Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.03.2016

Предпосылки формирования свадебного менеджмента

Киженцева Юлия Сергеевна
факультет Сервиса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия,
Аннотация: В статье рассматриваются различные стороны такой актуальной сегодня проблемы, как особенности организации и проведения свадебного торжества, названы организаторы свадеб в разные исторические эпохи.
Ключевые слова: свадьба, организаторы, обряд, сваты, агентства
Электронная версия
Скачать (585.9 Kb)

Свадьба – весьма значительное событие в жизни людей, символизирующее переход жениха и невесты на новый этап жизненного цикла. Неудивительно поэтому, что с древнейших времен свадебный обряд включал в себя множество различных ритуалов. Организация таких ритуалов, тщательный контроль за их выполнением всегда требовали участия в свадебном деле особых «свадебных» чинов, следящих за тем, чтобы бракосочетание происходило в соответствии с установленными традициями и обычаями [1, c.122].

Современный свадебный процесс не такой многоступенчатый, как в прошлые века, однако и он не может быть организован исключительно брачующимися – это было бы не только утомительно и обременительно для неопытных, ещё только вступающих в жизнь молодых людей, но и являлось бы нарушением традиций. Кроме того, очень многое из древнерусской свадебной традиции перешло в современный обряд. И сейчас можно наблюдать такие свадебные ритуалы, пришедшие к нам из древности, как выкуп невесты, проведение девичников и мальчишников, организация и проведение свадебного пира, обычай кричать на свадьбах «Горько», и многие другие.

Итак, одним из основных источников современного свадебного менеджмента является древнерусский свадебный обряд. На Руси заключение браков всегда было заботой организаторов, а не основных «виновников» – жениха и невесты. Женились русские рано, во избежание искушений. Для женитьбы были только два препятствия – нездоровье и монашеский постриг. Жених или невеста даже не выбирали друг друга вплоть до XX-го века [2, c.172].

«Свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли, как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста – княгини», - пишет Николай Иванович Костомаров о свадебных обычаях на Руси XVI-XVII-х вв. [3, c.87]

Активной организации требовали все три основных цикла старого дореволюционного свадебного обряда:

- предсвадебный (сватовство, домовой осмотр, мальчишник и девичник, ритуальное предсвадебное омовение невесты и жениха в бане);

- свадебный (свадебный поезд, выкуп невесты, встреча родителями, привоз приданого и т.д.);

- послесвадебный (так называемые «отводины» – визиты новобрачных к родственникам).

Большая часть организационных мероприятий предсвадебного периода на Руси была возложена на институт сватов. Сватовством могли заниматься как мужчины, так и женщины. Это была почетная и ответственная роль: «Девушка на выданье, а каков сват, таков и жених» [5]. Профессия свахи, таким образом, была не только обыденной, но и имела престижный статус. Учитывая незначительную позицию женщины в социальной жизни, большинство профессионалов этой отрасли были именно женщинами. Сваха не только устраивала брак, но и улучшала экономическое положение всей семьи, находя невесту с богатым приданым, или выгодную партию для девушки.

Сваха – высококвалифицированная профессия. Дело здесь даже не только в тонком знании психологии и умении подобрать по требуемым параметрам жениха или невесту. Сваха встречалась с родственниками потенциальных новобрачных, с их соседями и односельчанами, проверяла серьезность намерений и полученные сведения о добропорядочности, домовитости, хозяйственности, трудолюбии и состоятельности, узнавала в полной мере достоинства и недостатки обратившихся, а также состояние здоровья их и родственников. Как показано выше, и свадебный, и сватовской обряды на Руси имели сакральный смысл, и каждый обряд являлся сочетанием языческих и христианских традиций [4, c.111].

Смысл сватовства заключается в получении согласия на свадьбу родителей невесты. Процесс этот небыстрый, часто в сватовстве участвовали свахи как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Как свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, при сватовстве могла вестись даже переписка. Первый визит сватов в доме невесты мог ничего и не означать. Более того – окончательное согласие давать сразу было неприличным.

Профессия свата, таким образом, была чрезвычайно сложна именно в организаторском плане – необходимо было учитывать интересы сторон, поддерживать традиционную этику, такт церемонии, соблюдать многочисленные мистические и религиозные ритуалы. Удачно сосватанная девица была на вес золота для профессионального статуса свахи, напрямую зависящего от успеха сватовства: «Свахе первая чарка, да первая палка» [2, c.65].

По традиции ход самой свадьбы переходил под управление «дружки» жениха. Он вел переговоры о выкупе невесты, одаривал подружек невесты, отгадывал загадки, занимал и веселил гостей, а также подбадривал жениха.

С течением времени, благодаря насильственному стиранию из памяти народа национальных традиций, свадебный ритуал был значительно упрощен, а во многих случаях – отсутствовал вовсе. Как правило, дело ограничивалось регистрацией брака в ЗАГСе, поездкой новобрачных по городу и свадебным застольем. Тем не менее, даже в таком сокращенном варианте, свадьба требовала некоторой организации. И здесь многие функции свадебного ведущего перешли к тамаде. Тамадой на Кавказе называли распорядителя, массового застольного мероприятия. Отсюда пошла традиция более узкого понимания этого слова - как ведущего свадебной церемонии. Как правило, тамада избирается организаторами и участниками мероприятия до его начала. Заранее обговариваются обязанности тамады – установление хода представления гостей, порядка тостов и речей, организации и контроля музыкального сопровождения и конкурсов [4, c.92].

В период Советского Союза традиция тамады распространилась по всем республикам постсоветского пространства. Профессиональный тамада должен обладать хорошим знанием традиций разных народов, обладать ораторскими качествами, чувством юмора и такта. Кавказские традиции, являющиеся источником данной профессии, подразумевают протяженные во времени застолья, поэтому она удачно подошла к свадебному празднику.

Сейчас, после распада Советского Союза, появились новые свадебные традиции, источником которых можно считать свадебные ритуалы стран Запада. Веянием нашего времени стали агентства свадебных услуг, берущие на себя подготовку, организацию и проведение свадебных торжеств, и подбор сопутствующих свадебному мероприятию услуг [7, c.23].

Подготовка свадебного торжества «под ключ» является самым удобным вариантом для будущих новобрачных, не желающих обременять себя хлопотами. Современные свадебные агентства занимаются подготовкой и проведением свадебного мероприятия с огромным спектром сопутствующих услуг: сценарии и детальная подготовка бракосочетания; написание текстовых приглашений на свадьбу; подбор подвенечного платья для невесты и костюма для жениха; услуги визажиста; консультации выбора обручальных колец; дизайну свадебных букетов, свадебного торта; запуск фейерверка; обучение свадебному вальсу и подбор вариантов свадебного путешествия; оформление места проведения церемонии и банкетного зала; сервировка и выбор аксессуаров для оформления столов; составление меню; музыкального сопровождения; фотосъемка и видеосъемка; монтаж фото- видеоматериалов и оформление альбомов свадебных фотографий.

Современной является услуга по выбору автомобиля для новобрачных и транспорта для гостей и их оформление; составление маршрута передвижения, предоставление во время его напитков и закусок. Выбор свадебного агентства происходит по аналогии выбора свахи – по отзывам бывших клиентов, только теперь добавлен интерактивный ингредиент в виде просмотра фото и видео, подробного ознакомления с прейскурантом цен и услугами [6, c.71].

Таким образом, организационная сторона свадебной церемонии пережила ту же эволюцию, что и всё общество, пройдя стадии – от национального, исконно русского сватовства, к институту тамады и общемировому потоковому сервису свадебных агентств. А в качестве основных предпосылок формирования свадебного менеджмента следует назвать древнерусский свадебный обряд, советскую традицию организации свадеб, а также влияние современных западных традиций.

Список литературы:

1. Анциферова И.Н. Праздничные обряды на Руси. – М.: Наука, 2007. – 318с.

2. Зорин Н.В Русский свадебный ритуал. – М., наука,2011 – 248 с.

3. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. «О жизни, быте и нравах русского народа» / М., Просвещение. 1996г. С.87

4. Кузьмина О.В. Городская свадебная обрядность русских. учебное пособие: КемГУКИ г. Кемерово 2010г.- 136 с.

5. Пушкин А. С., Арап Петра Великого. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_0421.shtml

6. Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы. Изд-во: Вершина, 2010.

7. Уорнер Д. Свадебная церемония. Как подготовить и провести свадьбу мирового уровня. СПб «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2008 – 352с.