Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
11.03.2016

Зарубежный опыт обеспечения продовольственной безопасности

Терёшкина Алёна Владимировна
Студентка 4 курса Экономического факультета Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва г. Саранск, Российская Федерация
Аннотация: Рассматривается мировой опыт обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях. Представлены меры, принимаемые международными организациями, Германией и Канадой.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, зарубежный опыт, государственная поддержка
Электронная версия
Скачать (647.1 Kb)

Проблема продовольственной безопасности многоаспектна и отражает объективно существующую многофункциональность самого сельского хозяйства. Если в России и других странах СНГ она сводится, преимущественно, к задачам достижения продовольственной независимости, импортозамещению, обеспечению экономической и физической доступности продовольственных товаров для всех слоев населения, то в более развитых государствах Западной Европы ее акцент смещен, прежде всего, в сторону экологической безопасности продуктов питания, защиты прав потребителей и сохранения окружающей природной среды. Опыт стран Европейского союза, прошедших долгий и трудный путь обретения собственной продовольственной безопасности, исключительно важен для России и других государств Содружества, которые в дальнейшем развитии, безусловно, столкнутся с аналогичными проблемами.

Уже сегодня передовой зарубежный опыт стран Евросоюза, в частности Германии, привлекает пристальное внимание ученых и практиков нашей страны и активно используется для решения актуальных задач, стоящих перед отечественным сельским хозяйством в условиях стремительно возрастающей открытости российской экономики, активно идущих процессов глобализации и региональной интеграции.

Прежде всего, следует уделить внимание страновому индексу глобальной продовольственной безопасности, разработанному компанией Economist Intelligence Unit при финансовой поддержке компании Du Pont, который составляется с 2012 года [5]. Рейтинг индекса представляет собой шкалу от 0 до 100, где 100 – полная безопасность (таблица 1).

Таблица 1 – Индекс продовольственной безопасности стран мира в 2016 г.

Рейтинг

Страна

Индекс

Рейтинг

Страна

Индекс

1

США

89,0

46

Ботсвана

63,1

2

Сингапур

88,2

47

Египет

61,8

3

Ирландия

85,4

48

Венесуэла

61,7

4

Австрия

85,1

49

Сербия

61,5

5

Нидерланды

85,0

50

Болгария

61,0

6

Швейцария

84,4

7

Канада

84,2

100

Буркина Фасо

33,6

8

Германия

83,9

101

Того

33,4

9

Франция

83,8

102

Замбия

32,9

9

Норвегия

83,8

103

Мозамбик

32,6

9

Австралия

83,8

104

Гаити

31,1

105

ДР Конго

30,1

42

Китай

64,2

106

Сьерра-Леоне

29,0

43

Россия

63,8

107

Мадагаскар

28,8

44

Беларусь

63,5

108

Чад

27,9

45

Румыния

63,3

109

Бурунди

25,1


Индекс измеряет политику государств и эффективность работы их учреждений в сфере продовольственной безопасности. В исследовании представлен анализ трех основных групп показателей продовольственной безопасности стран мира: уровень доступности и потребления продуктов питания; наличие и достаточность продуктов питания; уровень качества и безопасности продуктов питания. Указанные категории включают 28 различных показателей, значения которых измеряются в течение двухлетнего периода.

Исходя из указанных критериев, в мировом рейтинге стран по уровню обеспечения национальной продовольственной безопасности, опубликованном в 2016 году, лидируют, как и следовало ожидать, США и западноевропейские государства, включая Германию, которая находится на 8-м месте. Россия в этом списке занимает 43-ю позицию.

Германию с полным основанием называют локомотивом европейской интеграции, и в этом качестве она активно и последовательно участвует в разработке и реализации Единой сельскохозяйственной политики стран Евросоюза, одной из ключевых целей которой провозглашено обеспечение продовольственной безопасности на всем общеевропейском пространстве.

Основной акцент проблемы продовольственной безопасности в большинстве европейских стран, в том числе Германии, как уже было отмечено, все более переносится в настоящее время на задачи защиты прав потребителей, обеспечения экологической безопасности продуктов питания, сохранения окружающей природной среды.

С этой целью Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии (BMELV) активно сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и учрежденными ими специальными органами, такими, например, как Кодекс Алиментариус (Продовольственный кодекс FAO), где сотрудники более 170 государств, а также Европейской комиссии в качестве представителя ЕС, работают в 30 различных комитетах над подготовкой стандартов, руководящих принципов и кодексов отраслевой практики по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов. Следует заметить, что разрабатываемые здесь стандарты не являются императивными нормами национальных законодательств, а используются в виде рекомендаций для государств, членов организации Кодекс Алиментариус [2].

Внутри страны Министерство возглавляет и координирует всю работу, связанную с обеспечением национальной продовольственной безопасности. Научную деятельность в этой сфере осуществляет Федеральный институт оценки рисков (BfR) и четыре других исследовательских института.

Как на уровне ЕС, так и в самой Германии законодательно закреплены три главные цели продовольственного права:

- защита здоровья (продаже подлежат исключительно только безопасные пищевые продукты);

- защита потребителей от обмана;

- надлежащее информирование общественности.

Все соответствующие правовые нормы (продовольственное законодательство Германии включает более 200 постановлений, законов и решений) подчинены достижению указанных целей. Кроме того, как во всем Европейском союзе, так и в каждой стране участнице действуют так называемые «семь основных принципов обеспечения безопасности пищевой продукции» (таблица 2) [2, с. 122].

Таблица 2 – Принципы обеспечения безопасности пищевой продукции

Принцип

Расшифровка

Взаимодействие между всеми звеньями продовольственной цепи

Меры по обеспечению качества продовольствия должны последовательно осуществляться по всей технологической цепочке. Крупным достижением в данном направлении явилось объединение в 2005 году всех соответствующих национальных норм в одном общем Кодексе о пищевых продуктах, кормовых средствах и предметах первой необходимости (LFGB), что позволило создать замкнутую систему правовых норм и контроля на всех этапах производства или, как принято говорить в Германии, «от поля до тарелки».

Ответственность

предпринимателя

Каждый производитель сам отвечает за безопасность своей продукции. Это закреплено в продовольственном праве специальным понятием «обязанность проявлять должную тщательность». Ответственность предприятия-изготовителя начинается с подбора и контроля поступившего на переработку пищевого сырья и заканчивается только тогда, когда правильно упакованный и промаркированный продукт покидает производственную территорию.

Отслеживаемость

От немецких предприятий-изготовителей требуется не только подробная информация о том, куда и какие продовольственные товары они поставили, но также документальное подтверждение происхождения используемого сырья. По этим данным в случае загрязнения пищевой продукции возможно гораздо быстрее установить его причину и принять соответствующие неотложные меры.

Независимая научная оценка риска

В 2002 году правительство Германии пришло к выводу о необходимости создания отдельного исполнительного органа, который мог бы свободно и независимо от политического, общественного и научного влияния заниматься оценкой рисков для здоровья людей и окружающей среды, существующих в продовольственной сфере. Им стал Федеральный институт оценки рисков (BfR) — одно из наиболее компетентных учреждений в данной области как в самой Федеративной Республике, так и во всем Евросоюзе.

Разделение полномочий между сферами оценки риска и менеджмента риска

С 2002 года разделение полномочий между двумя этими сферами закреплено в законодательстве Германии и ЕС. На практике оно означает, что сначала готовится независимое научное заключение по проблеме, которое затем передается органам, принимающим управленческие решения, направленные на минимизацию совокупного риска для экономики, общества и окружающей среды.

Предупреждение

Закрепляет приоритет превентивных мер с учетом адекватности предлагаемых предупредительных мероприятий реальным масштабам возникающей угрозы. Эти меры должны постоянно перепроверяться и уточняться при появлении новых научных данных. Широко используется на всех стадиях обеспечения продовольственной безопасности и способен заметно снизить риски для потребителей.

Прозрачная коммуникация риска

Предполагает постоянный обмен данными об имеющихся и возникающих рисках, как на уровне научной среды, так и в сферах экономики, политики, средствах массовой информации. Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии активно сотрудничает в этих целях со многими неправительственными и некоммерческими организациями, выполняющими важные задачи в сфере коммуникации и представления интересов потребителей.


Возрастающее значение во всех европейских государствах в последнее время приобретает производство экологически чистой, или, как говорят европейцы, эко-продукции. С 1995 по 2014 г. количество эко-предприятий, в Германии, например, увеличилось с 6,6 до 23 тысяч, а размеры посевных площадей — с 310 тыс. до 1 млн га.

Главными причинами такого бурного развития является стремительно растущий общественный спрос, а также увеличение субсидирования этого направления в последние годы федеральными органами Германии в рамках общей аграрной политики Евросоюза. В частности, на период перехода с традиционного на органический способ производства эко-предприятия Германии могут пользоваться специальным пособием, размер которого различается по федеральным землям. Каждый производитель получает также премию за сохранение нового способа производства и если переход был осуществлен ранее.

Таким образом, на примере Федеративной Республики Германии видно, что в странах Европейского союза создана и действует разветвленная система государственных и общественных организаций, которая на национальном и общеевропейском уровнях эффективно стоит на страже продовольственной безопасности этих государств, соблюдения прав и свобод потребителей, охраны здоровья населения и окружающей природной среды.

Также примечателен опыт Канады. В последние десятилетия Канада уделяет существенное внимание на государственном уровне вопросам обеспечения продовольственной безопасности. В рамках данного направления работают правительственные, общественные и некоммерческие организации. За этот период был накоплен огромный опыт, который представляет интерес для России. В 1996 году на Мировом продовольственном саммите в Риме были представлены римская Декларация о всемирной продовольственной безопасности и План действий, в которых были утверждены принципы достижения продовольственной безопасности на уровне индивида, домохозяйства, региона, страны и всего мирового сообщества [3, с. 205].

Общее понятие продовольственной безопасности было утверждено в «Канадском плане действий по продовольственной безопасности», разработанном в 1998 году. Несмотря на то, что Канада в последние 50 лет являлась страной с высоким уровнем производства продовольствия, в основе разработанного Плана положена идея повышения обеспеченности продовольствием как важного фактора повышения жизненного уровня населения.

Канадский План действий по продовольственной безопасности (Canada’s Action Plan for Food Security) представляет собой программу правительства Канады, в которой задекларированы намерения и конкретные действия правительственных структур и общественных организаций в деятельности мирового сообщества по обеспечению продовольственной безопасности. Данный План определяет мероприятия в рамках задач Мирового саммита 1996 года.

Несмотря на благоприятную ситуацию, в Канаде существуют проблемы, влияющие на обеспечение продовольственной безопасности некоторых социальных групп населения. Согласно официальным статистическим данным около 10% населения Канады (более 3 млн. чел.) имеют низкий уровень доходов. Каждая десятая канадская семья, с детьми в возрасте до 6 лет, не получает достаточно продовольствия. 800 тыс. канадских семей (примерно 8% от общего числа) живут ниже уровня продовольственной безопасности. Около 2/3 населения имеет проблемы с весом, большая часть коренных народов живет в отдаленных территориях и не имеет доступа к здоровым и недорогим продуктам питания [2].

Одним из приоритетных направлений государственной политики Канады является поддержка продовольственного снабжения населения, проживающего в северных территориях и в арктическом регионе страны. Северные регионы, расположенные выше 60 параллели, в состав которых входят Юкон, Северо-западные территории и Нунавут, занимают около 40% территории страны. В настоящее время там проживает около 110 тыс. человек, что составляет только 0,3% от численности всего населения Канады (34 млн человек).

В 2007 г. правительство Канады приняло новую пятилетнюю программу (до 2012 г.) под названием «Канадская северная стратегия» [4, с. 332]. Необходимо отметить, что данная программа является логическим продолжением государственной поддержки поставок продовольствия в северные регионы «Продовольствие почтой» (Food Mail Program), которая действовала с 1986 г. В рамках этой программы государство осуществляло субсидирование заказов продовольственных посылок для населения, проживающего в отдаленных населенных пунктов. Около 135 поселений с общей численностью более 100 тыс. человек пользовались такой возможностью. Действие программы распространялось на три территории Канады (Юкон, Северо-западные территории и Нунавут), а также на ряд населенных пунктов, расположенных в северных частях.

Также Канада является активным участником международной и гуманитарной помощи. Международный пакет помощи (The International Assistance Envelope – IAE) является основным инструментом управления и планирования федерального бюджета в рамках оказания помощи. Согласно материалам официального статистического отчета о степени участия Канады в обеспечении продовольственной безопасности (в рамках выполнения Плана продовольственной безопасности) с 1990 года объем международной помощи Канады бедным и развивающимся странам вырос более чем в 2 раза и в 2013 году составил 5,2 млрд долларов США. Большая часть международной помощи (90%) реализуется в рамках правительственных программ.

Процесс глобализации все в большой степени распространяется и на сферу продовольственной безопасности. Мировой опыт показывает, что в настоящее время проблематику адекватного обеспечения продуктами питания разных слоев населения нельзя рассматривать только в узком национальном разрезе. Участие каждой конкретной страны в решении глобальных проблем продовольственной безопасности становится актуальной задачей, наравне с национальными программами. Как мы видим, развитые страны выделяют существенные финансовые ресурсы для борьбы с голодом и для развития сельского хозяйства и продовольственных инфраструктур в беднейших странах мира. Например, Канада, которая имеет одинаковый с Россией уровень ВВП (около 2 трлн. долл.) выделяет около 5 млрд. долл. в год на международные гуманитарные проекты, включая оказание продовольственной помощи [2]. Только за последние три года в рамках выполнения «Аквильской инициативы» канадское правительство профинансировала различные программы по улучшению продовольственного снабжения населения в бедных странах на сумму 1,2 млрд. долл. Вклад России по этому направлению международной деятельности был гораздо скромнее (около 300 млн. долл.). Представляется, что российское Правительство должно существенно пересмотреть свои подходы к этой проблематике. Усиление международного влияния нашего государства невозможно без активизации деятельности в сфере улучшения продовольственного снабжения бедных слоев населения в развивающихся странах.

Данный опыт мог бы быть использован как в отдельных регионах России (прежде всего на Северном Кавказе, где самый высокий уровень безработицы), так и в рамках совместных проектов, реализуемых с участием канадского правительства и международных организаций в странах Средней Азии и Африки (которые представляют наибольший интерес в рамках реализации стратегических целей российской внешней политики).

Таким образом, изучив опыт зарубежных стран в обеспечении продовольственной безопасности своего населения, можно сделать ряд выводов и рекомендаций для России. Канадская модель помощи малообеспеченных слоев населения хороша системой отсутствия налогообложения тех, кто зарабатывает менее 900 долл. в месяц. С учетом большого земельного потенциала России имеет смысл присмотреться, изучить и применить опыт Германии в развитии органического земледелия, которое поможет поддерживать ландшафт и экологию сельских территорий.

Список литературы:

1. Крылатых Э. Н. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции: Монография / Крылатых Э. Н., Мазлоев В. З., Межонова Н. В. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 238 с.

2. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО): официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fao.org (дата обращения: 28.02.2016).

3. Руденко С. И. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации: теория, методология, практика: Монография / С. И. Руденко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – С. 285.

4. Строков С. Н. Механизмы обеспечения внутренней продовольственной безопасности Канады / С. Н. Строков. – Никоновские чтения. – № 19. – 2014. – С. 331-332.

5. The Global Food Security Index: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://foodsecurityindex.eiu.com (дата обращения: 28.02.2016).