Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.04.2016

Преемственность в развитии конституционного права в Российской Федерации

Майорова Мария Станиславовна
Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Луконин Евгений Николаевич
Магистрант 1 курса юридического факультета, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Луконина Ирина Геннадьевна
Магистрант 1 курса юридического факультета, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: Статья посвящена исследованию сложных и актуальных вопросов преемственности в развитии конституционного права в Российской Федерации. В РФ сегодня действует восьмая Конституция, и процесс динамики изменения Основного страны представляет несомненный интерес не только для специалистов, но и для граждан страны, интересующихся ее правовой и политической историей.
Ключевые слова: Конституция, Российская Федерация, преемственность, конституционное право, Основной закон, принятие, реформирование
Электронная версия
Скачать (589.9 Kb)

Современное государство и общество нуждаются в правовом обеспечении своего функционирования и развития. В силу этого величайшим правовым достижением человечества стала Конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны. Как следствие возникло, оформилось и заняло свое место в правовом поле, конституционное право, представ перед гражданами одной из основополагающих отраслей публичного права.

Известно, что всем отраслям публичного права в ярко выраженной форме свойственна функция обеспечения общественного интереса. Конституционное право обеспечивало изучение и развитие роли Конституции государства в динамике его генезиса. Согласно определению «Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти» [4, с. 25].

XX век стал столетие перемен в жизни и государственном устройстве России. На его протяжении в стране сменилось несколько типов конституционного права. Столетие начиналось дореволюционным конституционным (государственным) правом, которое, отражало переход от абсолютной монархии к конституционной её форме и парламентской республике.

После Октябрьской революции 1917 года в государстве утвердилось тоталитарное конституционное (государственное) право. Оно изменялось по мере строительства социализма в СССР и оказалось намного долговечнее своего предшественника, просуществовав в разных модификациях вплоть до перестройки и распада СССР [2, с. 15].

В 1993 году в Российской Федерации начал своё оформление демократический тип конституционного права. Его основой стали правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.

Конституция – это основной закон государства. Она представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы государства. Однако это не значит, что она не подвержена изменениям.

Отечественная история XX века продемонстрировала нам возможность смены конституционного правопорядка. За 75 лет поменялось пять конституций, при этом наиболее юридически оправданным было принятие Конституции СССР 1924 года как конституции нового государства – СССР.

Все другие конституции принимались уже в СССР в связи с политической трактовкой изменившихся социально-политических условий.

В 1936 году была принята новая Конституции СССР в связи с победой рабоче-крестьянской диктатуры и строительством социализма.

В 1977 году была принята новая Конституции СССР в связи с построением развитого социализма и общенародного государства.

Эта динамичность не была чем-то неординарным, поскольку сама перспектива принятия новых конституций была заложена ещё в первой Конституции РСФСР 1918 года.

Её создатели строили новый мир, и политические руководители молодой советской республики рассматривали ее как акт, принятый на короткий переходный этап на пути к мировой социалистической революции или федерации республик.

Исходя из вышеизложенного материала, необходимо при изучении преемственности в развитии конституционного права в Российской Федерации учитывать его динамику и соответствие общественному строю.

Рассматривая этот вопрос нужно учитывать элементы не только уникальности и новизны Конституции СССР 1978 года и Конституции РФ 1993 года по сравнению с другими отечественными конституциями и по отношению друг к другу, но и их общности и преемственности [5, с. 115].

Конституция носит объективный характер, так как является закономерностью развития права и его отраслей.

Все конституции могут реформироваться двумя путями:

1) внесением поправок;

2) принятием нового акта.

Первый путь отражал подход парламентского большинства в России начала 90-х годов прошлого века. Речь шла о внесении поправок в Конституцию РСФСР 1978 года, ее приспособлении к «требованиям общественного развития». Именно в частичных, фрагментарных изменениях, в некотором улучшении основного закона и видело реформу большинство парламентариев. Условно такой подход можно назвать стратегией поправок, хотя стратегии как таковой, в обычном смысле этого слова, не было. Преобладала ситуативная логика, логика политической конъюнктуры, умиряемая логикой корпоративного интереса.

Реформирование шло на основе широкой преемственности. В 1989 году в Конституцию РСФСР 1978 года было внесено 25 поправок, которые почти полностью воспроизвели структуру властных союзных органов.

В 1990 году в Конституцию РСФСР 1978 года было внесено 53 поправки. Главными их целями были приведение конституционных норм в соответствие с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР 1990 года. При всех изменениях сохранялось главное – советская система власти. Это и являлось главной формой преемственности, т.к. государство сохранялось в прежнем – советском виде.

В 1991 году было внесено 29 поправок, в течение 1992 года – около 300 [8, с. 255]. Это переходило все мыслимые границы и говорило о том, что конституционная реформа вошла в полосу серьезных противоречий.

Причиной их было то, что все изменения, внесенные в Конституцию РСФСР 1978 года в течение 1992 года, развивали заложенную ранее диспропорцию в распределении властных полномочий. В апреле в нее была перенесена из Декларации о государственном суверенитете РСФСР норма, закрепляющая принцип разделения властей. Этого в СССР никогда не было. Борьба переходила в открытую фазу, и последняя часть поправок в декабре 1992 года сломала хрупкое равновесие между ветвями власти. В декабрьских поправках отразилась уже не собственно конституционная реформа, а борьба, некоторое время протекавшая в конституционных рамках.

Одновременно с внесением изменений в Конституцию РСФСР 1978 года шла работа над проектом новой конституции. В принципе, второй путь реформы не отрицал и не подменял первый. Разработка проекта конституции процесс сложный и зачастую длительный [6, с. 27]. Однако у строящей новое общество России этого времени не было. Вопрос о принятии новой Конституции встал со всей остротой на злобу дня.

Профессор В.А. Рыбаков отмечает что «в переходный период в развитии права характеризуется широким использованием рецепции пава в правотворчестве» [7, с. 652].

В силу этого принятие новой Конституции РФ 1993 года имело преемственность от Конституции РСФСР 1978 года. Обе Конституция 1978 года и 1993 года сложились на базе одного и того же общества – люди в стране не поменялись, и российская государственность была сохранена. Преемственность выражалась в наличии одного и того же (хотя и «реформированного» в конце 1980-х – начале 1990-х годов) уклада общественной и государственной жизни; одного и того же уровня, и типа общественного, в том числе правового, сознания; наконец, на базе одних и тех же исторических, национальных и иных традиций, а также единой, выработанной всем ходом предшествующего развития российского государства и права конституционной теории.

В современной России сегодня действует восьмая конституция в истории страны, сменившая Конституцию (Основной закон) РСФСР 1978 года. Текст действующей Конституции разработан Конституционным совещанием. По мнению правоведов, в её основу лег так называемый президентский проект Конституции.

Действующая Конституция Российской Федерации принята на всенародном референдуме Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Она вступила в силу 25 декабря 1993 года. Преемственность в развитии конституционного права в Российской Федерации проявилась в том что Федеративный договор от 31 марта 1992 года, включенный 21 апреля 1992 года в качестве приложения в Конституцию 1978 года, в настоящее время частью действующей Конституции не признается и сохраняет значение лишь в том объеме, в каком не противоречит Конституции РФ 1993 года.

Наиболее полному представлению о сущности Конституции способствует уяснение ее основных целей и задач. В преамбуле Конституции Российской Федерации называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России, начавшейся в 1993 году с принятием новой Конституции современной России. Ими являются следующие цели: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России [3, с. 43].

Результатом принятия Конституции 1993 года можно считать признание России демократическим федеративным правовым и социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. Конституция расшифровывает непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина таким образом, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

По материалам статьи можно сделать вывод, что преемственность в развитии конституционного права в Российской Федерации сохранялась на всех этапах его развития. Конституция Российской Федерации является основным источником конституционного права и фундаментом всей российской правовой системы. Конституция РФ – единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет права гражданского общества, человека и гражданина, определяет основы государственной власти и механизм ее осуществления.

Список литературы:

1. Nikolaev A.M., Prudnikov M.N., Churilov S.N., Ilyakov D.V., Glazkova L.V., Yastrebova A.I., Grudinin N.S. Democracy and Parliamentarism in Russia: Roots, Traditions, Modernity // Mediterranean Journal of Social Sciences. May 2015. Vol. 6. № 3. S. 2. P. 82-83.

2. Баглай М.В. Конституция Российской Федерации. М.: ЮН, 2016. - 355 с.

3. Грудинин Н.С. Возвращение мажоритарных начал как старт очередного этапа модернизации избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации: аргументы «за» и «против» // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 3 (13). С. 43-50.

4. Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М.: НОРМА, 2010. - 544 с.

5. Кашанина Т.В. Российское право. М.: Норма, 2015. - 415 с.

6. Рыбаков В.А. Переходный период в развитии права России: преемственность конституции // Современное право. 2007. № 12. С. 26-28.

7. Рыбаков В.А. Правотворчество в переходный период в развитии права // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 652 - 657.

Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юрист, 2011. - 376 с.