Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.03.2016

Конкуренция в банковской сфере

Бучкова Анастасия Анатольевна
магистрант факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО ВятГУ г. Киров, Россия
Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие «банковская конкуренция», выявлены основные группы факторов, отражающих состояние банковской конкуренции, определены основные виды банковских услуг, выявлены ключевые игроки рынка.
Ключевые слова: банк, конкуренция, банковские услуги, конкурентные преимущества
Электронная версия
Скачать (749.1 Kb)

Банковская конкуренция обладает специфическими чертами, которые отличают её от конкуренции в промышленности и в других отраслях национальной экономики.

Банковские услуги не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) аналогов, поэтому межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала [7]. Также следует учесть, что интенсивность конкуренции в банковском секторе выше, так как здесь отсутствует ряд входных барьеров, характерных для других отраслей.

Рынок банковских услуг - это дифференцированная олигополия, поддерживаемая государством, которая предоставляет больше возможностей для кооперации, интеграции и согласования рыночной политики различных кредитных организаций; расширения региональной и национальной сферы деятельности банков.

Банковские услуги достаточно разнообразны по своей сути (таблица 1).

Таблица 1 - Виды банковских услуг

Таблица 1 - Виды банковских услуг

Все многообразие потенциальных конкурентных преимуществ, а, следовательно, и факторов конкурентоспособности банка с точки зрения клиента, условно, можно разделить на два блока:

1. Преимущества, которые связаны с низкими издержками (что позволяет предоставлять услуги по более выгодным для клиентов тарифам и ценам);

2. Преимущества, которые связаны с дифференциацией услуг (что, в свою очередь, позволяет противостоять снижению цен и тарифов конкурентами, даже при относительной стабильности цен на свои услуги).

Если рассматривать факторы конкурентоспособности банка через призму показателей, которые отражают их состояние, то можно сформировать определенные группы (таблица 2)

Таблица 2 - Классификация факторов конкурентоспособности банковских услуг

Таблица 2 - Классификация факторов конкурентоспособности банковских услуг

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что факторы конкурентоспособности группируются по трем основным направлениям:

  • финансовые, которые отражают финансовое благополучие банка;
  • персонал банка, а именно его качественные и количественные характеристики [4];
  • услуги банка: их удобство, способность удовлетворить потребности клиентов.

Любой из приведенных выше факторов конкурентоспособности банка может стать его главным конкурентным преимуществом [1].

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены: без квалифицированного и замотивированного персонала невозможно завоевать прочные позиции на рынке, обеспечить финансовую устойчивость и прибыльность деятельности кредитной организации, получить планируемую банковскую прибыль; не имея финансовых возможностей сложно привлечь квалифицированный персонал [3], труднодостижимо обеспечение высокого качества управленческих решений и выполнение необходимых исполнительских функций.

Что касается развития конкуренции в банковском секторе в России, то здесь изначально существовали специфические стартовые условия [6]. Начиная с 2005 года на российском рынке кредитования наблюдался ажиотажный спрос на потребительские кредиты, аналогичным было и предложение кредитных продуктов. В этот период активно развивались малые и средние банки, микрофинансовые организации, преимуществами которых по сравнению с крупными банками являлись: оперативность в принятии решений, фокусирование на рыночных нишах, экономия на издержках. Всё это позволило данным организациям занимать существенную долю рынка кредитования вплоть до 2008 года.

Неразвитость розничного сегмента предоставления кредитных услуг также стала существенным конкурентным преимуществом вышеперечисленных кредитных организаций. Усилению их позиций способствовало создание системы страхования вкладов населения, что позволило повысить доверие к депозитам и привлечь больше средств населения, за счет чего происходило дальнейшее развитие линейки банковских продуктов, в том числе карточных, а также дифференциация видов обслуживания клиентов, например, интернет-банкинг.

Таблица 3 - Проникновение банковских услуг - доля тех, кто пользуется услугами
банков от общего числа респондентов (приводятся данные по банкам с долей пользователей более 1%) [5]

Таблица 3 - Проникновение банковских услуг - доля тех, кто пользуется услугами банков от общего числа респондентов (приводятся данные по банкам с долей пользователей более 1%) [5]

Источник: Центр стратегических исследований, июнь 2015г.

По результатам исследования, проведенным Центром стратегических исследований (источник Росгосстрах) в июне 2015 года можно сделать ряд выводов. На протяжении последнего десятилетия Сбербанк более чем в два раза увеличил проникновение банковских услуг, доля его клиентов составила 74%. Также существенный рост наблюдается у банка ВТБ, максимальный прирост проникновения банковских услуг в 13 раз у данного банка. На третьем месте - Альфа-банк с долей клиентов 7%.

Также следует отметить, что в 2015 году практически у всех анализируемых банков количество клиентов сократилось, сказываются кризис и санкции.

На рынке депозитов бессменным лидером здесь на протяжении ряда лет является ПАО Сбербанк РФ. Сохранение и позиционирование его в качестве единой организации, подконтрольной государству, послужило главным объяснением монопольной позиции на рынке вкладов населения [8].

Сбербанк занимает 50% рынка депозитов. Его основное конкурентное преимущество - большая филиальная сеть и имидж надежного банка, известного с советских времен, что является немаловажным фактором выбора банка для открытия депозитов такой целевой группы, как пенсионеры, которые и составляют основную группу вкладчиков [2]. Также Сбербанк традиционно обслуживает бюджетные организации, чьи сотрудники составляют существенную часть зарплатных клиентов банка.

Развитие системы страхования вкладов дало толчок заметным сдвигам в структуре российского депозитного рынка и привело к понижению уровня его концентрации. С одной стороны, условия выплаты возмещения стимулируют граждан к разделению своих накоплений и сбережений на счетах в банках. С другой - банки, которые контролируются государством, лишены такого важного конкурентного преимущества, как явные гарантии компенсации потерь вкладчиков за счет бюджетных средств. В настоящее время индекс концентрации Герфиндаля - Хиршмана для депозитного рынка может быть оценен на уровне около 2500, в то время как в 2010-2012 гг. его значение находилось в диапазоне 3000-3500

Список литературы:

1. Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vds1234.ru/?31.html/, свободный. − Загл. с экрана.-2013.

2. Катаева Н.Н. Анализ конкурентной среды на рынке банковских услуг Кировской области // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 11 (29). С. 64-67.

3. Катаева Н.Н. Анализ эффективности системы мотивации в банке // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 4 (16). С. 27.

4. Катаева Н.Н. Исследование эффективности обучения персонала // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 2 (14). С. 6.

5. Рейтинг банковских брендов - 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rgs.ru/media/CSR/on_startup/Banking_brands_2015.pdf

6. Санович М.А. Результаты исследования конкурентоспособности предприятий на рынке банковских услуг // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 6 (36). С. 90-91.

7. Санович М.А. Сущность и содержание процесса формирования системы управления конкурентоспособностью предприятий в сфере банковских услуг // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 6 (36). С. 91-93.

8. Фокина О.В. Маркетинговое позиционирование предприятия сферы услуг // European Social Science Journal. 2011. № 9 (12). С. 401-404.