Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.03.2016

Формирование и использование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в условиях экономической неопределенности

Винокурова Владислава Александровна
Студентка финансово-экономического факультета Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В работе отражена текущая экономическая ситуация в стране, исследованы основные макроэкономические показатели, изложены причины изменений в федеральных законах о ФФОМС, проанализированы основные статьи доходов и расходов ФФОМС, отражена связь международных взаимоотношений и изменений на рынке медикаментов, которые входят в состав расходных статей ФФОМС, сделаны соответствующие выводы и даны соответствующие рекомендации.
Ключевые слова: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, доходы, расходы, федеральный бюджет, федеральный закон, страховые взносы, здравоохранение, лекарства, ВВП, цены на нефть, безработица, импорт, импортозамещение
Электронная версия
Скачать (729.3 Kb)

Обязательное медицинское страхование – это составная часть системы государственного социального страхования, которая даёт возможность получить медицинскую помощь за счет средств ОМС в объеме и на условиях соответствующих программ ОМС. Обязательное медицинское страхование закреплено в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является одним из государственных внебюджетных фондов, который создан для финансирования медицинского обслуживания граждан Российской Федерации.

ТФОМС является некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации.

Прежде чем перечислить основные направления формирования средств ФФОМС, стоит отметить что одним из изменений 2012 года стало то, что взносы в ТФОМС не начисляются. Если до 2012 г. ТФОМС напрямую получали из бюджета субъекта страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, то, начиная с 2012 г. средства бюджета субъекта на обязательное медицинское страхование неработающего населения направляются в бюджет ФФОМС, а затем в составе субвенции ФФОМС направляются в бюджет ТФОМС. Именно поэтому автор хотел бы рассмотреть в данной работе изменения в доходах и расхода ФФОМС.

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счёт:

  • части страховых взносов хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда. В соответствии с Уставом Фонда временно свободные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги;
  • поступлений из иных источников, не запрещённых законодательством РФ.

Ещё одним изменением с 2015 года стало то, что страховые взносы в ФФОМС нужно платить со всей зарплаты. Такое решение принято на заседании Правительства РФ в 2014 году. Ранее работодатели платили взносы в ФФОМС по ставке 5,1% до достижения зарплаты работника с начала года 624 000 руб. Как только зарплата превышает 624 000 руб., суммы превышения взносами в ФФОМС не облагаются. С 2015 года порог зарплаты для взносов в ФФОМС отменен. Ставка составляет 5,1 % от заработной платы.

Фонд направляет средства бюджета на следующие цели:

1. Для выравнивания финансовых условий бесперебойной деятельности ТФОМС.

2. Для выполнения целевых программ по оказанию медицинской помощи.

3. На компьютеризацию и автоматизацию системы обязательного медицинского страхования.

4. На переподготовку и повышение квалификации сотрудников для системы обязательного медицинского страхования.

5. На проведение научных исследований в области обязательного медицинского страхования.

6. Для обеспечения проведения региональных совещаний и конференций.

7. Направление средств, которые могут обеспечить международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования.

8. На общее содержание фонда в соответствии с утвержденным правлением фонда нормативом и положениями по оплате труда и экономическому стимулированию работников ФОМС.

9. На обеспечение информационно - публицистической деятельности.

10. На формирование нормированного страхового запаса, средства которого представляют собой резерв на случай возникновения критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования, но они не являются свободными финансовыми средствами.

Рассмотрим федеральные законы о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования за прошедшие 2014, 2015 годы, а также на плановый 2016.

Согласно Федеральному закону от 02.12.2013 N 321-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" прогнозируемый общий объем доходов бюджета в 2014 году 1 240 116 074,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 28 550 000,0 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 1 240 116 074,5 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.

На периоды 2015 года и плановый 2016 год прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2015 год в сумме 1 452 032 467,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 23 860 000,0 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 1 521 253 067,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25 950 000,0 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета Фонда на 2015 год в сумме 1 452 032 467,1 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 1 521 253 067,1 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.

Однако, согласно ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год», который принят Государственной Думой 18 сентября 2015 года и одобрен Советом Федерации 30 сентября 2015 года общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 1 250 545 092,4 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 28 550 000,0 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 1 268 657 774,1 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, переданные бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 981 835,7 тыс. рублей; объем дефицита бюджета Фонда в сумме 18 112 681,7 тыс. рублей, источник финансирования дефицита бюджета Фонда за счет остатков средств бюджета Фонда в сумме 18 112 681,7 тыс. рублей. Данная информация говорит о том, что фактические доходы превышают плановые на 1 042 017, 9, а расходы на 28 541 699.6, итого дефицит бюджета составляет 18 112 681,7. Изначально дефицит бюджета запланирован не был. Также в зависимости от ситуации в экономике пересматривались бюджеты на плановые периоды, это также отражено в Федеральных законах и поправкам к ним.

Если рассмотреть Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 387-ФЗ

"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с изменениями и дополнениями от 20 апреля 2015 г., то можно заметить что на 2015 год в данном Федеральном законе запланированы доходы на 167 741 542 тыс.руб. больше, а расходы на 210 753 740,2 тыс.руб., а именно:

в 2015 году прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 1 619 774 009,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 23 860 000,0 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 1 662 786 207,3 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету в сумме 116 377 493,6 тыс. рублей и бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей; объем дефицита бюджета Фонда в сумме 43 012 198,2 тыс. рублей.

Итак, 10 апреля 2015 года Государственная Дума внесла изменения в Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Таким образом, была изменена статья доходов и сокращена с 1 632 321 880,8 тыс. рублей до 1 619 774 009,1 тыс. рублей"; а статья расходов с 1 675 334 079,0 тыс. рублей до 1 662 786 207,3 тыс. рублей. Значительное сокращение произошло в статье расходов «Здравоохранение» на 12 473 678,1 руб, а также в статье «Дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в рамках иных мероприятий по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Межбюджетные трансферты)» на 23 622 506,4 руб.

Что касается 2016 года, то доходы запланированы на 185 288 113,7 руб. больше, а расходы на 237 029 280 руб., а именно: на плановый период 2016 прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2016 год в сумме 1 706 541 180,8 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25 431 000,0 тыс. рублей, и общий объем расходов бюджета Фонда на 2016 год в сумме 1 758 282 347,1 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету в сумме 130 000 000 тыс. рублей и бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда на 2016 год в сумме 51 741 166,3 тыс. рублей.

Ещё позже пересмотрен бюджет на 2016 год и принят Федеральный закон от 14.12.2015 N 365-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год, где по сравнению с предыдущем доходы запланированы на 44 861 512,3 руб. меньше, а расходы меньше на 698 209 140,8 руб.

Таким образом, предусмотрено, что прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 1 661 679 668,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 25 441 000,0 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 1 688 462 206,3 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые федеральному бюджету в сумме 187 932 622,2 тыс. рублей и бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 18 754 011,0 тыс. рублей; объем дефицита бюджета Фонда в сумме 26 782 537,8 тыс. рублей.

Автор считает необходимым рассмотреть основные макроэкономические показатели, а также проанализировать курсы валют и цены на нефть, для отражения уровня экономического развития за данный период, а также понять связаны ли эти изменения с поступлением и использованием средств ФФОМС.

По предварительной оценке, Минэкономразвития России, прирост ВВП с учетом сезонной корректировки в октябре 2015 составил 0,1% к предыдущему месяцу. Таким образом, неотрицательные оценки сезонно очищенной динамики ВВП сохраняются в течение четырех последних месяцев. Годовая динамика ВВП в октябре, по оценке Минэкономразвития России, как и в сентябре, снизилась на 3,7% против падения на 4,1% в III квартале, соответственно. Позитивное влияние на изменение динамики ВВП в октябре, как и в предыдущем месяце, оказали добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство. В октябре заметный вклад в динамику ВВП внес транспорт, включая трубопроводный. Главным негативным моментом октября остается снижение динамики розничной торговли, платных услуг населению, строительства. С начала года, по оценке Минэкономразвития России, ВВП снизился на 3,7% к соответствующему периоду 2014 года. В октябре, по оценке Минэкономразвития России, рост промышленного производства в целом с исключением сезонной и календарной составляющих продолжился второй месяц подряд после сокращения в августе (сентябрь – 0,2%, октябрь – 0,1%). Продолжился рост в добыче полезных ископаемых (сентябрь – 0,2%, октябрь – 0,3%). Сокращение производства и распределения электроэнергии, газа и воды в октябре замедлилось (сентябрь - -0,8%, октябрь - -0,2%). В обрабатывающих производствах динамика стабилизировалась (сентябрь – 0,4%, октябрь – 0,0%). В отраслях инвестиционного спроса в октябре восстановился рост производства машин и оборудования, продолжился в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, в производстве транспортных средств и оборудования; сократилось производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. В сырьевых экспорто ориентированных секторах восстановился рост в обработке древесины и производстве изделий из дерева, продолжился в химическом производстве, в производстве резиновых и пластмассовых изделий; сократилось целлюлозно- бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. В потребительских отраслях замедлился рост в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака, сократился рост в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви, продолжилось сокращение в текстильном и швейном производстве. По виду деятельности «Строительство» восстановился положительный тренд с исключением сезонного фактора – прирост, по оценке Минэкономразвития России, составил 2,6% к предыдущему месяцу. Учитывая, что Росстат уточнил помесячную годовую динамику за 2014 и 2015 годы, Минэкономразвития России скорректировало помесячную сезонно очищенную динамику за указанный период. Динамика инвестиций в основной капитал с исключением сезонности впервые в текущем году перешла в положительную область, составив, по оценке Минэкономразвития России, 0,4 процента.

Производство продукции сельского хозяйства с исключением сезонности снизилось в октябре на 0,5% по сравнению с предыдущим месяцем, который показал высокий темп прироста (1,7%). Третий месяц подряд наблюдается ускорение темпов снижения динамики оборота розничной торговли с учетом сезонной корректировки. В октябре она снизилась на 1,2% к сентябрю 2015 года. По платным услугам населению, после некоторой стабилизации в сентябре, в октябре снижение вновь усилилось и составило с учетом сезонной корректировки 0,3 процента. Как и ожидалось, уровень безработицы в октябре показал незначительный рост до 5,6 % экономически активного населения (с исключением сезонного фактора). Реальная заработная плата с исключением сезонного фактора в октябре, по предварительным данным, снизилась на 0,9 процента. Реальные располагаемые доходы (с исключением сезонного фактора) на протяжении трех месяцев демонстрируют отрицательную динамику. При этом интенсивность сокращения постепенно снижается: в октябре сокращение составило 0,3% к предыдущему месяцу с учетом сезонной корректировки (-1,3% в августе, -0,5% в сентябре). Экспорт товаров в октябре 2015 г., по оценке, составил 26,8 млрд. долл. США (64,6% к октябрю 2014 г. и 101,7% к сентябрю 2015 года). Импорт товаров в октябре текущего года, по оценке, составил 16,8 млрд. долл. США (62,7% к октябрю 2014 г. и 100,5% к сентябрю 2015 года). Положительное сальдо торгового баланса в октябре 2015 г., по оценке, составило 10,0 млрд. долл. США, относительно октября 2014 г. снизилось на 32,1 процента. В октябре инфляция потребительских цен ускорилась до 0,7% против 0,6% в сентябре, с начала года – 11,2%, за годовой период – 15,6% (в 2014 г.: с начала месяца – 0,8%, с начала года – 7,1%, за годовой период – 7,3%).

В октябре 2015 г. цена на нефть марки «Urals» увеличилась относительно сентября 2015 г. на 0,2% и составила 46,8 долл. США за баррель (средняя цена по данным информационных агентств), по сравнению с октябрем 2014 года цена сократилась на 45,9 процента. В январе-октябре 2015 г. цена на нефть «Urals» снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 48,0% до 53,6 долл. США за баррель. 

Рис. 1. Динамики цены на нефть марки Urals.[6; с.18]

Рис. 1. Динамики цены на нефть марки Urals.[6, с.18]

Теперь рассмотрим, как менялся курс доллара и евро в течение 2014 и 2015 годов согласно статистике ЦБ РФ. В 2014 году резкий скачок доллара приходиться на 4 квартал, а к концу года по сравнению с началом периода доллар увеличился на 38%, евро увеличилось на 30%, резкий скачок также приходится на 4 квартал. Также мы можем заметить, что поправки в N 321-ФЗ от 02.12.2013 были внесены именно 21.07.2014, что может говорить о том, что государство прогнозировало резкое колебание валют и пересмотрело план бюджета.

 Таблица 1. Курсы валют за 2014 и 2015 годы. [9]

янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

сент.

окт.

нояб.

дек.

Номинальные курсы иностранных валют к рублю (рублей за единицу иностранной валюты) 2014

курс доллара США к рублю

35,24

36,05

35,69

35,7

34,74

33,63

35,73

36,93

39,39

43,39

49,32

курс евро к рублю

48,1

49,35

49,05

49,5

47,27

45,83

47,9

48,63

49,95

54,64

61,41

янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

сент.

окт.

нояб.

дек.

Номинальные курсы иностранных валют к рублю (рублей за единицу иностранной валюты) 2015

курс доллара США к рублю

68,93

61,27

58,5

51,7

52,97

55,52

58,99

66,48

66,24

64,37

66,24

72,88

курс евро к рублю

78,11

68,69

63,4

56,8

58,01

61,52

64,65

75,05

74,58

70,75

70,39

79,7


В 2015 году резки колебания евро и доллара приходятся на 3 и 4 кварталы. К концу года доллар увеличился на 7%, а евро на 2%. По сравнению с 2014 годом, это не значительный рост, однако бюджет ФФОМС был пересмотрен 20 апреля и 14 декабря 2015 года, после чего курс только повышался.

Также стоит отметить, что колебание курсов валют влияет на здравоохранение должным образом, а именно на цены медикаментов. В первой половине 2015г. положительную динамику в розничном коммерческом секторе демонстрировали продажи только в национальной валюте (+10%). Однако волатильность курса подстегнула интерес к препаратам локального производства, в связи с чем их объем продаж в стоимостном выражении повысился на 21%, что является своего рода рекордом для данного сегмента рынка.

В связи с волатильностью обменных курсов валют 1-е полугодие 2015 г. характеризовалось значительным увеличением средних цен на лекарства. Так, средневзвешенная стоимость препарата импортного производства составила 284,1 руб., отечественного - 83,9 руб., что на 31% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Очевидно, что такое ощутимое повышение цен напрямую связано с увеличением стоимости иностранных субстанций, из которых производится большая часть российских препаратов. На медикаменты, не входящие в список ЖНВЛП, и на средства безрецептурного отпуска был отмечен значительный прирост цен: + 27 и + 22% за условную упаковку соответственно. Это наглядно иллюстрирует тот факт, что в сложившихся экономических условиях ценовая корректировка максимально затронула категории лекарственных препаратов, стоимость которых не регулируется государством.

Рис. 2 Доля импортных и отечественных медикаментов [8]

Рис. 2 Доля импортных и отечественных медикаментов [8]

Если сравнить соотношение объемов продаж импортных и отечественных лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России, например, за январь 2014 и 2015 годов, то можно сделать вывод о том, что в стоимостном выражении доля импортных товаров сократилась всего на 2%, а отечественных увеличилась также на 2%, это непосредственно говорит о том, что государство не снизило закупки иностранных препаратов, а наоборот запланировало больший объём средств в ФФОМС для обеспечения бесперебойного потока необходимых лекарств в государственные лечебные учреждения.

В январе 2016 г. импортёры ввезли в Россию готовых лекарств на общую сумму 24,5 млрд руб., при этом начало года в полной мере оправдывает определение «низкого сезона» – по сравнению с декабрьскими объёмами активность таможенных операций сократилась практически вдвое. Такая информация приводится в отчете аналитической компании RNC Pharma.

При этом в долгосрочной динамике, к январю 2015 г., поставки, напротив, вышли в долгожданный плюс, демонстрируя двузначные темпы роста (12%). Впрочем, натуральные объёмы всё ещё в отрицательной зоне, -1% к прошлогодним показателям.

Растёт денежный объём и поставок in-bulk. В долгосрочной динамике здесь зафиксирован рост на уровне 88%, что более чем вдвое превышает средний прирост прошлого года. А вот натуральные объёмы поставок in-bulk в январе в глубоком минусе. За этот период в Россию было ввезено не расфасованной продукции в общем количестве порядка 171 млн единиц дозирования, притом, что год назад в нашу страну было поставлено более 221 млн. доз.

Структура расчётов в январе, несмотря на очередную девальвационную волну, не претерпела существенных изменений к прошлогодним значениям. Доля рубля в расчётах за импортные поставки готовых ЛП, составила 91%, при этом аналитики RNC Pharma фиксируют рост расчётов в национальной валюте. К январю 2015 г. их объём вырос на 0,5%, а к январю 2014 г. сразу на 4,5%. «Характерно и то, что по итогам отчётного периода резко сократились расчёты в долларах США, импортёры предпочитали рассчитываться за поставки в евро», - отмечается в отчете.

Помимо макроэкономических показателей, стоит рассмотреть социально ориентированные показатели, такие как динамика заработной платы населения, размер численности населения и уровень безработицы на территории РФ. Данные показатели зависят от общей экономической ситуации в стране, а также являются показателями динамики страховых взносов, которые представляют собой основную статью доходов ФФОМС.

По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2015 г. составила 146,5 млн. человек. С начала года число жителей России возросло на 239,4 тыс. человек.

По итогам обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения в декабре 2015 г. составила 76,7 млн. человек, что на 125,3 тыс. человек больше, чем в ноябре текущего года. В основном рост произошёл за счет увеличения занятого населения, численность которого в декабре была на 134,3 тыс. человек больше ноябрьских показателей и составила 72,3 млн. человек. Численность безработных, определяемых по методологии МОТ, в декабре 2015 г. незначительно снизилась и составила 4,4 млн. человек (5,8 % экономически активного населения). С исключением сезонного фактора уровень безработицы в декабре текущего года снизился до 5,7 % от экономически активного населения. В целом за 2015 год уровень безработицы составил 5,6 процента.

Снижение численности населения в возрастных группах с экономической активностью все сильнее оказывает негативное влияние на предложение трудовых ресурсов. Рост безработицы наблюдался в конце 2015 года.

В среднем за 2015 год численность безработных, зарегистрированных в органах занятости населения составила 968 тыс. человек и выросла по сравнению с 2014 годом на 9,2 процента. При этом, численность официально зарегистрированных безработных остается ниже значений 2013 года (974 тыс. человек). Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные службы занятости, по сравнению с ноябрем текущего года снизилась на 71,5 тыс. вакансий и на конец декабря составила 1,14 млн. вакансий. Что в свою очередь негативно влияет на коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий, который в декабре текущего года увеличился и составил 101,3 человека (за соответствующий месяц 2014 г. – 73,4 человек).

С учетом поступивших статистических данных Росстат скорректировал оценку по номинальной начисленной заработной плате работников организаций за ноябрь в сторону понижения до 33347 рублей. При этом новое значение номинального прироста заработной платы в ноябре 2015 г. относительно аналогичного периода 2014 года составило 3 % (предварительная оценка 4,6 %), а масштабы сокращения реальной заработной платы увеличились до 10,4 % (9 %, по предварительной оценке). Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в декабре 2015 г., по оценке Росстата, составила 42684 рубля и по сравнению с декабрем 2014 г. выросла на 1,6 %, реальная заработная плата снизилась на 10 процентов.

Таким образом, мы наблюдаем рост безработицы, также не смотря на незначительное увеличение заработной платы у населения, её реальная стоимость снизилась по сравнению с 2014 годом из-за высокого уровня инфляции, которые за 2015 год составляет 12,91%. Всё это сокращает доходы ФФОМС, однако не ограничивает использование данных средств.

Проанализировав экономическую и демографическую ситуации в стране, можно сделать о том, что сокращение доходов и расходов в 2016 году на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является обоснованным. Экономическая ситуация в стране меняется каждый квартал, поэтому приходится пересматривать ФЗ о ФФОМС и корректировать статьи доходов и расходов. Сокращение занятости населения является первым показателем сокращения доходов ФФОМС, так как основная часть доходов формируется за счёт страховых взносов, которые уплачивает работодатель исходя из количества работников. Пересмотр статей расходов происходит из-за удорожания лекарств, что вызвано обострением международных связей. Кроме того, импорт иностранных медикаментов довольно велик и из-за курса валют становится невыгодным приобретать подобные лекарства медицинскими учреждениями, которые финансируются из ФФОМС.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, нельзя не отметить тот факт, что государство старается не сокращать в огромных размерах финансирование социальной сферы. Исходя из этого, по нашему мнению, нельзя назвать сокращение доходов и статей расходов ФФОМС в 2016 году значительным. Наоборот, в бюджет ФФОМС запланировано увеличение межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета, что позволит обеспечить бесперебойность исполнения обязательств ФФОМС в области здравоохранения, также позволит равномерно распределять средства в бюджеты ТФОМС и сократить объем дефицита бюджета ФФОМС.

Список литературы:

1. Федеральному закону от 02.12.2013 N 321-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

2. Федеральный закон от 01.12.2014 N 387-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

3. Федеральный закон от 05.10.2015 N 281-ФЗ "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2014 год".

4. Федеральный закон от 14.12.2015 N 365-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год”.

5. Официальный сайт ФФОМС [Электронный ресурс] – URL: http://www.ffoms.ru/

6. Официальный сайт Минэкономразвития России, мониторинг «о текущей ситуации в экономике», с. 6-18 [Электронный ресурс] – URL: http://economy.gov.ru

7. Официальный сайт аналитической компании "RNC PHARMA" [Электронный ресурс] – URL: http://rncph.ru

8. Официальный сайт DSM GROUP. [Электронный ресурс] – URL: http://www.dsm.ru/

9. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] – URL: http://www.cbr.ru/currency_base/daily.aspx?date_req=17.12.14

10. Официальный сайт государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: http://www.gks.ru/

11. Официальный сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс] – URL: http://www.minfin.ru/ru/

12. Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2013. – № 2. – С. 131-138.

13. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

14. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона на основе кластерного подхода: монография / Д.Е. Морковкин. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 160 с.

15. Николаенкова М.С. Стратегическое планирование развития российского фармацевтического рынка в условиях импортозамещения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/11061 (дата обращения: 20.03.2016).

16. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123-126.

17. Виттенбек В.К. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом: Монография / В.К. Виттенбек, О.В. Романченко, В.А. Шумаев. – М.: ЗАО «Новые печатные технологии», 2013. – 128 с.

18. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.

19. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

20. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

21. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.

22. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015.

23. Романова Ю.А. Направления государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации // Аграрная Россия. 2009. № 1. С. 8-11.

24. Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64935 (дата обращения: 02.03.2016).

25. Сорокин Д.Е. Преобразование экономической системы России // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3 (51). – С. 46а-49.

26. Угрюмова Ю. Продовольственная безопасность России и необходимость сельскохозяйственной кооперации в ее обеспечении // Аграрная Россия. – 2003. – № 2. – С. 10-14.

27. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.

28. Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.

29. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.