Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
19.02.2016

Проблема проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Митичева Татьяна Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образовании, психолого-педагогический факультет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал г. Арзамас, РФ
Кузьма Татьяна Ивановна
студентка 3 курса психолого-педагогический факультет Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал г. Арзамас, РФ
Аннотация: В данной статье автором раскрыто понятие «синдром эмоционального выгорания», изучены факторы, влияющие на его развитие, а так же специфика его проявления. Кроме того проведено исследование по выявлению синдрома и изучению его степени.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагог, личность, деятельность педагога, методика
Электронная версия
Скачать (463.2 Kb)

Преподаватели, вовлеченные в профессию, удовлетворённые своей работой, относящиеся к ней, как к призванию, источнику профессиональной и личностной самореализации в силах решать задачи воспитания и обучения молодого поколения. В то же время педагогическая деятельность предъявляет к личности преподавателя высокие требования из-за своей эмоциональной, коммуникативной загруженности, ответственности за полученные результаты и несут ответственность за учащихся. А такие нагрузки способствуют развитию негативных психических состояний, отрицательно влияющих на личность самого преподавателя, на его учеников и на организацию процесса в целом. Так, одним из частых последствий подобных нагрузок считается эмоциональное выгорание педагога.

Термин «Эмоциональное выгорание» был введен в 1974г. известным ученым Г. Фрейденбергером, который сравнивал данное понятие с такими понятиями, как усталость, разочарование, плохое настроение. Уже с конца 70-х годов утверждали, что этот синдром чаще всего проявляется у людей в сфере системы профессий «человек – человек». И это на наш взгляд, обоснованно, так как данная профессия требует вложения эмоциональных сил. На эмоциональное выгорание у педагогов оказывают влияние факторы, связанные с самоактуализацией человека (уровень самоактуализации, бытийные ценности, осмысленность жизни), они же играют важную роль в профилактике профессионального выгорания. [1, с. 74]

Последние исследования в этой области показывают, что в педагогической деятельности все чаще среди педагогов проявляетсясиндром «эмоционального выгорания». Это связано, прежде всего с тем, что деятельность педагогов требует от них вложений всех эмоциональных, физических сил, им постоянно приходится испытывать в ходе взаимодействия с коллегами, учащимися, родителямиразличные нагрузки и очень часто они с этим не справляются.

И это оказывает большое влияние на характер самого педагога, его качества личности. Так, те педагоги, которые подвержены эмоциональному выгоранию, становятся циничны, негативны и пессимистичны.А если на работе они взаимодействуют с людьми, которые находятся в таком же состоянии, они могут превратить их группу в собрание “выгорающих”. Так следствием развития эмоционального синдрома считают: ощущение чувства собственной несостоятельности, равнодушие к своей профессиональной деятельности, утрата прежде важных жизненных приоритетов, позже приводящих к снижению внутри личностных ресурсов, развитие психосоматических болезней и т.д.

Самая большая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем тревожности.Профессор К. Чернисс в своей статье «Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет» говорит о том, что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относятся медицинские работники, торговые агенты, социальные работники, психологи, спасатели, сотрудники правоохранительных органов, преподаватели и т.д.

Если проследить как развивается у педагогов синдром эмоционального выгорания, то можно наблюдать прохождение следующих стадий:

  • Первая– наблюдается произвольное поведение в отдельных видах деятельности.
  • Вторая стадия– можно констатировать у педагога снижение интереса к работе, нехватку общения.
  • Третья стадия – у педагога наблюдается само личностное выгорание, т.е. частичная или полная потеря интереса к жизни, проявление безразличия, как к своей деятельности, так и к людям. [4, с.81]

С целью изучения проблемы мы проанализировали проявления симптомокомплекса эмоционального выгорания педагогов: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, негативизм к субъекту деятельности и собственному восприятию в плане профессии. По каким качествам мы можем определить, что у педагога наблюдается синдром эмоционального выгорания? Прежде всего, когда у педагога явно видно, что эмоционально педагог стал значительно меньше вкладывать свои силы, личностно отстранен от окружающих его людей. Все эти проявления сказываются на то, как педагог управляет учебным процессом, взаимодействует с педагогами и учащимися. И для того, чтобы профессиональной деформации не произошло, необходимо иметь крепкую нервную систему и устойчивость к различным стрессовым ситуациям. [2, с. 158]

Высокие требования к силе нервной системы обусловлены тем, что педагогу необходимо: обладать большой работоспособностью; выдерживать действия сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным быстро восстанавливать силы. Кроме того, педагог должен быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств и т. п.

Причиной синдрома эмоционального выгорания могут стать и серьезные проблемы, которые возникают в семье. Специалисты В.В. Бойко, Э.Гозилек обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы в данной области с педагогами образовательных учреждений, так как они наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания и с каждым годом таких педагогов становится вс е больше.В рамках данной работы необходимо с педагогами проводить постоянные тренинги по обучению навыкам и умениям справляться с негативными стрессовыми ситуациями, уметь осуществлять специальныеупражнения по саморегуляции.

В литературе ученыйЛ.Г. Федоренко рекомендует педагогам с синдромом эмоционального выгорания начинать работу с самих себя и пробовать находить пути решения своих эмоциональных проблем.

В целях профилактики синдрома эмоционального выгорания учителей стоит использовать самые разные приемы и методы.К ним мы относим: психодиагностика, консультационная и психокоррекционная беседа, личностный самоанализ, самонаблюдение, дискуссия, психотерапия, имитационно-ролевые игры и т.д. Профилактика эмоционального выгорания проводится не только в плане индивидуальной психологической помощи специалисту, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и группах личностного роста. Правильно направленная психологическая помощь в данной области поможет создать необходимые предпосылки для формирования заботы о своем личностном и профессиональном росте, а также будет содействовать достижению следующей задачи: восстановление и поддержание психологического здоровья детского и взрослого населения нашей страны.[3, с. 110]

Для выявления проблемы синдрома эмоционального выгорания у учителей, спланировали и провели экспериментальное исследование на базе МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» Республика Мордовия, с. Теньгушево. В исследовании принимали участие 15 учителей-предметников в возрасте 30-45 лет. Использовались методики диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко и перцептивная оценка типа стрессоустойчивости В.В. Бойко.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что выявленный синдром выгорания наблюдается у 47% исследуемой группы, у 33% педагогов синдром формируется, и у 20% опрошенных отсутствует данный синдром.

Синдром эмоционального выгорания в фазе напряжения выявлен у 40% испытуемых, в фазе резистенции у 40%, в фазе истощения у 20% опрошенных.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявленасерьезная проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителей, так у 20-40 % педагогов отмечаются те или иные симптомы выгорания.

По методике В.В. Бойко низкий уровень стрессоустойчивости выявлен у 63% педагоговв группе. Это значит, что учителя подвержены стрессам и не способны справляться с негативными эмоциями. Средний уровень стрессоустойчивости выявлен у 13% педагогов. Они проявляют умеренную стрессоустойчивость. Высокий уровень стрессоустойчивости выявлен у 20% педагогов.Данная категория учителей мало подвержена стрессам. Таким образом, большинство педагогов имеют низкий уровень стрессоустойчивости.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: почти у половины учителей исследуемой группы выявлен сложившийся синдром выгорания и у такого же количества он формируется. У 20-40% учителей отмечаются те или иные симптомы выгорания. Личностными факторами эмоционального выгорания учителей исследуемой группы выступают: завышенная самооценка, повышенная чувствительность к критике, высокий уровень тревожности и повышенный уровень депрессии. Большинство учителей исследуемой группы имеют низкий уровень стрессоустойчивости.

Таким образом, мы можем сказать, что «синдром эмоционального выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который следует определять, как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, чаще всего выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Феномен выгорания возник как социальная проблема, и причиной тому послужила совокупность экономических, социальных и исторических факторов.

Определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания. Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха. Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Личностныехарактеристики людей, приходящих в профессию, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Основная причина развития эмоционального выгорания – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания.

Для того чтобы синдром эмоционального выгорания угас, либо не возник вообще, стоит постоянно поддерживать собственную самооценку, а значит стараться более позитивно относиться к жизни, относиться к людям так, как они того заслуживают, относиться к себе с уважением, попытаться избавиться от того, что в себе не нравится, принимать решения самостоятельно. Хотя универсального рецепта от проявления выгорания нет, эта проблема решаема, достаточно ею целенаправленно заниматься. Каждому человеку время от времени надо остановиться, оглянуться вокруг, побыть наедине с самим собой и подумать для чего он живет, и какая цель им мотивирует.

Список литературы:

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008. 358 С.

2. Змановская Е.В. Профилактика профессионального выгорания в работе с девиантным поведением // Материалы всероссийской психоаналитической конференции 17-18 декабря 2005г.-М.,2005.-с.154-163

3. Кошелев А.Н. Синдром «белого воротничка», или Профилактика «профессионального выгорания». - Москва: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 240 С.

4. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания». Позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. № 8. С. 84-89.