Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
11.03.2016

Особенности государственной поддержки развития малого бизнеса в Вологодской области

Кельмаева Анна Сергеевна
Студент факультета «Кредитно-экономический» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Лунева Екатерина Владимировна
Студент факультета «Кредитно-экономический» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье рассматривается механизм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства Вологодской области. В работе также проанализированы основные экономические показатели государственной программы региона и приведены сдерживающие факторы развития малого бизнеса, а также пути их преодоления.
Ключевые слова: регион, малый бизнес, государственная поддержка, субсидии, экономические показатели, региональное управление, инновационная экономика
Электронная версия
Скачать (712.1 Kb)

Научный руководитель: заведующий кафедрой «Макроэкономическое регулирование» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Шманёв С.В., д.э.н., профессор.

Российская Федерация не уступает развитым странам по количеству малых предприятий: по многочисленным оценкам, на 1000 человек приходится 33 компании. Однако деятельность предприятий малого бизнеса в нашей стране сопровождается рядом проблем. Во-первых, из предприятий малого и среднего бизнеса в России существенную долю составляют микропредприятия. Во-вторых, оборот и прибыльность малых предприятий за последние пять лет сократились почти на 6%. В результате, несмотря на большое число таких предприятий, малый и средний бизнес производит лишь 21% ВВП РФ, тогда как в развитых странах этот показатель находится на уровне 40% [8].

Приведенные выше факты свидетельствуют о необходимости планирования и прогнозирования поддержки малых и средних предприятий. Однако, как отмечают эксперты, поддержка предприятий на федеральном уровне может сравниться с практикой США, Евросоюза или Японии. Ежегодно из федерального бюджета регионам выделяется около 20 млрд. руб. В этом случае необходимо говорить об эффективности использования предоставленных сумм и активности работы в этой сфере регионов.

Регулирование деятельности малых и средних предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который определяет понятие субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также виды и формы такой поддержки [4].

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России. В рамках программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона [3].

Кроме того, в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года» содействие развитию малого и среднего бизнеса является основным приоритетом социально-экономической политики нашей страны в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития [2].

По итогам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в России Вологодская область вошла в десятку регионов-лидеров по поддержке предпринимательства. Поддержка малого и среднего предпринимательства особенно в нестабильных экономических условиях является одной из наиболее приоритетных задач региона.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в Вологодской области осуществляется на основании государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы», утвержденной Постановлением Правительства Вологодской области от 03.10.2012 года №1156.

В соответствии с данной программой, развитие малого и среднего бизнеса имеет большое значение для области, поскольку предпринимательский сектор как никакой другой способен быстро реагировать на потребности рынка во всех сферах экономики, обеспечить самозанятость граждан.

Целью государственной программы является создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства [1].

Выделяются следующие задачи государственной программы [1]:

1. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;

2. Повышение спроса на продукцию (работы, услуги), производимую (предоставляемые) субъектами малого и среднего предпринимательства;

3. Пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности);

4. Обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

5. Повышение доступности бизнес-образования для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целевые индикаторы и показатели государственной программы [1]:

1. Количество малых и средних предприятий в расчете на 1000 человек населения области;

2. Доля среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций;

3. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта;

4. Оборот продукции (услуг), производимой (предоставляемых) малыми предприятиями;

5. Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в области;

6. Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет области;

7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку.

Необходимые бизнесу меры поддержки включены в региональную программу развития, а также отраслевые программы, направленные на помощь отдельным сферам экономики. В области создан фонд ресурсной поддержки бизнеса, фонд микрофинансирования, залоговые и гарантийные фонды при муниципалитетах (Рис.1). Не менее важной является предоставляемая возможность снизить процентную ставку по выдаваемому кредиту для субъектов малого предпринимательства. Более того, в Вологодской области существуют дополнительные налоговые льготы для предприятий, реализующих проекты стоимостью более 30 млрд. рублей, а также предоставляется микрофинансирование.

Рисунок 1. Навигатор поддержки малого бизнеса в Вологодской области

Рисунок 1. Навигатор поддержки малого бизнеса в Вологодской области

В области реализуется проект электронной бизнес-корпорации, который осуществляется с 2012 года и позволяет финансовым ресурсам работать внутри региона, создавая новые рабочие места и превращаясь в налоговые поступления. За 2 года реализации проекта объемы закупок сырья, комплектующих, а также готовых товаров и услуг у предприятий малого и среднего бизнеса возросли до 12 млрд. рублей. Общая сумма по заключенным договорам между сотрудничающими предприятиями с 2014 года составляет более 350 млн. рублей.

В 2016 году Вологодская область не только не планирует сворачивать поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, но и собирается наращивать объемы финансовой помощи. Безусловно, финансовая поддержка способствует увеличению числа предприятий, работающих в регионе. В 2015 году из федерального и областного бюджетов, а также по программам грантовой поддержки и микрофинансирования малым и средним предприятиям региона было выделено финансовой помощи на общую сумму почти 1,1 млрд. рублей. В текущем году сумма поддержки будет увеличена до 1,263 млрд. рублей [9]. Эти цифры заложены в бюджетной госпрограмме "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области". Рассмотрим более детально основную концепцию принятой программы. Объем выделенных средств из областного, а также федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса растет, что видно из рисунка 2.

Год назад, осенью 2014 года, в области был запушен проект под названием «Синергия роста», в основе которого лежит объединение крупного, среднего и малого бизнеса для получения синергетического эффекта в результате их совместной деятельности. По мнению губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, мероприятия по поддержке предпринимательства должны дополнять друг друга с целью получения мультипликативного эффекта [10].

Рисунок 2. Объемы бюджетных ассигнований по государственной программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы», тыс. рублей [1]

Рисунок 2. Объемы бюджетных ассигнований по государственной программе
 «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства
в Вологодской области на 2013-2016 годы», тыс. рублей [1]

Вологодская область превратила в конкурентное преимущество свой главный недостаток: деятельность двух крупных предприятий делало экономику области моноструктурной и зависимой от спроса на некоторые группы товаров. Доля двух отраслей, металлургической и химической, составляла почти 70% по объему отгруженной продукции. ПАО «Северсталь» и АО «ФосАгро-Череповец», обладающие мощной производственной и финансовой базой становятся платформой для развития малых и средних предприятий-спутников. Позже, получив поддержку, такие предприятия смогут осуществлять самостоятельную деятельность.

Существуют несколько схем взаимодействия между крупным и малым бизнесом:

1) передача малому предприятию продукции для дальнейшего использования;

2) технология инноваций, предполагающая использование ресурсов малого и среднего бизнеса с целью внедрения инновационных разработок;

3) технология аутсорсинга, или бизнес-корпорация, когда крупное предприятие выступает в роли заказчика товаров и услуг, производимых небольшой фирмой.

Далее рассмотрим основные экономические показатели Государственной Программы, которых должна достигнуть Вологодская область к 2016 году. В первую очередь это увеличение количества малых и средних предприятий на 1000 человек населения с 8,5 единицы в 2012 году до 9,2 единицы в 2016 году. 

Рисунок 3 Количество малых и средних предприятий на 1000 человек населения [составлено авторами по материалам 7]

Рисунок 3 Количество малых и средних предприятий
на 1000 человек населения [составлено авторами по материалам 7]

Как видно из рис. 3, планируемый показатель был достигнут уже в 2013 году. По нашему мнению, данный факт связан не только с увеличением числа предприятий, но и с постоянным сокращением численности населения Вологодской области.

Увеличение доли среднесписочной численности работников субъектов малого предпринимательства в среднесписочной численности работников всех предприятий является следующей целью Вологодской области (рис. 4).

Следует отметить, что данный показатель к 2016 году должен достичь 30%, но согласно построенному тренду, достижение установленного результата возможно только лишь при более комплексной и усиленной поддержке субъектов малого предпринимательства.

Еще одной целью являлось увеличение доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта, с 11% до 13% в 2016 году.

Рисунок 4. Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий Вологодской области[составлено авторами по материалам 7]

Рисунок 4. Доля среднесписочной численности работников малых предприятий
в среднесписочной численности работников всех предприятий Вологодской области
[составлено авторами по материалам 7]

В целях повышения спроса на продукцию, производимую субъектами малого предпринимательства важно увеличивать оборот продукции, выпускаемой такими предприятиями. На конец 2014 года оборот существенно отставал от планируемого показателя в 197 млрд.руб. К 2016 году область сможет достигнуть целевого значения, лишь продолжив устойчивый рост.

Рисунок 5. Оборот продукции, производимой малыми предприятиями Вологодской области, млрд. руб.

Рисунок 5. Оборот продукции, производимой малыми предприятиями Вологодской области, млрд.руб.

Важно отметить, что по обороту организаций малого и среднего бизнеса существенную долю составляют малые предприятия, что видно из рисунка 6. Одной из целей региона является укрупнение бизнеса и постепенная трансформация малого бизнеса в средний [9].

Рисунок 6. Оборот организаций Вологодской области, млн. рублей[составлено авторами по материалам 7]

Рисунок 6. Оборот организаций Вологодской области, млн. рублей
[составлено авторами по материалам 7]

Какие же факторы сдерживают развитие малого предпринимательства в Вологодской области и не позволяют достичь установленных результатов по определенным параметрам. Более структурированно проблемы и их решения представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные сдерживающие факторы и пути их преодоления

Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в Вологодской области

Пути решения проблемы

Ограниченность финансовых ресурсов, которая выражается в сложности получения заемного финансирования, высокая стоимость банковских кредитов.

Критерии отбора заявок на получение субсидий субъектами на возмещение части затрат по кредитам достаточно серьезные, они особенно относятся к сфере деятельности, месту бизнеса, уровню заработной платы сотрудникам предприятия. Следует расширить список приоритетных отраслей, что даст возможность предпринимателям набрать необходимые баллы для получения кредита. Необходимо также пересмотреть начисляемые баллы по месту осуществления бизнеса.

Недостаток высококвалифицированного персонала, нехватка специалистов, которые хотят управлять бизнесом

Необходимо обучение граждан ведению собственного дела, организация массовых программ повышения квалификации субъектов предпринимательства. Развитие предпринимательской грамотности и предпринимательской компетенции целевых групп, особенно среди специалистов до 30 лет. Возможно создание специализированной «Школы молодого предпринимателя»

Доступ малого бизнеса к рынку сбыта значительно ограничен, в отличие от крупных предприятий

В малом бизнесе собственник является действующим лицом, но он не может использовать весь спектр инструментов, которые могут позволить себе крупные предприятия. Франчайзинг позволяет маленьким компаниям работать по технологиям больших корпораций.

Высокая стоимость аренды торговых площадей

Возможно предоставление простаивающих помещений, производственных площадей в области, а не региональном центре

Отсутствие комплексной поддержки начинающих предпринимателей

Необходима слаженная работа государства, негосударственных организаций. Следует оказывать не единовременную поддержку, а постоянно стимулировать молодых специалистов, вовлекать их в малый бизнес.


Таким образом, планирование и прогнозирование целевых показателей развития и поддержки малого и среднего предпринимательства позволит добиться их эффективной работы с целью обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития страны и ее регионов.

Поддержка предприятий малого и среднего бизнеса - одна из основных задач, стоящих сегодня перед регионами. Кроме социальной роли обеспечения занятости, предприятия малого и среднего бизнеса призваны обеспечивать производственную деятельность региона. К сожалению, в целом по России малый и средний бизнес представлен преимущественно торговыми предприятиями. Лишь одна фирма из десяти занята в производстве.

Для того чтобы малый и средний бизнес мог составлять конкуренцию уже существующим крупным предприятиям, ему необходима государственная поддержка. Безусловно, такая поддержка может осуществляться традиционными методами финансовой помощи, такими как предоставление гарантий и субсидий, участие в государственных закупках. Кроме того, существует возможность нефинансовой поддержки в виде предоставления консультационных и информационных услуг, а также проведения обучающих мероприятий.

Важнейшей задачей, стоящей перед властями является построение сбалансированной модели социально-экономического развития каждого отдельного региона и страны в целом. Необходимо создать привлекательный бизнес-климат, найти общий язык с предпринимателями, которые будут вносить свой вклад в формирование ВВП и ВРП конкретного региона, и будут, тем самым, заинтересованы в увеличения уровня и качества жизни населения.

Список литературы:

1. Государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2016 годы», утвержденная Постановлением Правительства Вологодской области от 03.10.2012 г. №1156.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

5. Официальный портал Правительства Вологодской области. Развитие малого и среднего предпринимательства, http://vologda-oblast.ru/biznesu/razvitie_malogo_i_srednego_predprinimatelstva/

6. Портал экономического развития Вологодской области. http://economy.gov35.ru/rcpp/

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, http://vologdastat.gks.ru/

8. ЛигаЗакон. Юридический портал. Минэкономразвития распределит по-новому субсидии на поддержку малого бизнеса, Режим доступа - http://www.ligazakon.ru/main/5848-minekonomrazvitiya-raspredelit-po-novomu-subsidii-na-podderzhku-malogo-biznesa.html

9. РИА Новости. Вологодская область увеличит помощь МСБ более чем на 100 млн руб, Режим доступа - http://ria.ru/economy/20151112/1319217004.html

10. Эксперт online. «Синергия роста»: опыт Вологодской области, http://expert.ru/northwest/2015/25/sinergiya-rosta_-opyit-vologodskoj-oblasti/

11. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской агломерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 1-1. – С. 24-31.

12. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга // В мире научных открытий. – 2012. – № 10.2 (34). – С. 22-33.

13. Алексеев А.Н., Батулкин Д., Козырев А. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки // Транспортное дело России. – 2015. – № 1. – С. 39-41.

14. Виттенбек В.К. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом: Монография / В.К. Виттенбек, О.В. Романченко, В.А. Шумаев. – М.: ЗАО «Новые печатные технологии», 2013. – 128 с.

15. Гатиатуллина Э.Р., Тайсаев Д.М. Механизм демаргинализация в современных социально-экономических условиях // Вестник Университета Российской академии образования. – 2015. – № 1. – С. 68-75.

16. Дохолян С.Б. Социально-экологическая ответственность российских и западных компаний // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 3 (53). – С. 83-86.

17. Миндлин Ю.Б., Шедько Ю.Н. Инновационные стратегии экономического развития региона // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – № 4. – С. 156–161.

18. Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – №1. – С. 114–118.

19. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

20. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

21. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России // О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г.Красноярск, 2015. – С. 13-15.

22. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

23. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.

24. Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64935 (дата обращения: 02.03.2016).

25. Незамайкин В.Н., Демченко Н.Л. Современные технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 1. – С. 50–53.

26. Незамайкин В.Н., Морковкин Д.Е. Развитие институтов управления инновациями в реальном секторе российской экономики // Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции. 21 мая 2015 года / под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева [Электронное издание]. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – С. 401-409.

27. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории // Финансы и кредит. – 2006. – № 19 (223). – С. 25-31.

28. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015.

29. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В./ - М.: Издательство «Научный консультант», - МАБиУ, 2016. – 227 с.

30. Романова Ю.А. Направления государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации // Аграрная Россия. 2009. № 1. С. 8-11.

31. Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.

32. Сорокин Д.Е. Условия перехода к инновационному типу экономического роста // (МИР) Модернизация. Инновации. Развитие. – 2010. – №2. – С. 26-36.

33. Угрюмова Ю. Продовольственная безопасность России и необходимость сельскохозяйственной кооперации в ее обеспечении // Аграрная Россия. – 2003. – № 2. – С. 10-14.

34. Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 1 (61). – С. 10.

35. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.

36. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.

37. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.

38. Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.

39. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Новый институциональный подход к проблемам управления на базе концепции расслоенности экономического пространства // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 25-27.

40. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

41. Ярашева А.В. Инновационный процесс и инновационная стратегия критерия роста экономики // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 52-56.

42. Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yakovenko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing. – 2016. Т. 6. – № S1. – С. 67-72.