Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
16.03.2016

Раздельный учет при совмещении налоговых режимов

Гуменная Наталья Сергеевна
студентка института экономики Московская академия экономики и права г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы работы системы налогообложения фирм, осуществляющих одновременно несколько видов предпринимательской деятельности. Выявляются экономические особенности ведения раздельного учета доходов и расходов по разным видам предпринимательской деятельности. В качестве примера приводится вариант применение раздельного учета при совмещении упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход в деятельности торговой организации.
Ключевые слова: единый налог на вмененный доход, законодательство, налоги, налогообложение, раздельный учет, упрощенная система налогообложения
Электронная версия
Скачать (591.5 Kb)

В настоящее время организации торговли осуществляют одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, связанной с оптовой и розничной продажей товаров, а также оказанием услуг. Это предполагает совмещение нескольких режимов налогообложения. В статье рассматривается применение раздельного учета при совмещении упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход, которое требует от организаций торговли ведения раздельного учета доходов и расходов по разным видам предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что обязанность ведения раздельного учета закреплена в п.7 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, термин «раздельный учет» в налоговом законодательстве не закреплен. [2]

Понятие раздельного учета можно сформулировать следующим образом, раздельный учет - это особый порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, обеспечивающий распределение учетных данных о доходах и расходах в соответствие с видами деятельности организации для правильного исчисления налоговой базы и налогов.

На сегодняшний день законодательно так же не закреплен порядок и методика ведения раздельного учета, поэтому каждой организации необходимо самостоятельно разработать методику, опираясь на требования законодательства.

Методика ведения раздельного учета представлена на рисунке 1.

Методика ведения раздельного учета расходов при совмещении УСН и ЕНВД

Этапы разработки и внедрения методики раздельного учета расходов при совмещении режимов налогообложения УСН и ЕНВД

1 Этап – Разработка методики

1.1 Анализ законодательства, применительно к требованиям раздельного учета

1.2 Анализ расходов, составление перечня прямых и косвенных расходов, относящихся к УСН, ЕНВД

1.3 Разработка методики раздельного учета расходов (порядка аналитического учета)

2 Этап - Совмещение разработанной методики раздельного учета с системой учета, существующей на предприятии

2.1 Анализ системы учета, существующей на предприятии

2.2 Определение источников информации для раздельного учета

3 Этап - Документальное оформление и закрепление методики ведения раздельного учета

3.1 Разработка бухгалтерских регистров и документов, отражающих распределение доходов и расходов

3.2 Составление или изменение учетной политики

3.3 Составление приказов по документообороту

В формировании системы раздельного учета организации торговли можно выделить несколько этапов:

1 Этап - Разработка методики ведения раздельного учета.

1.1 Анализ законодательства, применительно к требованиям раздельного учета. Для разработки методики распределения расходов необходимо произвести анализ законодательства, определить наличие указаний в НК РФ на саму методику либо на общие принципы, которым она должна соответствовать.

1.2 Анализ расходов, составление перечня прямых и косвенных расходов, относящихся к УСН, ЕНВД. На данном этапе необходимо проанализировать все расходы организации, определить перечни расходов, относящихся к каждому виду деятельности, и расходов, подлежащих распределению. Все данные о расходах организации содержаться в первичных документах финансово-хозяйственной деятельности, к которым относятся договора аренды, оказание услуг, договора подряда, акты выполненных работ (оказанных услуг), товарные накладные, расчетные ведомости по начислению заработной платы, налогов и страховых взносов с ФОТ и прочие. Далее разрабатывается методика распределения общих расходов и порядок списания разделенных расходов на затраты каждого вида деятельности.

1.3 Разработка методики раздельного учета расходов (порядка аналитического учета). При разработке методики распределения расходов для целей раздельного учета, необходимо выявить какие из общих расходов подлежат распределению. К общим расходам организации, подлежащим распределению чаще всего относятся: расходы на содержание управленческого аппарата, т.е. заработная плата, страховые взносы и налоги с ФОТ директора, главного бухгалтера и другого управленческого персонала; аренда площадей общего назначения (офисные, складские и подсобные помещения); расходы на услуги связи, электроэнергия; расходы на охрану и прочие расходы.

Для целей раздельного учета расходов организации по видам деятельности необходимо открыть дополнительные субсчета, для раздельного отражения расходов каждого вида деятельности и расходов, подлежащих распределению. Основные бухгалтерские счета, к которым необходимо открытие специфических субсчетов для целей раздельного учета расходов отражены в таблице.

Таблица 1. Детализация счетов бухгалтерского учета для целей раздельногоучета расходов

01 «Основные средства»

02 «Амортизация основных средств»

Требуется открытие субсчетов отражающих учет и амортизацию основных средств, используемых в оптовой и розничной торговле, а так же основных средств общего назначения

41 «Товары»

Необходимо открытие субсчетов с целью раздельного учета товаров для оптовой и розничной торговли

44 «Расходы на продажу»

Субсчета, открытые к данному счету будут показывать отдельно расходы на продажу по оптовой и розничной торговле, а так же общие расходы на продажу, подлежащие дальнейшему распределению

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К данным счетам необходимо открытие специфических субсчетов второго и третьего порядка, отражающих расходы по социальному страхованию и обеспечению, расходы по оплате труда персонала, занятого в оптовой и розничной торговле, а так же расходы по управленческому персоналу, подлежащие распределению.

90 «Продажи»

На субсчетах данного счета будет отражаться выручка от разных видов деятельности, себестоимость товаров, относящихся к оптовой и розничной торговле, расходы на продажу, а так же финансовый результат деятельности по оптовой и розничной торговле в отдельности

91 «Прочие доходы и расходы»

На открытых к данному счету субсчетах будет содержаться информация о прочих дохода и расходах отдельно по оптовой и розничной торговле, и прочих расходах общего назначения. А так же сальдо прочих доходов и расходов по разным видам деятельности.

99 «Прибыли и убытки»

Прибыль/убыток по оптовой и розничной торговле

Каждой торговой организации, совмещающей несколько налоговых режимов, необходимо самостоятельно определить перечень таких расходов. Далее они собираются на специальных счетах, таких как счет 44-3 «Расходы на продажу общие», счет 91-2-3 «Прочие расходы общие» и ежемесячно списываются на счет 90 «Продажи» (со счета 44 «Расходы на продажу») и на счет 99 «Прибыли и убытки» (со счета 91 «Прочие доходы и расходы») пропорционально доходам от каждого вида деятельности. [2]

Рассчитать процент распределения для целей раздельного учета можно по следующей формуле:

Процент распределения = Выручка УСН/ Выручка Общ. * 100%

Данные о выручке по разным видам деятельности и процент распределения необходимо отразить бухгалтерской справкой по разным видам деятельности, форму которой организация может разработать самостоятельно.

2 Этап - Совмещение разработанной методики организации раздельного учета расходов с существующей системой учета расходов в торговой организации.

2.1 Анализ системы учета, существующей на предприятии. На данном этапе анализируется методика ведения учета в организации с целью определения возможности получения данных для раздельного учета доходов и расходов на основе имеющейся системы учета. В случае невозможности получения таких данных в связи с отсутствием полноценного учета в организации, возникает необходимость в построении системы учета, удовлетворяющей все потребности организации.

2.2 Определение источников информации для раздельного учета. На данном этапе необходимо определить последовательность и источники получения данных для раздельного учета. В первую очередь, для определения процента распределения расходов необходимо сгруппировать все доходы организации с использованием кассового метода по каждому виду деятельности отдельно. Далее на основании первичных бухгалтерских документов определяем, к доходам какого из видов деятельности относятся конкретные расходы и разносим их на соответствующие субсчета счета 44 «Расходы на продажу». Все расходы, которые невозможно отнести к какому-либо виду деятельности необходимо отразить отдельно на субсчете счета 44 как общие расходы, подлежащие распределению.

3 Этап - Документальное оформление и закрепление методики ведения раздельного учета на предприятии.

3.1 Разработка бухгалтерских регистров и документов, отражающих распределение доходов и расходов.

Данные о выручке, полученной от видов деятельности, облагаемых УСН и ЕНВД, ежемесячно, отражаются в бухгалтерской справке. На основании этих данных рассчитывается пропорция выручки от каждого вида деятельности в общем объеме доходов, которая в дальнейшем используется для распределения общих расходов организации. Данные о распределении общих расходов в соответствии с аналитикой статей затрат ежемесячно отражаются в ведомости распределения общих расходов, форму которой организация разрабатывает самостоятельно. При заполнении ведомости используются данные счетов 44-3 «Расходы на продажу общие» и 91-2-3 «Прочие расходы общие», и на основании документа «Бухгалтерская справка о выручке по разным видам деятельности» пропорционально распределяются общие расходы.

3.2 Составление и изменение учетной политики. На данном этапе необходимо закрепить методику ведения раздельного учета в учетной политике организации, а также разработанные регистры и документы, отражающие операции по распределению расходов между разными видами деятельности.

При совмещении УСН и ЕНВД учетная политика для целей бухгалтерского учета должна содержать следующие положения:

  • указание на то, что бухгалтерский учет ведется в полном объеме.
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета с соответствующими субсчетами.
  • факт ведения бухгалтерского учета в специализированной бухгалтерской компьютерной программе.

В учетной политике для налогового учета организации, совмещающей УСН и ЕНВД, должны найти отражение следующие моменты:

  • факт применения УСН организацией;
  • факт применения ЕНВД организацией в случаях осуществления видов деятельности, подпадающих под обложение данным налогом;
  • наличие положения о соблюдении законодательства, норм гл. 26.2 и 26.3 НК РФ о ведении раздельного учета, методика ведения которого отражена или в учетной политике, или в приложении к приказу об учетной политике; перечень общих расходов, подлежащих делению расчетным путем;
  • непосредственно сама методика распределения расходов, где отражены способы распределения, документы, на основании которых расходы принимаются к распределению, перечень и формы документов, которыми оформляется данное распределение;
  • документальное оформление ведения раздельного учета: регистры, бухгалтерские справки, формы и порядок их оформления, а также график документооборота в организации.

Чем подробнее будет составлен данный раздел учетной политики, тем меньше возможности у проверяющих органов оспорить метод учета и применить свой. А при наличии достаточного документального оформления ведения раздельного учета проверяющие органы не смогут предъявить претензии об отсутствии раздельного учета. [3]

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II., 2015

2. Ведение раздельного учета при совмещении УСН и ЕНВД: организация учета, учетная политика [Электронный ресурс] // Налоговое планирование. 2013. Режим доступа: http://www.pnalog.ru/material/sovmeshenie-usn-envd-organozaciya-ucheta

3. Лесникова В.А. Раздельный учет при совмещении УСН и ЕНВД: закрепляем в учетной политике//Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. -2010-№9.