Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
15.04.2016

Поликультурная направленность образовательного процесса будущих менеджеров в высшей школе

Гадзиев Асланбек Таймуразович
магистрант кафедры менеджмента и маркетинга, факультета управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Российская Федерация
Метревели Циала Геннадьевна
магистрант кафедры менеджмента и маркетинга, факультета управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Российская Федерация
Туаев Павел Михайлович
магистрант кафедры менеджмента и маркетинга, факультета управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования поликультурных компетенций студентов подготовки направления менеджмент в условиях профессионального образовательного процесса. Образование всегда служило и служит главным условием сохранения накопленного потенциала знаний и является действенным средством формирования и развития достижений, толерантности и моделей поведения человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания, что способствует устойчивости общества в контексте культур.
Ключевые слова: образование, студенты факультета управления, поликультурный, компетенция, направленность, толерантность, ценностные приоритеты
Электронная версия
Скачать (684.3 Kb)

Последние 150 лет Российское образование, в процессе частых реформирований, фокусировало свое внимание на потребности создания условий для становления нравственной гражданской позиции обучающихся на разных уровнях образования и формирования поликультурной компетенции в различные исторические периоды.

В наступившем третьем тысячелетии современная цивилизация встретилась с усилением борьбы за сферы влияния различных социальных сил, блоков и союзов, этнических и конфессиональных движений. Это побуждает субъектов международных отношений использовать различные средства и способы деятельности, включая поиск и формулировку соответствующих социально-экономических, геополитических и идеологических концепций, посредствам которых артикулируются их интересы, в том числе и геополитические, содержание и влияние которых на политическую жизнь государств отмечали и римские мыслители - Цицерон и, особенно, Страбон. Следует отметить, что подобные взгляды не являются достижением только европейской цивилизации. Созвучные идеи можно обнаружить, например, у китайского мыслителя Сунн Ци еще в VI веке до н.э. Интересные и имеющие отношение к геополитике суждения высказывал Ибн-Хальдун (XVI век), который связывал между собой духовные силы человеческих объединений (социальных общностей, в современной терминологии), их способность или неспособность к сплочению и борьбе за завоевание и сохранение могущественной империи [5].

Современное образование общества интеграционно и закономерно включает в себя всю совокупность факторов, влияющих на его развитие. Но особый интерес имеют особенности социального бытия, влияющие на формирование личности отечественного общества – ментальные, виртуальные, меркантильные. Эта трёхуровневая структура особенностей общественного развития имеет своё предметное содержание, отражающее сущность эпохи, закрепляясь в качествах личности в процессе её формирования [8, с.5].

Поэтому задачей каждого цивилизованного общества является воспитание поликультурного в рамках своей страны поколения, обладающего общепланетарным мышлением, то есть «способностью человека рассматривать себя не изолированно как представителя национальной культуры, проживающего в определенной стране, но и в качестве гражданина мира, позиционирующим себя субъектом диалога культур и осознавшего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. [2 с.14]

Говоря об этом, нельзя недооценивать образование как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России. Именно образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания. Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.Именно образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания. Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур [6, с.3].

Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом, историко-культурном регионе России, Северном Кавказе, на территории которого расположены 7 республик (Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Чеченская республика, Ингушетия, Дагестан) и 2 края (Краснодарский край, Ставропольский край), входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округи [9]. Поэтому образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии культуры конкретного общества, и обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям [6, с. 3].

Межкультурная компетентность как основа культуры межнационального общения рассматривается в рамках поликультурного подхода З.Т. Гасановым, В.И. Матисом, И.А. Новиковой и др. Среди других российских исследователей можно выделить работы, посвящённые изучению теоретических и практических основ формирования межкультурной компетенции студентов вузов (Н.Н. Васильева, О.А. Леонтович, И.Н. Розина). Близким межкультурной компетенции понятием является социокультурная компетенция, формируемая в рамках социокультурного подхода к обучению иностранному языку (В.В. Сафонова, П.В. Сысоев и др.). В зарубежной педагогике исследованию межкультурной компетенции посвящены работы таких учёных, как А.Вирам, К. Кнапп, А.Николс и др. [7].

Наметившиеся кардинальные преобразования в системе образования России в XXI веке ставят перед отечественным высшим образованием серьезную проблему повышения качества подготовки новой модели специалиста за основу оценки качества которой, должна быть взята, на наш взгляд, компетентностная модель. Задача эта не из легких, и выполняться она должна с использованием разнообразных методов и средств, поскольку «необходимость изменения характера отношений между обществом, воспитанием и образованием» очевидна [3, с. 119]. Очевидно и то, что социальная система, которая признает за последними, а именно, за воспитанием и образованием соответствующее их значению место, заслуживает названия «обучающегося общества», поскольку именно в таком обществе действуют механизмы взаимопроникновения просвещения и воспитания — социального, политического, экономического (П. Лангранд, Б.Суходольский, Э.Фор и др.).

Какой должна быть компетентностная модель современной личности в этом поликультурном и полилингвистическом мире на фоне геополитических и экономических событий, бурно сменяющихся, имеющих самые неожиданные повороты и, естественно оказывающих мощнейшее, очень часто не желательное воздействие, на умы и сердца подрастающего поколения? Здесь не может быть одного мнения, ибо, сколько народов, столько и культур. Каждая культура имеет свои традиции, верования, национально-этнические особенности, жизненные приоритеты и ценности, а каждый народ свой менталитет. И все это является результатом или отражением образа жизни того, или иного народа с его многовековой традицией передавать из поколения в поколение ту «палитру» самобытных критериев и признаков, которые являются наиболее ценными для народа [3, с. 119].

Образовательные инновации переходного периода XX-XI века позиционируют межкультурное воспитание личности в высших образовательных учреждениях как целостную систему профессионально-ориентированной подготовки выпускников высшей школы, основанной на принципах интегративности, последовательности, культуросообразности и целостности. В процессе формирования профессионально-ориентированной и межкультурной компетенций используются активные и интерактивные формы организации учебно-воспитательной работы:

1. Проблемная лекция, на которой новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения [13].

2. Семинар - форма учебно-практических занятий, при которой студенты обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя [10].

3. Круглый стол - заимствован из области политики и науки. В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля, что может способствовать формированию необходимых компетенций студентов [12].

4. Кейс-занятие, основными понятиями которого, являются «ситуация» и «анализ», а также производное от них – “анализ ситуации”, который сразу начал ассоциироваться с бизнес образованием, что не удивительно, поскольку именно в этой сфере метод зародился и на протяжении уже длительного времени успешно применяется. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений [1, с. 157].

5. Презентация - самый эффективный способ донесения важной информации как в разговоре «один на один», так и при публичных выступлениях. Слайд-презентации позволяют эффектно и наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение, которое несет презентация, и его содержательные ключевые пункты. Использование интерактивных элементов позволяет усилить эффективность выступлений, являющихся частью профессиональной деятельности большинства специалистов [3, с. 270].

6. Мозговой штурм - широко применяется в экономической управленческой деятельности, менеджменте. Метод заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий. Метод «мозгового штурма» может быть использован в преподавании экономики, когда ставится цель убедить студентов в трудности разрешения какой-либо проблемы [12].

7. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Этот вид интерактивной деятельности имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия и является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [4, с. 270].

8. Тренинг и др. (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении [11].

В этом ключе инноваций современная система обучения фокусирует внимание на не только повышение мотивации к изучению профессиональных предметов и родной культуре, но и воспитывают интерес к профессии, культуре других народов, способствует выработке толерантного отношения в общении, а также демократизации и гуманизации всего процесса воспитания.

Поликультурная направленность образовательного процесса способствует формированию гражданского сознания студентов, базируется на анализе социально-экономических возможностей регионов России и позволяет подмечать недочеты в педагогической практике воспитания гражданских качеств личности из потребностей конкретной профессиональной направленности гражданина.

Необходимо отметить, время диктует проблемы, а человек пытается их решить и определить их приоритетность. Для решения проблем необходимы формулирование задач и средства для их реализации. Задачей воспитания современного профессионала, обладающего, согласно В.П. Тугаринову, важнейшими характеристиками, а именно: 1) разумностью, 2) ответственностью, 3) свободой, 4) чувством собственного достоинства и 5) индивидуальностью, становится задачей номер один с дополнением шестой характеристики толерантности,что можно рассматривать как суммувышеперечисленных характеристик [2, с. 16].

Проблемы воспитания толерантности как никогда актуальны в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма и миграции народов резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости использования их носят сугубо тактический характер. Без тщательного анализа ментальной несовместимости человеческих сообществ для предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием сферы образования, принимающего активное участие в формировании выше указанных характеристик при обучении будущих профессионалов, решение проблемы толерантности невозможна. Все перечисленные В.П. Тугариновым характеристики можно смело отнести к высшим ценностно-целевым приоритетам всех времен. Будучи взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга, они должны воспитываться и развиваться в личности как семьей, так и обществом, влияя, таким образом, на его индивидуальность, ценностные приоритеты и модель поведения в обществе [2, с.17].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на основе именно таких общих по своей сути мировоззренческих ценностей и приоритетов, можно сформировать компетентностную модель личности с менталитетом гражданина, способной самореализоваться в жизни, не противореча ни одной конфессии, а, следовательно, и культуре, и традициям. Именно такое воспитание личности может быть спасательным кругом для мирного и творческого развития общества. И, хотя чрезвычайная сложность, создавшейся ситуации неоспорима, воля людей, воля государств и их лидеров, а главное, воля человеческих сообществ, составляющих «ткань» гражданского общества, в наибольшей степени заинтересованного в утверждении и сохранении высших достижений человеческой цивилизации — свободы, демократии, открытости, торжества прав и свобод человека является решающей.

Список литературы:

1. Блиева Ж.М. Оказова З.П. Кейс-метод – эффективная технология повышения иноязычной профессиональной компетентности студентов экологических специальностей. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 576.

2. Блиева Ж.М. Толерантность в структуре интегральной характеристики личности. Модернизация отечественного педагогического образования: проблемы и подходы, решения. Сборник научных трудов. "Концептуальные и ценностно-смысловые основания высшего педагогического образования". Ответственный редактор А.К. Юров. Таганрог, 2005. С. 14-17.

3. Блиева Ж.М., Хосроева Н.И. Научить жить вместе, научить жить с другими. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 1. С. 118-121.

4. Блиева Ж.М., Хосроева Н.И. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции будущих менеджеров в интерактивном формате. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 20. С. 268-273.

5. Геополитический интерес: понятие и структура - SuperInf.ru superinf.ru/view_helpstud.php?id=2794

6. Кречетникова А. В. Формирование межэтнической толерантности личности www.admoil.ru/zashita_prav_detey/soc-prof/prof.../metod.../2.doc 2010 C.3

7. Муратов А.Ю. Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку с использованием телекоммуникаций. Автореферат.2005. www.dissercat.com/.../formirovanie-mezhkulturnoi-kompetentsii-uchash

8. Петров В.П.Социально-философский анализ особенностей формирования личности современной России: монография / В. П. Петров; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Нижегородский гос. архитектурно-строит. ун-т". Нижний Новгород, 2011.

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Народы_Кавказа.

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Семинар

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тренинг

12. pedagog-razvitie.ru/Noviye_metody/Diskussiya...sturm.../index.html

13. www.treko.ru/show_dict_859