Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
09.04.2016

Сравнительный анализ ПАО «УАЗ» и АО «ВАЗ» по критерию производительности труда

Туренко Илья Александрович
факультет трансферных специальностей УЛГУ г. Ульяновск, Россия
Аннотация: В данной статье рассмотрены актуальные аспекты производств ПАО «УАЗ» АО «ВАЗ», а также проведён их сравнительный анализ по показателю производительности труда. При этом затронуты теоретические аспекты таких экономических понятий, как производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность фирмы. Также намечены предполагаемые шаги по повышению показателя производительности труда на предприятиях с учётом прогнозов дальнейшей деятельности от ведущих экспертов.
Ключевые слова: производство, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность фирмы
Электронная версия
Скачать (633 Kb)

Сегодня, ввиду санкций от определённых государств, кризисных явлений в экономике, а также ухода ключевых игроков на рынке автомобилестроения России (Opel, Shevrolet), нашей стране необходимо сконцентрироваться на задаче интенсивного развития собственного рынка автомобилей, а также на задаче импортозамещения.

В этом плане разумнее всего было бы обратить внимание на два предприятия, история которых неотрывно связана с историей развития рынка автомобилестроения в нашей стране –на Ульяновский и Волжский автомобильные заводы. Сравнив их экономические показатели и, в частности, показатель, который многие считают ключевым на производственном предприятии – показатель производительности труда работников – можно прийти к правильным выводам о характере производства, а также об уровне его экономической эффективности. После попеременного анализа производств двух автомобильных заводов можно будет приступить к сравнительным операциям по экономическим критериям, а затем сделать выводы о том, какое предприятие является более успешным с финансовой точки зрения, а также о том, какое из них будет более полезным для экономики РФ в будущем и более привлекательным для отечественных потребителей.

В таблице 1 представлены основные экономические показатели УАЗа и, в частности, показатель производительности труда [2].

Таблица 1 – Показатели финансово-экономической деятельности ПАО «УАЗ» [8].

Наименование показателя

2013 г.

2014 г.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

26 101901

23 050 894

Валовая прибыль (убыток), тыс. руб.

2 711 287

2 178 673

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

961469

368 325

Производительность труда, тыс. руб./чел

3 222

3 417

Отношение размера задолженности к собственному капиталу

1,256

1,248

Отношение размера долгосрочной задолженности к сумме долгосрочной задолженности и собственного капитала

0,326

0,157

Коэффициент оборачиваемости активов, раз

1,004

0,770

Рентабельность продаж, %

3,7

1,6

Здесь нужно отметить, что ввиду удручающих показателей УАЗа экономические характеристики Волжского автозавода как крупнейшего субъекта на рынке автомобилестроения России выглядят более оптимистичными. В качестве аргумента можно обратиться к статистике продаж легковых автомобилей в России, представленной на диаграмме ниже.

Рис. 1. Структура продаж новых легковых автомобилей в России, в % 2014 г.

Рис. 1. Структура продаж новых легковых автомобилей в России, в % 2014 г.

Как известно, производительность труда определяет эффективность производства и, как следствие, отдачу от производства, выручку, прибыль и многое другое. Фактически производительность труда не может оцениваться без двух своих обязательных составляющих: рабочих ресурсов (в нашем случае – непосредственно людей либо машин) и количества произведённой ими, а затем и реализованной через поставщиков продукции (в нашем случае – автомобилей), от которой затем в фирму и поступают денежные средства. [3].

Достижение какого-либо результата в процессе производства может быть получено с различной степенью экономической эффективности. Мера эффективности труда людей получила название производительности труда, под которой понимается результативность труда или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции с минимальными трудозатратами.

В этой связи можно сравнить Ульяновский и Волжский автомобильные заводы по ключевым показателям финансово-экономической деятельности.

Рис. 2. Рентабельность продаж, %

Рис. 2. Рентабельность продаж, %

Как следует из представленного графика, рентабельность продаж УАЗа в период с 2010 по 2014 годы претерпела серьёзнейшее снижение, и в данный момент времени продолжает снижаться неуклонными темпами.

Из графика следет снижение прибыли от продаж, несмотря на повышение производительности труда. Однако, если мы сопоставим результаты компании с конкурентами, например, с итогами работы ОАО «АвтоВАЗ», то наша оценка станет более оптимистичной. [5].

Таблица 2. Сравнение показателей финансово-экономической деятельности ПАО «УАЗ» и ОАО «АВТОВАЗ»

Наименование показателя

2013 г.

2014 г.

УАЗ

АВТОВАЗ

УАЗ

АВТОВАЗ

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

26 191 901

175 152 000

23 056 834

189 370 000

Валовая прибыль/убыток, тыс. руб.

2 711 287

10 092 000

1 786 734

9 406 000

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

961 469

- 6 640 000

368 325

- 5 658 000

Рентабельность продаж, %

3,7

- 3,94

1,6

- 13,42

Сравнение показателей финансово-экономической деятельности ПАО «УАЗ» и АО «АВТОВАЗ» демонстрирует весьма устойчивые результаты деятельности ПАО «УАЗ» на фоне стабильно отрицательных показателей результатов деятельности АВТОВАЗа (убыток от продаж в 2013 году составлял более 6 млрд. рублей и вырос в 2014 году до более чем 5 миллиардов рублей). За этот период на ПАО «УАЗ» лишь снижение прибыли (весьма существенное), однако прямых убытков не наблюдалось.

Из этого следует, что, несмотря на размер предприятия (ВАЗ является крупнейшим игроком на российском рынке), сам по себе масштаб производства ни в коем случае не является залогом его экономической эффективности, и тем более – рентабельности. УАЗ, при своём сравнительно небольшом размере (он меньше ВАЗа в разы) демонстрирует гораздо более впечатляющую экономическую динамику. По крайне мере он не является убыточным, в отличие от ВАЗа, а это значит, что ему не приходится существовать на государственные субсидии. Это также означает, что руководству УАЗа можно строить более или менее радужные долгосрочные перспективы, в том числе и касательно показателя производительности труда.

В заключение можно сказать, что УАЗ как таковой экономически более успешен и рентабелен, чем ВАЗ, а также констатировать, что ключевой показатель производства на предприятии – показатель производительности труда работников – гораздо выше ульяновского предприятия. Это также может подстегнуть финансирование предприятия машиностроения в регионе, а возможно, и дополнительную поддержку из государственного (федерального) бюджета.

Список литературы:

1. Белый Е.М., Алексеев Ю.С., Зимина Л.Ю., Байгулова А.А. Экономика предприятия. – М.: «Русайнс», 2015. – 172с.

2. Байгулова А.А., Якушенко А.А. Система показателей стратегического отраслевого бизнес-анализа // Проблемы экономики и менеджмента, 2016. - № 1 (53). - С. 23-26.

3. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. – М. - 2015г. - 301 с.

4. Интернет-ресурс: http://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=243&type=3

5. Официальный сайт Первого канала: http://1ul.ru/news/kadrovye_chistki_na_uaze. (01.12.2015)

6. Официальный сайт ПАО «УАЗ»: http://www.uaz.ru/purchase/finance. (01.12.2015)

7. http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=243

8. Интернет-ресурс: http://www.uaz.ru/purchase/finance.

9. Официальный сайт ПАО «УАЗ»: http://www.uaz.ru/cars/pickup (01.12.2015)

10. Сервер раскрытия информации: http://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=243&type=3. (01.12.2015)