Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.04.2016

Формы непрерывного дополнительного образования детей и молодежи в области естественно-математических дисциплин и экономики

Безусова Татьяна Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт г. Соликамск, Россия
Шестакова Лидия Геннадьевна
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Соликамск, Пермский край, Россия
Аннотация: Значение непрерывного образования возрастает. В статье рассмотрены основные формы организации дополнительного образования детей и молодежи по предметам естественнонаучного цикла, раскрыта их специфика, предложены методические рекомендации по их проведению. Рассмотрены: олимпиада, кружок, школа, курсы.
Ключевые слова: дополнительные формы образования, экономическая школа, элективные курсы, школа молодого предпринимателя
Электронная версия
Скачать (588.2 Kb)

В настоящее время из-за быстрого обновления и расширения знаний усиливается значение непрерывного образования. Как правило, запаса знаний, полученных в вузах, хватает на 5-10 лет. Человек должен быть готов к непрерывному обучению и самообразованию. В новых ФГОС ВО в набор общекультурных компетенций включена способность к самосовершенствованию и самообразованию. Обучение сопровождает человека через всю жизнь.

Однако опыт работы в высшей школе, разработка и использование фондов оценочных средств компетенций, компетентностно ориентированных заданий и видов работы позволяет сделать вывод, что включать в процесс самообразования надо не только студентов, но и школьников. Сделать это можно через дополнительное образование.

Т.Ю. Цибизова [3, с. 57], анализируя подходы к дополнительному образованию, отмечает, что несмотря на имеющуюся разницу в трактовке, просматривается общая позиция на рассмотрение его как самостоятельного и самоценного звена в системе образования, которое не может быть заменено школой. Среди функций дополнительного образования выделяют обучающую, развивающую, социализирующую, корректирующую [2].

Дополнительное образование детей и молодежи является неотъемлемой частью современного образования. О необходимости организации различных форм дополнительного образования в рамках деятельности вузов говорят многие нормативные документы. Возникает необходимость в разработке системы дополнительного образования, организуемого на базе высшего учебного заведения. Которое будет дополнять школьное образование и устанавливать связь между различными ступенями образования, обеспечивая его преемственность. Рассмотрим некоторые формы дополнительного образования детей и молодежи по естественно-математическим дисциплинам и экономике.

Олимпиада по математике для детей и молодежи

Организуется в вузе один раз в году (например, первая суббота апреля). Участвовать могут все желающие (аналог «Всеобщего диктанта»). Все желающие могут проверить свои силы в области математических наук, проверить логическое, образное и абстрактное мышление. Задания готовятся сотрудниками кафедры, за которой закреплены дисциплины естественнонаучного цикла. Задачный материал содержит в основном практико-ориентированные задания. Например, задачи на смеси и сплавы, проценты, совместную работу.

Школа молодого предпринимателя

Представляет собой целую систему занятий для старшеклассников образовательных организаций и учреждений. В течение учебного года участники проекта принимают участие в следующих мероприятиях: бизнес-тренинги, научно-практические конференции по направлению бизнеса и предпринимательства, встречи и мастер-классы с молодыми предпринимателями, профориентационные экскурсии на предприятия малого и среднего бизнеса. Итогом работы над проектом будет являться бизнес-план, составленный самим учеником. Заметим, что проект школы может быть организован не только для обучающихся образовательных организаций, но и для молодежи, которая находится в поисках работы. Чтоб последнее было возможным и эффективным, руководству вуза рекомендуется установить результативное взаимодействие с центром занятости населения для организации целевых мест.

Математический кружок (один час в неделю)

Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. При организации математического кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что работа в кружке не является дублированием классных занятий, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы.

Работа математического кружка обычно нацелена на развитие мышления учащихся, формирование у них интереса к предмету, на расширение и углубление знаний. Это может быть и цикл занятий по математике, включающих в себя задания исследовательского характера, теорию изобретательских задач, изучение программных продуктов, упрощающих математические расчеты или позволяющие моделировать математические объекты. Можно организовать работу с математическими пакетами, например для обработки данных социологического или психологического исследования. Предварительно организовав со школьниками работу по сбору этих данных. Здесь важно предложить тематику, с опорой на условия и возможности вуза. Например, математические методы в экономике, психологии, экологии и т.д.

Элективные курсы и курсы по выбору на базе вуза. Цель элективных курсов – удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Они являются важнейшим средством «построения индивидуальных образовательных программ, так как связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов» [4, с. 82]. Как и в случае с кружком, такой элективный курс позволит приблизить школьника к обучению в вузе, позволяет организовать профориентационную работу. Думается, нет смысла здесь сильно углубляться в теорию профильного предмета вузовского уровня. Лучше показать возможности использования предмета в различных областях, продемонстрировать возможности вузовских методов и форм обучения, включить школьников в исследовательскую деятельность на материале профильного предмета. К таким курсам можно, например, отнести: «Современная научная картина мира», «Социология и статистика».

Предпрофильные курсы по выбору тоже могут иметь место в ракурсе описываемой работы. Курсы по выбору призваны помочь учащимся определиться с профилем обучения в 10-11 классах. Содержание курсов должно не просто расширять соответствующий учебный предмет, но и формировать у школьников элементарные представления о способах и приемах деятельности, необходимых для усвоения содержания, соответствующего выбранному профилю обучения. Удачно к работе курсов по выбору привлечь психологов с целью помочь учащимся определиться с выбором профиля обучения на основе изучения своих способностей.

Курсы «Подготовка к ЕГЭ по математике»; «Подготовка к ОГЭ по математике»

Опыт работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике в учреждениях дополнительного образования как одно из направлений реализации непрерывного математического образования в системе «школа – довузовское образование – вуз – послевузовское образование, самообразование» представлен в статье Л.А. Жидовой и А.Г. Подстригич [1].

Такие курсы направлены на систематизацию знаний, накопленных за годы учебы в школе, углубленное изучение наиболее сложных тем, знакомство с направлениями подготовки выпускников в вузе, психологическую готовность к итоговым испытаниям. В ходе курсов обучающиеся должны получить опыт написания ЕГЭ в реальных условиях и оценки своих знаний и навыков, анализируют работы и разбирают типичные ошибки, в том числе и технические, овладевают техниками, позволяющими лучше усваивать учебный материал, различными подходами к планированию времени и оценке собственных возможностей и др. Одной из форм организации занятий курсов может выступать подготовка и проведение «Мастер-классов по решению задач повышенной сложности» (например, задачи ЕГЭ по математике №№13-19, предполагается отдельные мастерские по решению каждого вида заданий). Методическая подготовка к ЕГЭ заключается в том, что учащиеся должны выполнять сначала тематические тесты, которые построены по принципу от простых к сложным. И только в конце подготовки предлагать ученикам комплексные тесты. Все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени.

Летняя экономическая школа

Примерная продолжительность сезонной школы 14 дней. Дети могут обучаться по олимпиадной или профориентационной программе. Половину дня школьники посещают обязательные занятия в соответствии со своей программой. На олимпиадной программе это, как правило, либо лекции, либо практические занятия по решению задач, организованные по методу листков (подробнее о методе можно прочитать в предисловии книги Б. М. Давидовича «Математический анализ в 57-й школе. Четырехгодичный курс»). В последний день школы проводится зачет, организованный так, что чем больше задач участник решил в течение смены, тем легче ему получить отличную оценку. На профориентационной программе школьники в первой половине дня слушают лекции и участвуют в мероприятиях, организованных преподавателями (игры, мастер-классы и т. п.). Во второй половине дня слушатели обеих программ посещают занятия по выбору, мастер-классы, кружки и т.п., а также решают домашние задания, выданные преподавателями.

В статье представлены некоторые формы дополнительного образования, которые могут быть использованы в рамках расширения и углубления математических знаний, а также приобретения начальных знаний по экономической деятельности. Указанные перечень может быть доработан и расширен.

Список литературы:

1. Жидова Л.А., Подстригич А.Г. Особенности реализации непрерывного математического образования в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 13 (141). – С. 215-217.

2. Орешкина А.К., Цибизова Т.Ю. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования. – М.: МГОУ, 2010. – 228 с.

3. Цибизова Т.Ю. Дополнительное образование как форма преемственности в системе непрерывного образования // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 5 (27). – С. 55-60.

4. Элективные курсы в профильном обучении // Официальные документы в образовании. – 2004. – № 2. – С. 82-85.