Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.02.2016

Теоретические основы организации внутреннего контроля в бюджетных учреждениях

Аблязова Севиле Абляевна
к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий Крымский инженерно-педагогический университет г. Симферополь, Республика Крым, РФ
Асанова Зарема Февзиевна
магистрант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий Крымский инженерно-педагогический университет г. Симферополь, Республика Крым, РФ
Аннотация: В статье раскрыты теоретические аспекты организации внутреннего контроля в бюджетном учреждении, предложена авторская модель организации внутреннего контроля в бюджетном учреждении, раскрыты основные этапы организации внутреннего контроля в бюджетном учреждении.
Ключевые слова: организация, внутренний кoнтроль, бюджетное учреждение
Электронная версия
Скачать (571.7 Kb)

Необходимость организации внутреннего контроля в бюджетных учреждениях обусловлено потребностью в осуществлении эффективного внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств.

В сфере исследуемой проблематики имеются наработки, которые исследуют вопросы организации внутреннего контроля, но с точки зрения предприятий, не учитывая специфику функционирования бюджетных учреждений. В данном аспекте целесообразно подчеркнуть таких ученых, как Ефимова Т.А., Выговский Н.В. [1], Довбень В.Д. [2], Ковальчук С.Т., Марченко Д.М., Нескородев Ю.В. [3] и др.

Очень важным с точки зрения теории и практики является определение термина «внутренний контроль». Ведь от него зависит правильное понимание цели, объектов, субъектов, функций, задач. По этому поводу в специальной зарубежной и отечественной литературе не существует единой точки зрения. Следует отметить, что в теории внутрихозяйственного контроля существует многообразие подходов ученых к трактовке сущности понятия «Внутренний контроль». Так, например ученые рассматривают внутренний контроль как:

- Систему контрольных процедур,

- План организации и методы управления объектом;

- Процесс осуществления субъектами организации, которые имеют определенные полномочия определенных действий;

- Комплекс бухгалтерского управленческого контроля;

- Контрольные функции;

- Функцию управления и как процесс.

Поэтому, прежде всего, считаем целесообразным обосновать авторскую позицию относительно определения сущности организации внутреннего контроля, которая выступает основой для разработанной модели. Так, по нашему мнению, организация внутреннего контроля - это совокупность мер, осуществляемых уполномоченным субъектом внутреннего контроля в целях выполнения поставленных задач и достижения определенной руководством цели. По данному определению понятия организации внутреннего контроля можно сделать вывод, что под организационными принципами в этом смысле целесообразно понимать основы (совокупность мероприятий), направленных на надлежащее функционирование элементов системы внутреннего контроля, благодаря которым система вообще приобретает желаемых характеристик. Итак, в основе организации внутреннего контроля заключаются субъекты, объекты, виды, формы, методы, принципы, техника, технология внутреннего контроля. Следовательно, организация внутреннего контроля представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных и взаимозависимых, работа которых направлена ​​на достижение общей цели внутреннего контроля.

Организацию внутреннего контроля в бюджетном учреждении считаем целесообразным организовать в следующей последовательности:

Этап 1 – подготовительный. Включает в себя следующие подэтапы:

- Разработка организационного обеспечения (разработка Положения об отделе внутреннего контроля в бюджетном учреждении, разработка методических рекомендаций к совершению внутреннего контроля в бюджетном учреждении;

- Формирование кадрового состава отдела внутреннего контроля в соответствии с сформированными компетенциями;

- Решение проблем с техническим обеспечением;

- Разработка эффективной системы документооборота и налаживания процесса непрерывного потока информации от учетного персонала и внешних контрагентов работникам отдела внутреннего контроля;

- Решение проблем с материальным обеспечением.

Этап 2 – организационный:

- Организация в пространстве;

- Организация эффективного взаимодействия;

- Организация работы отдела.

Этап 3 – диагностический:

- Тестирование эффективности внутреннего контроля бюджетного учреждения;

- Сравнение полученных результатов с теста ответов с

нормирующим индикатором;

- Составление и анализ выводов.

Основой организации внутреннего контроля является определение его функций и роли в общей системе управления. Рациональная организация контроля возможна лишь тогда, когда он рассматривается как самостоятельная функция управления, то есть как система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта управляется.

Систематический контроль за использованием государственных средств и формированием доходов осуществляют их работники: бухгалтера, экономисты и работники финансовых инспекций. Такой контроль начинается уже на этапе составления сметы и заканчивается анализом его выполнения. Поэтому необходимо организовать этот процесс таким образом, чтобы обеспечить соблюдение бюджетного законодательства, эффективное и результативное управление государственными средствами.

В процессе формирования системы внутреннего контроля должен быть утвержден приказ руководителя учреждения о создании отдела внутреннего контроля. Создание отдельного отдела или назначения на должность отдельного внутреннего контроллера должно зависеть от объема учетной информации и величины конкретного учреждения. Этот этап является наиболее важным, так как от этого в основном зависит рациональное использование должностного аппарата, правильная организация контроля и его эффективность.

При составлении плана работы необходимо указать перечень контрольных работ, которые необходимо выполнить, количество времени, способ контроля, даты начала и окончания конкретной работы и исполнителей.

Кроме этого для каждого члена отдела внутреннего контроля целесообразно разработать должностные инструкции, очертив в них круг обязанностей и функций при проведении контроля.

Не менее важно равномерную загрузку работников контрольного аппарата, а также выделение резерва времени для внеплановых задач и контроля за выполнением решений.

Одной из задач отдела внутреннего контроля является содействие руководству в поиске наиболее результативных путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных ресурсов улучшение результативных показателей деятельности бюджетного учреждения.

Таким образом, внутренний контроль играет важную роль в системе финансового контроля в целом. Правильная его организация позволит «разгрузить» плановый отдел и бухгалтерскую службу. Именно внутренний контроль помогает раскрыть слабые места, скорее выявить существенные нарушения в использовании и управлении государственными финансами, особенно в формировании и использовании доходов, получаемые бюджетными учреждениями. Ведь именно для такого контроля открыта вся информация, он является более надежным, и в таком контроле заинтересованы абсолютно все: руководитель учреждения, работники и даже контролирующие органы.

Список литературы:

1. Выговский Н.В. Организация внутреннего контроля и методология внедрения: Монография. М .: ПРЕСС. - 2011. - 176 с.

2. Довбень В.Д. Внутренний контроль: реалии времени. Монография.-Донецк: Укрдон. - 2011. - 187 с.

3. Нескородев Ю.В. Методологические аспекты развития внутреннего контроля. Монография. - М .: Фотос. - 2012. - 403 с.