Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
18.03.2016

Китайский опыт макроэкономического планирования и возможности его использования в Российской Федерации

Мухина Светлана Анатольевна
студент Кредитно-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В работе был проведен анализ  опыта макроэкономического планирования в Китае, его влияние на экономическое развитие и укрепление страны. Рассмотрены возможности применения азиатской системы макропланирования в условиях современной российской экономики.
Ключевые слова: Китай, макроэкономическое планирование, пятилетка, Россия, ВВП, экономическое развитие Китая, индикативное планирование
Электронная версия
Скачать (734.4 Kb)

Одной из теорий возникновения государства является договорная, или естественно-правовая теория, суть которой в том, что люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый из них отказывался от части своих интересов ради выживания и общего благополучия [1]. Так появился институт взаимной защиты – государство. Сейчас государство обязано не просто защищать народ, но и давать уверенность в завтрашнем дне, улучшать условия жизни населения. В настоящее время без грамотного управления экономикой оно не может гарантировать лучшее будущее. Динамичное развитие общества требует от государства определения целей, основных параметров функционирования экономики в будущем с наименьшими затратами ресурсов, как материальных, так и трудовых [2]. Принимая во внимание внутренние и внешние факторы, которые влияют на развитие страны, государство выполняет одну из важнейших своих функций управления – планирование.

Макроэкономическое планирование – это научное предвидение развития и функционирования общественного производства и воспроизводства, которое основано на установлении закономерностей, тенденций социального прогресса и НТП [3].

Существуют различные способы планирования экономики, каждая страна выбирает или создает такое направление, которое обеспечит ей более быстрое и качественное развитие.

Что касается Российской Федерации, то особенностью ее макроэкономического планирования заключается в составлении трех разновидностей планов: негативного, позитивного и реалистичного. При сегодняшней напряженной экономической ситуации, когда не достигаются планируемые уровни индикаторов даже при негативном развитии событий, на наш взгляд, стоит обратить внимание на зарубежный опыт стратегического планирования развития экономики. При этом нельзя его копировать, но нужно максимально адаптировать способы зарубежного макроэкономического планирования к внутристрановой ситуации, с учетом наших возможностей и менталитета.

Целью настоящей работы является выявление особенностей китайского макроэкономического планирования и возможности его использования в российской практике.

За последние годы Китайская народная республика демонстрировала ежегодные темпы прироста экономики. Немаловажную роль в этом сыграло грамотное планирование ее развития и способы достижения целей. На сегодняшний момент китайская экономика уступает по своей мощи только американской, а по некоторым критериям даже обходит и ее. И у нее есть все необходимое, чтобы обогнать США в ближайшем будущем. Так как ей удалось достигнуть таких результатов?

К настоящему моменту в КНР создана система эффективного государственного научного индикативного макропланирования и макрорегулирования, которая позволяет максимизировать эффективность рыночной экономики и минимизировать "провалы" и риски рынка.

В Китае индикативное планирование представляет собой единую целостную систему, которая состоит из планов различных уровней и разной продолжительности - долгосрочные (10-20 лет), среднесрочные (5 лет) и годовые [4].

Долгосрочный план является документом программного характера, который отражает стратегию развития экономики, науки и техники, социальной сферы. Его основная задача заключается в разработке данной стратегии на период действия плана в соответствии с научным прогнозом, определении темпов экономического развития, основных показателей, основных объектов строительства, установлении экономической политики и основных мероприятий по реализации плана.
Долгосрочному планированию отводится ведущее место в системе народнохозяйственного планирования. Китайские экономисты объясняют это следующими обстоятельствами:

1. Разработка долгосрочного плана способствует максимальному использованию результатов научно-технического прогресса. Только в долгосрочном плане возможно с достаточной степенью достоверности дать прогнозные оценки предстоящих прорывов в науке и технике на длительную перспективу и определить степень их влияния на развитие экономики.

2. Составление долгосрочных планов содействует совершенствованию производственной, технологической и территориальной структуры производства.

3. Долгосрочный план призван сыграть значительную роль в мобилизации и стимулировании активности населения страны.

Среднесрочные (пятилетние) планы являются связующим звеном между долгосрочными и годовыми планами. В последних осуществляется конкретизация задач долгосрочной стратегии. В среднесрочном плане особое значение имеет проработка следующих аспектов:

1) темпов экономического роста;

2) основных пропорций, складывающихся в экономике страны;

3) основных показателей развития национальной экономики;

4) масштабов, направлений и эффективности капитальных вложений;

5) ключевых проблем развития и внедрения достижений НТП;

6) среднего уровня жизни городского и сельского населения страны;

7) уровня комплексного использования природных ресурсов и степени защиты окружающей среды от загрязнения;

8) уровня рождаемости и естественного прироста населения;

9) важнейших направлений экономической и научно-технической политики государства;

10) основных мер по обеспечению выполнения плана.

Пятилетний план выступает в качестве основной формы организации производства, строительства, обращения и социальной сферы.

Таким образом, долгосрочное и среднесрочное планирование имеет стратегическое значение и играет решающую роль в развитии экономики страны. Стратегические концепции долгосрочного и среднесрочного планирования реализуются через годовые планы, превращаются в практические планы с четкими задачами, целостными показателями и конкретными мероприятиями [5]. Одновременно годовые планы выполняют роль обратной связи. Государственные плановые органы Китая имеют возможность в соответствии с новой ситуацией и проблемами, возникающими в процессе реализации годового плана, пересматривать пятилетние планы, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали реальной действительности. В этой связи необходимо обеспечивать увязку долгосрочных, пятилетних и годовых планов, создавая единую систему планирования.

Руководство плановой работой осуществляет Госсовет, который является высшим государственным исполнительным органом. Через орган планового управления - Государственный плановый комитет - он отвечает за процесс составления и организацию выполнения народнохозяйственных планов [6].

Существующий порядок составления народнохозяйственных планов предусматривает движение информации «сверху - вниз», «снизу - вверх», а также сочетание этих двух подходов. Как правило, при составлении долгосрочных и среднесрочных планов информация движется «дважды вниз, один раз вверх». Таким образом, первоначально Госсовет разрабатывает плановые показатели и контрольные (рекомендательные) цифры, затем регионы и отрасли представляют вышестоящим органам свои проекты планов и, наконец, Госплан с помощью комплексных балансов разрабатывает проект народнохозяйственного плана экономического и социального развития.

В начале 80 – х годов КНР начала переход к рыночной экономике, и к концу ХХ в. было постепенно внедрено индикативное планирование. Основные изменения в планировании начались с разработки Х – го пятилетнего плана (2001 – 2005 гг.), когда стал осуществляться переход от количественных показателей к качественным. Заметно повысилась роль отраслевого и территориального планирования, увеличилась степень прозрачности информации при составлении планов.

В настоящее время в КНР применяются три вида планирования – программное планирование, планирование по основным объектам, региональное и отраслевое планирование [7].

Программное планирование состоит в подготовке комплексной стратегической программы развития народного хозяйства, которая является направляющей для всех остальных планов.

Планирование по основным объектам охватывает виды хозяйственной деятельности, требующие государственного регулирования. Оно определяет основные объекты капитального строительства, территориальное размещение объектов и распределение между ними природных ресурсов. Эти планы позволяют расширить и уточнить задачи программного планирования.

Отраслевое планирование учитывает технико-экономические особенности отраслей и тенденции изменения каждой отраслевой системы, основывается на принципах межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, борьбы с монополизмом.

Региональное планирование состоит в формировании планов социально-экономического развития территорий местными властями [33].

Процесс работы над планами включает пять этапов.

I. разрабатываются стратегические программы;

II. разрабатываются планы по основным объектам;

III. формируются отраслевые программы;

IV. формируются региональные программы;

V. осуществляются корректировки во всех видах программ.

Если смотреть поверхностно, Китай был и остается государством с плановой экономикой. Сейчас он реализовал двенадцатый по счету пятилетний план (2011–2015) и уже перешел к тринадцатому (2016–2020). Все предыдущие, за исключением первых двух, известных как «стратегия большого прыжка», в целом достигали намеченных показателей, а иногда даже превышали их. Так, в рекордную 7-ю пятилетку (1986– 1990) валовый объем производства промышленности и сельского хозяйства КНР удалось увеличить сразу на 38%, а суммарный ВВП поднялся на 44%. Но главное, что обеспечивает китайская модель государственного планирования на протяжении уже почти шестидесяти лет, это стабильность высоких темпов роста экономики при очень низком размахе кризисных колебаний [8].

Безусловно, государственное планирование в той или иной форме присутствует и в рыночных экономиках, но у китайских подходов есть свои отличительные черты. Во-первых, в отличие от большинства западных моделей, главным ориентиром которых является прирост показателей, выраженных в денежном эквиваленте (размер ВВП в долларах США), то высшая цель китайских пятилеток — обеспечить межотраслевой баланс экономики в целом. Именно это минимизирует риск возникновения перекосов и надувания «пузырей», хотя и не защищает от них полностью. Поэтому каждая часть китайского госплана имеет четко сформулированные цели нефинансового характера.

Например, 12-я пятилетка предусматривает массовый переход на скоростные железные дороги и поезда. Это значит, что увеличивается потребность в первичном алюминии и продуктах его передела (сплавы, прокат, конструкции), то есть надо нарастить добычу бокситов и производственные мощности на соответствующую величину. Исходя из этого, рассчитывается потребность в энергии, под которую подстраиваются планы по обеспечению энергоносителями и генерирующими мощностями. И в результате получается свод задач, под которые разворачивается и государственное кредитование. Кроме всего прочего, такой подход делает сами макроэкономические планы достаточно понятными по целям и позволяет относительно просто контролировать результаты. Сразу видно, вышли на тот или иной плановый показатель или не вышли; и не надо держать в уме никакие «поправки» на инфляцию или колебания курсов, которые в руках умелого бухгалтера могут оправдать любую неудачу [9].

Что характерно, по мере развития и совершенствования плановой системы Китай уходит от денежных показателей все дальше. На одной из сессий Всекитайского собрания народных представителей было отмечено, что ВВП страны растет, но это не приносит народу счастья. Потому целевые показатели формулируются не как количество денег ВВП на одного жителя, а в виде конкретных значений квадратных метров жилья, киловатт электроэнергии, автомобилей, молока, мяса и т.п. на человека.

Другое, не менее важное отличие состоит в том, что большинство западных, да и российских планов представляет собой преимущественно ожидания, построенные на основе экстраполяции нынешних тенденций. Отсюда и берется традиция строить планы сразу в трех вариантах: негативном, оптимистичном и вероятно реалистичном, а там уже как пойдет. Для КНР такое планирование считается неприемлемым, у них все четко: точное соответствие срокам и календарному планированию.

Далее, Китай свои планы достаточно четко делит на государственные и частные [9]. В том смысле, что если конкретная цель необходима в первую очередь государству, то и ее достижение в основном обеспечивается им. В полном объеме, от финансирования до исполнителей. Частные компании могут подключаться к данному процессу, если они готовы работать по госрасценкам. Такого рода задачи составляют лишь небольшую часть стандартной пятилетки, однако большая доля плана приходится на некие установочные ориентиры для частного сектора. Подобное сочетание позволяет получать максимальные выгоды от преимуществ как плановой, так и частной систем при взаимном нивелировании их недостатков.

Следующим очень важным фактором успеха плановой экономики КНР является то, что там нет либерализма, поэтому никто не критикует государство за то, что оно строит дома, в которых никто не живет или возводит мосты, по которым никто не ездит, несмотря на то, что деньги на все это были потрачены. А учитывая территорию и количество людей на ней проживающих, деньги немалые. С позиции государственных интересов и долгосрочных перспектив видно, что это тоже продуманная и обоснованная часть стратегического плана макроэкономического развития. В целях сохранения устойчивости строительной отрасли, когда на потребительском рынке жилья заканчиваются деньги и пропадает платежеспособный спрос, Китай продолжает загружать ее регулярными госзаказами. В результате она строительных комплекс получает возможность расти, люди — работать, а государство обеспечивает стабильные налоговые поступления. К тому же создается массовый средний класс, формирующий внутренний рынок сбыта китайских товаров и услуг.

Отличительной чертой развития Китайской народной республики в начальный период двенадцатой пятилетки (2011-2015гг) стал ежегодный экономический рост, который превышал среднемировой прирост ВВП в эти годы [10]. Однако в конце 2012 года китайская экономика столкнулась с рядом проблем, которые сказались на приросте ВВП, который, тем не менее, превышал средний общемировой прирост по всем странам. Для сравнения, прирост реального ВВП России в этот период был ниже среднего, а в некоторые годы принимал даже отрицательные значения (см. рис. 1). 

Рисунок 1. Прирост реального ВВП, в процентах

Рисунок 1. Прирост реального ВВП, в процентах

Рассмотрим причины ухудшение позиций китайской экономики.

Во-первых, значительно ухудшилась международная экономическая обстановка, обусловленная мировым финансовым кризисом. В результате этого ориентированный на внешние рынки экономический потенциал Китая снизился.

Во-вторых, возникла необходимость смены модели экономического роста из-за проблемы старения населения. Общеизвестно, что данная модель была основана на использовании дешевой неквалифицированной рабочей силы. В связи с уменьшением численности трудоспособного населения в скором времени возникнет нехватка рабочей силы, поэтому Китай вынужден будет перейти на модель экономического развития, подразумевающую использование меньшего количество трудовых ресурсов, но более высокой квалификации и с более высокой оплатой для улучшения производительности труда.

В-третьих, была отмечена проблема охраны окружающей среды. На протяжении нескольких лет в связи с быстрым ростом промышленного производства и повышения затрат материальных ресурсов на единицу произведенной продукции появилась проблема загрязнения окружающей среды. По оценкам китайских и зарубежных исследователей, экономические потери от загрязнения атмосферы, включая затраты на лечение населения, составляют 3-7% ВВП страны.

С учетом обозначившихся проблем на XVIII съезде КПК (2012 г.) китайскими властями было принято решение переориентировать модель экономического развития, а именно осуществить переход от экстенсивного к интенсивной форме развития производства, повышение производительности труда, решение проблем загрязнения окружающей среды путем использования энергосберегающих и безопасных для нее технологий. По итогам съезда был сделан вывод, что Китаю вполне по силам реализовать намеченные планы в рамках начавшейся 13-й пятилетки (2016-2020гг).

Таким образом, Китай намерен последовательно решить все имеющиеся у него проблемы развития экономики и общества [10].

Каковы возможности использования опыта макроэкономического планирования КНР в Российской Федерации? Для ответа на данный вопрос, необходимо рассмотреть основные факторы, влияющие на данный процесс.

Во-первых, отличие в выборной системе государственной власти. В Китае выборы происходят реже, чем раз в 6 лет, что сказывается на эффективности ее системы планирования. Во-вторых, стратегический план всегда подразумевает рациональное использование ресурсного потенциала. России он необходим без сомнения. Однако, несмотря на то, что ресурсов у нас больше, чем в Китае, эффективность их использования необходимо повышать. И, наконец, разное отношение к труду [8].

Таким образом, по мнению автора, не стоит слепо копировать удачный опыт макроэкономического планирования КНР. Очевидно, его стоит подробнее изучить и подстроить под менталитет наших граждан. Особенно ценным и несомненно полезным для отечественной системы стратегического планирования будет возобновление и широкое использования инструментария индикативных планов, впервые примененных в системе народнохозяйственного планирования в СССР, и доказавших свою эффективность, в т.ч. и в макроэкономическом планировании развитых стран, таких как Германия, Франция.

Список литературы:

1. Теория происхождения государства. Лекции по теории государства и права [Электронный ресурс]. URL: http://www.webarhimed.ru/page-14.html (дата обращения: 29.02.2016)

2. Геращенко Н. Л. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. КамчатГТУ, 2007.

3. Сазонов В. Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. ТИДОТ ДВГУ , 2001.

4. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. -Москва, 2011.

5. Попова Е. В. Инновационная Россия. Стратегия 2020. - [Электронный ресурс]. URL: http://innov.etu.ru/innov/archive.nsf/779e63082286adbbc325672f003bdcf2/4e13f9bed9a73339c325759800292c27?OpenDocument (дата обращения: 29.02.2016)

6. Андрюшкевич О. А. Индикативное планирование в экономиках разного типа, 2012.

7. Логвинов С. А., Павлова Е. Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Учебное пособие. Москва, 2011.

8. Как китайские пятилетки победят Америку. - [Электронный ресурс]. URL: http://cont.ws/post/109595 (дата обращения: 01.03.2016)

9. Планирование экономики Китая. - [Электронный ресурс]. URL: http://voprosik.net/planirovanie-ekonomiki-v-kitae/ (дата обращения: 01.03.2016)

10. Бергер Я. М. Экономическая стратегия Китая. ИД «ФОРУМ», 2009.

11. Официальный сайт Всемирного банка. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/en/publication/global-economic prospects/data?region=EAP (дата обращения: 02.03.2016)

12. Алексеев А.В. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития // Вестник АКСОР. – 2014. – № 4. – С. 190-193.

13. Виттенбек В.К. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом: Монография / В.К. Виттенбек, О.В. Романченко, В.А. Шумаев. – М.: ЗАО «Новые печатные технологии», 2013. – 128 с.

14. Дохолян С.Б. Социально-экологическая ответственность российских и западных компаний // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 3 (53). – С. 83-86.

15. Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 131-138.

16. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». 2011. - № 1. – С. 48-53.

17. Лунева Е.В., Николаенкова М.С. Инновационная философия в экономике России // Инновационные технологии научного развития / Сборник статей Международной научно-практической конференции - Уфа, 2015 - С. 117-119.

18. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона на основе кластерного подхода: монография / Д.Е. Морковкин. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 160 с.

19. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.

20. Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г. Санкт-Петербург, 2016. – С. 32-34.

21. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.

22. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

23. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.

24. Незамайкин В.Н., Морковкин Д.Е. Модели прогнозирования финансовой устойчивости компании строительной отрасли в современных экономических условиях // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 1 / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. [Электронное издание]. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. – С. 307-316.

25. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Критерий оценки эффективности управления природно-ресурсным комплексом территории // Финансы и кредит. – 2006. – № 19 (223). – С. 25-31.

26. Романова Ю.А. Организационно-экономические основы развития кооперации на региональном уровне (теория, методология, практика): автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: Российский ун-т кооперации. 2008. - 40 с.

27. Романова Ю.А. Направления государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации // Аграрная Россия. 2009. № 1. С. 8-11.

28. Сафонов Р.А., Скарпофелов Д.А., Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Модели железнодорожных контейнерных перевозок по Евразийскому сухопутному мосту // Механизация строительства. – 2016. – Т.77. – № 1. – С. 40-47.

29. Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.

30. Сорокин Д.Е. Преобразование экономической системы России // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3 (51). – С. 46а-49.

31. Угрюмова Ю. Продовольственная безопасность России и необходимость сельскохозяйственной кооперации в ее обеспечении // Аграрная Россия. – 2003. – № 2. – С. 10-14.

32. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.

33. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.

34. Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.

35. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.

36. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Новый институциональный подход к проблемам управления на базе концепции расслоенности экономического пространства // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 25-27.

37. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.