Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.03.2016

Активные и интерактивные технологии в процессе формирования экологической социальности студентов в межкультурном контексте

Кадзаева Ольга Эдуардовна
магистрант кафедры геоэкологии и землеустройства, факультет географии и геоэкологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация: В статье рассматривается задача формирования межкультурной экологической социальности студентов подготовки направления Экология в интерактивном формате. Важнейшим национальным ресурсом для реализации этой задачи является образование, которое всегда служило и служит главным условием сохранения накопленного потенциала знаний и является действенным средством формирования и развития достижений, моделей поведения человека в профессиональном и межкультурном контексте.
Ключевые слова: экологическая социальность, образование, студенты- экологи, активные, интерактивные, технологии, межкультурный контекст, компетенция
Электронная версия
Скачать (578 Kb)

Важнейшим национальным ресурсом социально-экономического обновления страны в современном мире выступает образование, а важнейшей исторической миссией образования является формирование самосознания у каждого представителя цивилизации, а также идеологии того общества, ценности которого передаются последующим поколениям людей. Полипарадигмальность развития образования в современном мире, множественность социальных функций, возложенных на образовательную систему, делает данную сферу важнейшим механизмом устойчивого развития общества [1, С. 24.].

Роль образования в России как механизма культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач. Однако, проблема воспитание молодёжи в духе уважения к другим народам, толерантности к культурным различиям, что предполагает подготовку молодых людей к жизни в поликультурном обществе, неизменно остается одной из самых сложных и трудно регулируемых. Множество факторов, влияющих на межэтнические отношения, а именно: геополитические, исторические, экономические, этнокультурные и социально-психологические , ставят перед современным деформированным российским образованием насущную проблему формирования межкультурной компетенции учащихся.

Проблемы образования в межкультурном контексте как основе культуры межнационального общения рассматривается в рамках поликультурного подхода З.Т. Гасановым, В.И. Матисом, И.А. Новиковой и др. [2, стр. 15].

Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом, историко-культурном регионе России, Северном Кавказе, на территории которого расположены 7 республик (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская республика, Дагестан) и 2 края (Краснодарский край, Ставропольский край), входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Только в Адыгее проживают 29 представителей национальностей; в Северной Осетии-Алании – 28; в Дагестане и Карачаево-Черкесии – 27; в Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках – 18; в Ингушетии - 3.

Цель работы - обосновать и реализовать дидактические условия формирования экологической социальности студентов экологических специальностей в межкультурном контексте.

Объект исследования - изучение роли активных и интерактивных технологий в процессе формирования экологической социальности студентов экологических специальностей в межкультурном контексте .

Предмет исследования – дидактические условия в процессе формирования экологической социальности студентов экологических специальностей в вузе в межкультурном контексте.

Гипотеза исследования основана на предположении, что, если формирование межкультурной экологической социальности студентов экологических специальностей будет осуществляться с использованием активных и интерактивных технологий в сочетании, то процесс эффективности активизируется, конкретизируется и ускоряется.

Образовательные инновации переходного периода XX - XI века позиционируют межкультурное воспитание личности в высших образовательных учреждениях как целостную систему профессионально-ориентированной подготовки выпускников высшей школы, основанной на принципах интегративности, последовательности, культуросообразности и целостности.

В процессе формирования профессионально-ориентированной и межкультурной компетенций преподавателями используются активные и интерактивные формы организации учебно-воспитательной работы:

  1. Проблемная лекция, на которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.
  2. Семинар - форма учебно-практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
  3. Круглый стол - заимствован из области политики и науки.
  4. Кейс занятие, основными понятиями которого, являются «ситуация» и «анализ», а также производное от них – “анализ ситуации”, который сразу начал ассоциироваться с бизнес образованием, что не удивительно, поскольку именно в этой сфере метод зародился и на протяжении уже длительного времени успешно применяется. Анализ ситуаций используется при обучении студентов экологических специальностей, в первую очередь как метод обучения принятию решений [3, С. 157].
  5. Презентация - самый эффективный способ донесения важной информации как в разговоре «один на один», так и при публичных выступлениях [4, С.270.]
  6. Мозговой штурм - широко применяется в управленческой деятельности, связанной с экологией и землеустройством.
  7. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения [4, С.270.]
  8. Тренинг и др. (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Примерные темы, используемые в учебно-воспитательном процессе будущих экологов как в активном, так и в интерактивном формате могут быть:

  1. Диалог культур как механизм управления социоприродными ресурсами (лекция).
  2. Глобально-экологическая целостность человечества (лекция).
  3. Научно-технические аспекты взаимодействия природы и общества в условиях миграции (круглый стол).
  4. Жизнь в обществе риска: техногенные катастрофы( кейс-занятие).
  5. Экологическая культура рынка, исповедующая прибыль как самодостаточную цель развития ит.д. (мозговой штурм)
  6. Экотуризм (деловая игра).
  7. Экоэкономика как общечеловеческая ценность (мозговой штурм).

В этом ключе инноваций современная система обучения фокусирует внимание на не только повышение мотивации к изучению профессиональных предметов и родной культуре, но и воспитывают интерес к профессии, культуре других народов, способствует выработке толерантного отношения в общении, а также демократизации и гуманизации всего процесса воспитания.

Поликультурная направленность учебно-образовательного процесса должна способствовать формированию гражданской позиции студентов-экологов, обладающих, согласно В.П. Тугаринову, важнейшими характеристиками, а именно: 1) разумностью, 2) ответственностью, 3) свободой, 4) чувством собственного достоинства и 5) индивидуальностью, влияя таким образом, на его индивидуальность, ценностные приоритеты и модель поведения в обществе [5, C.17 ].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что экологизация образования в межкультурном контексте с использованием инновационных технологий обучения, разработанных на основе современных методологических позиций индивидуальных образовательных траекторий, может решить задачу формирования компетентностной модели личности с менталитетом гражданина, способной самореализоваться в жизни, не противореча ни одной конфессии, а, следовательно, и культуре и традициям. Именно такое воспитание личности может быть спасательным кругом для предотвращения возникшей угрозы, экологический катастрофы, как результата развития цивилизации ХХ века.

Список литературы:

1. Блиева Ж.М.Поликультурное образование в контексте воспитания личности. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2007. Т. 13. № 2. С. 24.

2. Муратов А.Ю. Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку с использованием телекоммуникаций. Автореферат диссертации кандидата наук. Барнаул. 2005. 23 с.

3. Блиева Ж.М. Оказова З.П. Кейс-метод – эффективная технология повышения иноязычной профессиональной компетентности студентов экологических специальностей. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12. С. 157.

4. Блиева Ж.М., Хосроева Н.И.Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции будущих менеджеров в интерактивном формате. Вестник Государственного Университета Управления. 2014. № 20. С.270.

5. Блиева Ж.М. Толерантность в структуре интегральной характеристики личности. Модернизация Отечественного Педагогического Образования: Проблемы, Подходы, Решения. Сборник научных трудов, ч.1, 2005. C.16.