Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
26.02.2016

Национальные и международно-правовые гарантии права осужденных на охрану здоровья

Майорова Мария Станиславовна
Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Майорова Светлана Михайловна
Магистрант 2 курса юридического факультета, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Кавайкин Андрей Андреевич
Магистрант 2 курса очной формы обучения юридического факультета, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В работе рассмотрены особенности, условия и закономерности развития национального и международно-правового аспектов гарантий прав осужденных на охрану здоровья. Делается достаточно углубленный анализ международных и российских правовых актов являющихся гарантией права осужденных на медицинскую помощь. Особое внимание уделено логике развития российских и международных правовых гарантий по охране здоровья медицинской помощи осужденным.
Ключевые слова: гарантии, Конституция Российской Федерации, Комитет министров Совета Европы, гуманизм, заключенный
Электронная версия
Скачать (471.1 Kb)

Современная Россия в общем контексте пенитенциарной политики развивается в направлении соблюдения прав человека, как и всё мировое сообщество. Важнейшей характерной чертой деятельности всех властных структур государства в сфере реформирования уголовно-исполнительной системы является направленность на обеспечение прав человека в отношении осужденных. Положительные изменения происходят в соблюдении прав человека содержащихся под стражей, всех обвиняемых и всех подозреваемых [5, с. 21-22].

Это объясняется тем, что в России именно человек является высшей ценностью. Все его права и свободы защищены в соответствии с Конституцией страны. Гуманизм на первом месте! Любой осужденный, обвиняемый и подозреваемый, прежде всего человек, a уж потом преступник. Именно этот принцип положен в основу формирования новой уголовно-исполнительной политики Российской Федерации.

Осужденные имеют национальные и международно-правовые гарантии права на охрану здоровья. Как прямое следствие, вытекающее из этого в системе ведающей исполнением наказаний, проводится внедрение технологий и мероприятий, направленных на гуманизацию медицинского аспекта соблюдения прав осужденных. Положение осужденных в России постепенно улучшается, и они в соответствии с политикой государства получают возможности лечения и поправки здоровья.

Проблема прав человека и вопрос исполнения назначенной судом меры уголовно-правового характера находятся в противоречии. Но оно не принципиальное и снимается тем, что все осужденные в России имеют все гарантии соблюдения и обеспечения их прав человека. Их правовое положение основано на всех основополагающих в этой области международно-правовых актах. Начиная с Всеобщей Декларации прав человека 1948 года и Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 года до новых Европейских пенитенциарных правил 2006 года.

Вся динамика развития прав человека показывает, что право на охрану здоровья относится к основополагающим правам. Это такие права, которые не могут быть ограничены. Конституция Российской Федерации конкретизирует конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь и в статье 41 гласит, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» [2].

Правоприменительная практика устанавливает, что право на охрану здоровья является неотъемлемым и обеспечивается каждому гражданину всеми доступными средствами независимо ни от каких обстоятельств. В силу этого вся медико-санитарная и специализированная помощь осужденным может быть оказана в полной мере. Этим занимаются в медицинских учреждениях ФСИН РФ [4]. Если их мощностей не хватает, то в самых необходимых случаях, трудных аспектах охраны здоровья к соблюдению этого права человека привлекаются учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Действующий в России Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в полной мере относится к охране здоровья осужденных, т.к. он обеспечивает условия для «…сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи» [6]. Осужденный тоже человек, он тоже имеет права, и закон распространяется на него в полной мере. Согласно закону должностные лица, например администрация исправительного учреждения, должны его соблюдать и обеспечивать охрану здоровья граждан находящихся в их ведении на отбытии наказания.

В силу этого, в связи с дальнейшей интеграцией России в европейское сообщество, наибольшую актуальность имеет соблюдение национальных и международно-правовых гарантий права осужденных на охрану здоровья в России. В Европе разработаны все стандарты обращения с осужденными к лишению свободы. Это права человека в высшей степени их соблюдения. Только финансирование этого вопроса весьма затратное. Однако европейские страны богатые, и они на осужденных денег не жалеют, соблюдая тем самым их права. Для того чтобы все было по закону, в Европе были приняты новые Европейские пенитенциарные правила. В январе 2006 года их утвердил Комитет министров Совета Европы, утвердив Рекомендацию № R(2006)2 [1].

C того момента все эти европейские правила применяются в отношении всех лиц, содержащихся под стражей по решению суда, а также в отношении осужденных к лишению свободы. По всей Европе и России в том числе. В них говорится в пункте 40.2 что вся «…политика медицинского обслуживания в таких учреждениях является неотъемлемой частью национальной политики в области здравоохранения и совместима с ней».

Пункт 39 указывает, что администрация пенитенциарных учреждений должна нести ответственность за охрану здоровья всех осужденных. Все, что относится к организации медицинского обслуживания осужденных к лишению свободы, регламентируется их частью третей. В ней устанавливаются:

  • общие принципы и порядок оказания медицинской помощи осужденным, обязанности медицинского персонала,
  • особенности медицинского обслуживания отдельных категорий осужденных, требующих специализированного лечения.

Одним из главных принципов соблюдения прав человека в охране здоровья осужденных является доступность оказания медицинской помощи. Все должно быть согласно национальным и международно-правовым гарантиям права осужденных на охрану здоровья. Для достижения этого в России принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года [3]. В ней заложены все гарантии соблюдения права на охрану здоровья, на медицинское обслуживание для осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Резюмируя сказанное, можно сделать следующий вывод: в современной Российской Федерации все усилия общества и государства направлены на соблюдение прав человека. Этот аспект во всех смыслах определяет отношение государства к человеку. Осужденный тоже человек и гражданин. Он имеет права, и в силу этого важным аспектом современной государственной пенитенциарной политики является формирование системы социальной справедливости по обеспечению прав осужденных. Важным ее направлением является реализация права осужденных охрану здоровья, а также, как составной его части, права на своевременное оказание квалифицированной медицинской помощи.

Указанные права осужденных имеют как национальные, так и международно-правовые гарантии. В силу этого важнейшим аспектом в кардинальном изменении и реформировании отношения общества и государства к осужденным является соблюдение их права на охрану здоровья. Национальные и международно-правовые гарантии требуют, чтобы современная «тюремная» медицина в России могла обеспечивать охрану здоровья. По этой причине ей нужно достигнуть более высокого профессионального уровня, a для этого нужно соответствующее финансирование.

В целом можно сделать достаточно обоснованный вывод, что национальные и международно-правовые гарантии права осужденных на охрану здоровья в России соблюдаются государством.

Список литературы:

1. Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация № R (2006)2 // URL: http://docs.cntd.ru/document/901732870 (дата обращения: 18.02.2016).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // URL: http://www.consultant.ru/popular/ukrf/#info (дата обращения: 19.02.2016)

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // URL: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 21.02.2016).

4. Медико-санитарное обеспечение осужденных // URL: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 21.02.2016).

5. Скуратов Ю.И., Чурилов С.Н., Грудинин Н.С. Государственная политика в сфере амнистии и помилования в Российской Федерации: тенденции и противоречия // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9. № 1. С. 20 – 27.

6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 19.02.2016).