимость в реализации социальной помощи подрастающему поколению в связи с проявлением различных видов неблагополучия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Большое внимание заслуживает проблема эмоционального благополучия ребенка со стороны психологов. Последние исследования выявляют эту важную проблему и концентрирует внимание на поисках особенностей связей между родителями и детьми. Актуальность нашего исследования аргументируется тем, что предмет исследования вопроса о том, что влияет на отношение в связях взрослый - ребенок и как это сказывается непосредственно на особенностях самой семьи. Малоизученным остается и вопрос о тех эмоциональных аспектах взаимоотношений близких людей (родители и ребенок), которые проявляются в семьях, а также воздействие всех членов семьи на развитие и становление личности подростов.

Проблема семейного воспитания и взаимоотношений родителей и детей изучается в различных научных изысканиях во всевозможных подходах со стороны известных ученых. Свои подходы к изучению данной проблемы мы также отражали во многих работах авторов [3; 4].

Так, например, А. Г. Харчев в своих работах писал: «Семья – это исторически-конкретная система связей между супругами, между родителями и детьми» [5, 34]. Российские социологи рассматривают семью как «особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей» [1, 21]. То есть, семья, есть ни что иное, как определенное структурное объединение взаимовлияющих и взаимоформирующих людей, что определяет для подростка социальную ситуацию развития на данном возрастном этапе.

Следовательно, нужно различать специфику отношений родителей с детьми в разных типах семей (полные, неполные). Социальная ситуация развития детей выступает важнейшим фактором влияния на характер развития личности и полагает то, что необходимо уделить особенное внимание на изучение вопроса взаимоотношений между близким взрослым и ребенком их влияния на особенности развития детей. Если рассмотреть понятие «отношение близкого взрослого», то здесь нужно брать во внимание те чувства, стереотипы поведения по отношению к ребенку, и то, как он воспринимает особенности его характера и поведения, его поступки [2, 74].

Нами было проведено исследование этой проблемы в полных и неполных семьях в количестве 30 человек. В этой работе нам помогло проведение диагностической методики, которая была направлена на анализ семейных отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий «Анализ семейных отношений») [6].

Мы наблюдали в ходе исследования, что во многих семьях взрослые стараются держать на контроле поведение своих детей. Многие родители из полных семей при ответе на вопрос «Необходим ли контроль над поведением подростка?» отмечали, что контроль должен быть строгим (4,6 из допустимых 7 баллов). Особенно они выделяли строгий контроль за девочками в семье.

Подобные проблемы при воспитании подростков разного пола определились и в других точках зрения. Родители, воспитывающие детей в неполной семье, считают, что все требования, просьбы девочек всегда должны выполняться на 80 %, а эти показатели по отношению к мальчикам составляли всего 41 %. Позиция родителей из полных семей отличается значительно по отношению к девочкам-подросткам - 50%, а в отношении мальчиков значительно снизились показатели - 30 %. Кроме того, больше половины матерей в неполных семьях (75 %) сомневаются в используемых ими методах воспитания, в полных - 50 %.

Полученные результаты мы связываем с тем, что матери чувствуют неуверенность и страх в вопросе воспитания своих детей. Об этом свидетельствуют 70 % опрошенных матерей, которые отмечают, что это происходит в связи с тем, что они боятся испортить отношения с детьми из-за конфликтов и неправильного использования воспитательных подходов, и это приводит их к осторожному взаимодействию с ними.

И лишь 15 % опрошенных родителей отмечают, что в вопросах воспитания в семье проявляют такие качества как, компетентность и уверенность в своих воспитательских методах. Но тем не менее они считают, что воспитанием в семье главная роль принадлежит мужчине, т.е. отцу (11%).

Если сравнивать эти результаты в различных видах семей (полные, неполные) с точки зрения психологического анализа работы, то показали мало разняться (3,6 и 3,3). Однако, отношение родителей из неполных семей к своим дочерям более доброжелательны, нежели к сыновьям (2,5 и 3, 2).

Практически одинаковые показатели были нами получены при ответе на вопрос о предъявляемых требованиях к подростку и их отношение к ним, какие сложности в их выполнении у них наблюдаются. Полученные результаты свидетельствуют о том, что, распределяя различные домашние обязанности своим детям родители не учитывают пол своего ребенка, а ведь это очень важный фактор влияния, особенно когда в неполных семьях воспитывается сын (2,9 %), а в полных – дочь (3,0 %).

Таким образом, по результатам второй анкеты, мы выяснили, что несмотря на русский менталитет и разграничение обязанностей мужчин и женщин по дому, родители в полных и неполных семьях в свою воспитательную систему включают занятие детей по хозяйству, не разделяя её на женскую и мужскую.

На основании проведенного исследования, можно сделать следующий вывод. Взаимоотношения родителей и подростков в полных и неполных семьях кардинально не отличаются друг от друга. Матери и отцы проявляют умеренную строгость в воспитании своих детей, поддерживают с ними тесный эмоциональный контакт, и стараются грамотно выбирать воспитательные подходы. Но наряду с этим необходимо отметить, что работы с такими семьями в условиях образовательного учреждения необходимо продолжить изучение эмоциональной составляющей родительского поведения во взаимоотношениях с детьми в различных сферах жизнедеятельности в полных и неполных семьях.

Список литературы:

1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ; 2005 г. —304 с.

2. Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. Рабочая книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1991. — 303 с.

3. Митичева, Т.И. Особенности взаимоотношений подростка с родителями в условиях сельской школы [Текст] / Т. И. Митичева, А.А. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 683-685.

4. Митичева, Т.И. Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших школьников [Текст] / Т. И. Митичева, И. И. Романова // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1. – С. 120-122.

5. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: «Мысль», 1979 г. – 367 с.

6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия – Л: Медицина; 1959 г. – 192 с.