Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
15.04.2016

Использование опорных схем при изучении экологических вопросов в начальной школе

Тимошкина Наталья Викторовна
доцент кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Россия
Черныш Кристина Александровна
студентка 1 курса психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования опорных схем при изучении экологических вопросов на уроках окружающего мира в начальной школе. Делается вывод о том, что систематическая работа с опорными сигналами обеспечивает глубокие и прочные знания и творческое отношение к учебной работе. Данная методика решает еще одну проблему – проблему повышения трудоспособности детей. Работа с опорными сигналами в значительной степени упрощает процесс восприятия учебного материала, особенно по экологии.
Ключевые слова: опорные схемы, вопросы экологии, начальная школа
Электронная версия
Скачать (677.8 Kb)

Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения предмету на ценности развития ребёнка, на формирование умения учиться или универсальные учебные действия. Знаково-символические средства включены в группу познавательных УУД. Учебники, отредактированные с учётом новых ФГОС, уже содержат такие задания [1].

Словесная форма представления информации в процессе обучения не универсальна и не оптимальна, что объясняет стремление учителей более широко использовать на уроках разнообразные графические средства. Разнообразие форм представления информации активизирует процесс усвоения материала, учит ребят быстро разбираться в таблицах, схемах, диаграммах, самостоятельно их составлять.

Моделирование всегда использовалось и на уроках обучения грамоте и математике, организовывалась работа с таблицами и схемами на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира. Сегодня значительно расширился спектр использования таких приёмов. Им отдаётся предпочтение, т.к. они выполняют функции:

  • наглядности (схема как краткая запись задачи);
  • образности (ассоциативность);
  • оперативности (лучше запоминается);
  • эвристичности (идёт активная мыслительная деятельность).

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: условно-образные (геометрические фигуры), символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), силуэтные и предметные картинки; буквенно-цифровая символика, графики, диаграммы, чертежи и др.

Условные заместители значительно облегчают усвоение учебного материала и его запоминание.

Использование знаково-символических средств сводится к моделированию явлений и процессов и включает ряд этапов:

1 этап – подготовительный, заключается в предварительном анализе знаний по соответствующему предмету.

2 этап – моделирование, состоит в переводе реальности на знаково-символьный язык.

3 этап – работа с моделью, конструирование непосредственного объекта, процесса или явления.

4 этап – аналогии, соотнесение результатов, полученных на модели с реальностью.

В образовательном практике необходимо помнить о том, что принцип наглядности и наглядные методы являются разными понятиями и не тождественные друг другу.

Наглядные пособия используются почти на всех уроках окружающего мира, но это не означает, что все они проводятся наглядными методами. При словесных методах наглядность служит как иллюстрация в подтверждение слов учителя или для усиления образности его рассказа. Например, при рассказе о растении, животном, которое нельзя показать в натуре, о многих биологических явлениях (перелет птиц, забота о потомстве), о биографии ученых, научных открытиях и т.п. показывают картины, таблицы, фото. Но источником информации остается слово учителя – его рассказ, его объяснение.

При проведении урока наглядными методами наглядным пособиям отводится иная роль. Именно они – опыты, живые объекты, таблицы, схемы – служат источником информации для учащихся, а не слово учителя. Наблюдая демонстрируемые пособия, самостоятельно или с помощью вопросов учителя учащиеся обдумывают выводы, делают обобщения и умозаключения. В этом отличительная особенность использования наглядности при наглядных методах.

Использование наглядных методов должно способствовать развитию активности восприятия и мышления учащихся.

Грамотно сформулированный вопрос, а затем и целая система вопросов привлекают внимание к демонстрируемым объектам и опытам, заставляют учащихся целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Работа по листам опорных сигналов сориентирована только на изучение теории, роль и значение которой в разных учебных предметах неоднозначны. На уроках экологии, как и других естественнонаучных предметах, усвоение теоретических основ поглощает почти все учебное время, оставляя лишь ничтожную частицу его для практических работ, обобщающих исследований и самостоятельного поиска. Все это не может не отражаться отрицательно на отношении ребят к учению. Следовательно, создание листов с опорными сигналами и компоновка в них учебного материала должны привести к высвобождению времени для широкого приобщения ребят к различного рода поисковым и самостоятельным работам.

Мы провели эксперимент среди учащихся начальных классов, который заключался во внедрении данной методики в процесс изучения естественнонаучных вопросов на уроках окружающего мира. Естественно, изготовление опорных сигналов в том виде, в каком рекомендуют это делать В.Ф.Шаталов и С.Н.Лысенкова [2,3], для учащихся начальных классов сложно, поэтому мы перед собой такую цель не ставили. Цель эксперимента состояла в следующем:

- во-первых, научить учащихся пользоваться таблицами, сформировать умение «читать» предлагаемые схемы и готовить план ответа, пользуясь готовыми опорными сигналами, а также составлять их самостоятельно, используя материал учебника или рассказ учителя;

- во-вторых, собрать методическую копилку, включающую в себя таблицы, схемы, графики и т.д. экологического содержания для студентов педагогического факультета, специальности педагогика и методика начального обучения, с целью повышения эффективности изучения экологии в начальной школе.

После определенного периода обучения в новых методических условиях учащиеся начали активно использовать рациональные приемы работы с различного рода учебной и научно-популярной литературой в случаях, например, когда им необходимо было готовиться к выступлению в классе. Это можно было наблюдать и в процессе выполнения задания по оформлению нового материала в виде таблиц, схем.

Какие требования должны предъявляться к изготовлению таблиц по окружающему миру, в том числе содержащих экологические сведения? В.В. Шергина в статье «Цвет и форма наглядных пособий и их психологическое воздействие на восприятие учебного материала» приводит следующие слова: «Невозможно представить мир одинакового цвета. Наступил бы сенсорный голод – тяжелое массовое заболевание, вызванное единообразной средой. Что же такое цвет? Цвет – это свойство света вызывать определенные зрительные ощущения. Человек воспринимает свойства цвета в трех аспектах:

- физическом (цвет, тон, светлость, насыщенность);

- эмоционально-психологическом (цвета вызывают ассоциации, пробуждают чувства одинаково у всех людей независимо от уровня их культуры);

- в символическом (каждая культура имеет свою систему цветовых символов)» [4].

Каждый цвет оказывает определенное воздействие на человека. Действие цветов обусловливается не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями. Ассоциация – один из основных законов психологии. Поэтому, если одновременно человек воспринимает два объекта, то впоследствии при появлении одного объекта обязательно появляется и другой.

В.В. Шергина, используя закон смежной ассоциации и свойства цвета, выполняет наглядные пособия таким образом, что при восприятии учебного материала дети видят определенный цветовой фон, на который нанесены программные понятия и представления. Дети воспринимают два объекта: цвет и грамматическое или математическое понятие. При изготовлении таблиц она использует четыре цвета (красный, черный, зеленый, синий), что соответствует эргономическим требованиям, предъявляемым к наглядным пособиям.

В процессе изучения экологии с помощью принципа наглядности, мы решили использовать те же четыре цвета для изготовления таблиц. При чем у учащихся в процессе работы над таблицами возникли следующие ассоциации: животных обозначать красным цветом; растения – зеленым; надписи к ним – черным; синим цветом – остальные объекты.

Обучение основам экологии учащихся младших классов велось по программе Плешакова А.А. «Зеленый дом». На занятиях были использованы таблицы, подобранные в специализированной литературе, а также схемы, которые учащиеся разработали самостоятельно к соответствующим темам программы.

Как показал эксперимент, использование опорных сигналов, схем представляет возможности для более глубокого изучения теоретического материала самим учителем и решает многие проблемы, связанные с развитием его речи. Еще большее значение придается развитию речи учащихся. Активное речевое общение школьников при овладении знаниями становится источником творческого отношения школьников к учебной деятельности. И непреложным условием творчества является наличие большого и надежно усвоенного объема знаний: знания первичны, творчество вторично [5,6].

Систематическая работа с опорными сигналами, как показали многие исследования, обеспечивает глубокие и прочные знания и творческое отношение к учебной работе. Данная методика решает еще одну проблему – проблему повышения трудоспособности детей. Отметим еще одну деталь: работа с опорными сигналами в значительной степени упрощает процесс восприятия учебного материала, особенно по экологии. Так как специфика экологических знаний состоит в том, что эти знания базируются на системе естественнонаучных знаний, получаемых учащимися в старших классах, поэтому, опережая изучение некоторых вопросов в начальной школе, их легче представить в виде каких-либо схем или таблиц, формируя пока только общее представление об изучаемом процессе или явлении.

Список литературы:

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы/ С. Н. Лысенкова. – М.: Просвещение, 1988. – С. 114.

3. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике: книга для учителя: из опыта работы/ В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, А.М. Хаит. – М.: Просвещение, 1989. – 142 с.

4. Шергина В.В. Цвет и форма наглядных пособий, их психологическое воздействие на восприятие учебного материала //Начальная школа. 1997. – №5. – С. 73-74.

5. Тимошкина Н.В., Тебиева Б.И., Губаева З.М. Роль познавательных задач в организации проблемно-диалогического обучения на уроках окружающего мира /Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. – Чебоксары, ЦДИП «INet», 2014. – С. 18-19.

6. Тимошкина Н.В., Бораева Ф.И., Кабисова Ф.А. Реализация принципа наглядности мультимедийными средствами обучения при ознакомлении с окружающими миром /Дошкольное образование: традиции и новации. Материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Чебоксары, ЦДИП «INet», 2014. – С. 237-238.