Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.02.2016

Методы формирования образно-логической компоненты вербально-логического мышления обучающегося высшей школы

Балышева Элина Генриховна
факультет авиационно-технологических систем, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа, Россия
Киселева Марина Аркадьевна
факультет авиационно-технологических систем, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа, Россия
Пашали Диана Юрьевна
доцент, кандидат технических наук, кафедра Электромеханика, факультет авионики, энергетики и инфокоммуникаций Уфимский государственный авиационный технический университет г. Уфа, Россия
Аннотация: в статье проведено исследование современных методов формирования образно-логической компоненты вербально-логического мышления обучающегося высшей школы при преподавании дисциплин начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика.
Ключевые слова: образно-логическая компонента, вербально-логической мышление, начертательная геометрия, инженерная, графика, компьютерная графика
Электронная версия
Скачать (587.9 Kb)

На основе анализа известных информационных источников и многолетнего опыта практической деятельности авторов в системе подготовки дипломированных специалистов выявлено, что основой новой парадигмы образования становится переход от концепции потребления знаний, необходимых для деятельности в определенных стандартных условиях, к концепции развивающего личность образования. Исследование, проведенное в [1] показало, что в отечественном образовании идет систематическое сокращение дисциплин, развивающих восприятие пространства, следствием этого становиться неразвитость пространственных представлений у обучающихся высшей школы. В известных работах: Якиманской И. С., Шрагиной Л. И., Платонова К. К., Лернера Г. И, Бреуса И. А., Вяльцева И. Г., Изаака Д. Ф. и других отмечен низкий уровень развития пространственного воображения обучающихся. По поднятой в статье проблеме проведено много исследований, тем не менее развитие образно-логической компоненты при формировании вербально-логического мышления в период подготовки обучающегося, в современных условиях информатизации, остается актуальной задачей. Качество формирования образно-логической компоненты призваны обеспечить преподаваемые в вузе общие профессиональные дисциплины: начертательная геометрия; инженерная и компьютерная графика. Данные дисциплины способствуют развитию пространственного воображения, творческого и конструктивного мышления технического специалиста. Графическая подготовка технического специалиста дает возможность оперировать пространственными образами, понятиями, связанными с визуализацией информации, транслировать ее с помощью графических средств, что в практической деятельности востребовано как умение составлять и читать графические материалы различной сложности.

Образно-логическая составляющая при формировании вербально-логического мышления здесь понимается как мыслительный процесс, который предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов, а также умение применять его при решении научно-технических задач.

Цель работы формирование образно-логической компоненты вербально-логического мышления обучающегося.

Известны методы активного обучения и формирования образно-логической компоненты:

- метод компьютерных технологий, как междисциплинарного интегративного конструкта на стыке предметных областей (дизайн, графика и т.д.) [2]. У обучающегося формируются: конструктивное образное мышление, создающее достаточно высокий эмоциональный подъем, необходимый для внутренней психологической поддержки творческого процесса, требующего значительных волевых усилий; развитое воображение, позволяющее представить возможные варианты будущего развития тех или иных процессов или явлений на основе их ранее выявленных свойств и тенденций; пространственное мышление, содействующее адекватному восприятию разнообразных пространственных форм окружающего мира, постижению понятий многомерности физической реальности. Студент уже в процессе обучения овладевает навыками использования компьютерных технологий в учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

- диагностический метод [3], при котором формируется обратная корреляционная связь между преподавателем и обучающимся, позволяющая повысить эффективность процесса обучения. Данная связь может быть организована в виде контрольных вопросов-тестов или в другой форме. При использовании данного метода преподаватель выявляет начальный уровень подготовленности обучающегося; своевременно получает сведения о качестве усвоенных знаний и умений; проводить статистическую обработку результатов контроля, что позволяет определить степень усвоения отдельной темы и формирование графической компетенции каждого студента и группы в целом; принимает меры по их корректированию и корректированию процесса обучения.

- известен метод [4] повышения способности студентов электротехнических специальностей к решению конкретных нестандартных задач, приведены приоритетные этапы реализации методической системы формирования способности решения нестандартных задач, в том числе развитие творческого кругозора и визуального представления ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов. Установлено, что значительную роль в решении этой проблемы играет инженерный эксперимент, как основополагающий метод эмпирического познания. Разработана концепция создания и развития студенческих конструкторских бюро, как пространства взаимодействия обучающихся и педагогов разных возрастов;

- известен метод активного изучения начертательной геометрии и инженерной графики [5], использующий симбиоз традиционных видов занятий и имитационных, игровых, применение которых связано с использованием новых форм занятий по проекционной графике. Основное отличие этого метода в отсутствие устоявшейся модели изучаемого объекта, процесса или чертежно-графической деятельности, при этом активизация обучения достигается при использовании постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и обучающимся, в роли этих связей могут рассматриваться чертежные работы. Данный метод предполагает интеграцию педагогики в технические дисциплины, учебно-воспитательную деятельность и самостоятельную работу обучающихся и их эффективное взаимодействие в проекционной графике. Метод также предполагает использование современных средств, позволяющих осуществить переход от традиционных учебников к новым формам представления материала: мультимедийные курсы, выполнение чертежно-графических работ через компьютерные сети и т.д.. Одним из средств реализации этого метода является создание учебных пособий, в которых представлены не готовые образы, а материал, обучающий студентов, как самим создавать эти образы и оперировать ими, координируя пространственный материал с вербальным [6]. Эффективны лекции визуализации с применением электронных презентаций, основой которых является набор электронных слайдов, дающих целостное графическое представление и облегчающее запоминание и усвоение материала;

- известен метод [7] виртуального моделирования, агрегирующий в геометрических алгоритмах теоретические основы геометрии и практический инструментарий современных CAD-систем и позволяющий облегчить переход от двухмерной модели к трехмерной. Авторами метода разработан банк учебных задач, алгоритм решения которых базируется на синтезе геометрических основ начертательной геометрии и современного инструментария виртуального 3d-моделирования, что развивает навыки работы с 3d-моделью и стимулирует вербально-логического мышление обучаемого;

- в [8] предложен метод развития пространственного воображения обучаемых, основанный на применении анаглифных изображений различных деталей, включающий три взаимосвязанных блока: организация учебного процесса, педагогическое обеспечение, компоненты готовности. Метод также позволяет определить уровень сформированности образно-логической компоненты обучаемых: репродуктивный, имитирующий, конструктивный и творческо-эвристический.

Авторами исследованы методы, способствующие формированию образно-логической компоненты вербально-логического мышления обучающегося, и выявлена ее значимость при освоении новейших графических технологий.

Список литературы:

1. Шуберт Ю. Ф., Костенко Н. М. Использование компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Инженерная графика» // Учебный процесс. СПО 2008. С.24-26.

2. Саланкова С. Е. Компьютерные технологии в процессе активизации творческого потенциала студента // Обучение и воспитание: методика и практика – выпуск №1 – 2012. С. 121-126.

3. Эманов С. Л. Диагностика формирования уровня компетентности студентов по инженерной графике: // материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные пролемы современной педагогики» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.).

4. Пашали Д. Ю., Воронина А. Н., Бойкова О. А. Проблема формирования способности решения нестандартных задач у студентов технических вузов // Ученые записки Российского государственного социального университета – № 6 (122) Том 2. – 2013. С.135-141.

5. Бурса И. А., Табачук И. И. Инновационный опыт образовательных учреждений в формировании пространственно-образного мышления студентов в процессе изучения начертательной геометрии и инженерной графики – Психология и педагогика: методика и проблемы – № 22. 2011.

6. Ярлакабов У. М. Некоторые способы формирования образных компонентов технического мышления у будущих учителей профессионального образования // Молодой ученый. – 2011. – №12. Т.2. – С. 160-162.

7. Александрова Е.П., Кочурова Л.В., Носов К.Г., Столбова И.Д. Интенсификация графической подготовки студентов на основе графического моделирования // URL: http://dgng.pstu.ru/conf2015/papers/41

8. Варламова Л.Ф. Развитие пространственного воображения будущих инженеров в учебном процессе: на примере изучения графических дисциплин: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 – Якутск, 2010. – 156 с.