Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.04.2016

Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации и проблемы его реализации

Майорова Мария Станиславовна
Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Луконин Евгений Николаевич
Магистрант 1 курса юридического факультета, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Луконина Ирина Геннадьевна
Магистрант 1 курса юридического факультета, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье раскрывается содержание конституционно-правового статуса ребенка, его структурные элементы, выявляются проблемы реализации конституционно-правового статуса ребенка в современных условиях в России. Раскрыты подходы к понятию конституционно-правового статуса ребенка, определены его существенные черты. На основе анализа норм Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, норм федерального законодательства описаны конституционные права ребенка, его обязанности, а также гарантии реализации указанных прав. Охарактеризована проблема насилия над детьми в семье, даны рекомендации по ее решению. Обращено внимание на проблеме детской безнадзорности и детской преступности. Предложены возможные меры по решению указанной проблемы. Особое внимание в статье уделено выявлению особенностей раскрытия специфики конституционно-правового статуса ребенка в рамках общего подхода к правовому статусу гражданина и человека.
Ключевые слова: ребенок, конституционно-правовой статус, конституционные права и обязанности, законный представитель ребенка, насилие над детьми
Электронная версия
Скачать (599.1 Kb)

Слабая правовая защищенность прав и свобод детей, неспособность ребенка самостоятельно в силу возраста и незрелости защищать свои права, а также рост преступлений в отношении несовершеннолетних в России, повышают интерес исследователей к изучению конституционно-правового статуса ребенка [3].

Рассматривая понятие конституционно-правового статуса ребенка, прежде всего, следует обратить внимание на ключевую дефиницию – конституционно-правовой статус. В литературе отмечается, что в Конституции РФ [6] и федеральных законах отдельно не закреплен конституционно-правовой статус ребенка, а он вытекает из общего конституционно-правового статуса гражданина [1, с. 55]. Поскольку под правовым статусом гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей, а также гарантий по реализации прав, то совокупность прав и обязанностей ребенка вместе с конституционно-правовыми гарантиями образуют правовой статус ребенка.

Особенности формирования конституционно-правового статуса ребенка в России обусловлены влиянием норм международного права, в частности Конвенции ООН о правах ребенка [5], Декларации ООН прав ребенка [4] и других международных документов. В России гарантии права ребенка и основные направления государственной политики по защите прав ребенка в соответствии с нормами международных документов закреплены в нормах Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [9]. Отдельно следует назвать Семейный кодекс РФ [8], которым регламентируются правовой статус ребенка в семье и его взаимоотношения с родителями и иными законными представителями.

В силу того, что ребенком согласно указанному выше закону признается несовершеннолетний гражданин, не достигший возраста 18 лет, конституционно-правовой статус ребенка – явление динамичное и изменчивое, поскольку с возрастом права и обязанности ребенка изменяются вместе с изменением объема его правоспособности. Достигая возраста 18 лет, гражданин становится совершеннолетним и обретает полную правоспособность, но до достижения этого возраста права детей находятся под особой защитой государства в лице уполномоченных органов. Такая особая защита и опека государства обусловлена тем, что ребенок не может в силу возраста и физической и интеллектуальной незрелости в полной мере защищать свои прав в суде или иных органах и нуждается в опеке (до 14 лет) и попечительстве (с 14 до 18 лет). Законные представители ребенка – родители (опекуны или попечители), а при их отсутствии – прокурор, органы опеки и попечительства призваны всесторонне защищать права детей от любых нарушений и злоупотреблений со стороны недобросовестных взрослых.

Рассмотрим, какие же права имеют дети согласно Основному закону нашей страны.

В Конституции РФ термины «ребенок», «дети» встречается нечасто – в ст. 38, закрепляющей обязанность государства и родителей заботиться о детях; ст. 39, предусматривающей социальную защиту детей; ст. 43, предусматривающей права детей на образование. Отсутствие частого упоминания понятие «ребенок» в тексте Конституции РФ не означает, что государство не заботиться об жизни, чести, достоинстве, социально-экономических правах детей. В тех статьях Конституции РФ, где встречается термин «каждый» или «гражданин», идет речь также о правах и обязанностях детей. Итак, ребенок имеет все те же права, что и любой гражданин РФ, однако объем обязанностей меньше, чем совокупность прав. Так, например, платить законно установленные налоги и защищать Отечество дети не должны, однако должны заботиться об окружающей среде и охранять памятники природы и истории.

С учетом динамики правоспособности ребенка с возрастом можно различать те права ребенка, которые приобретает с рождения и которые принадлежат любым гражданам государства, например, личные права. К числу неотъемлемых личных права детей относится право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ), охрану чести и достоинства (ст. 21 Конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) и т.д.

Кроме личных прав, закрепленных Конституцией РФ, ребенок имеет права согласно Семейному кодексу РФ. Эти права также входят в комплекс конституционно-правового статуса ребенка.

Так, с рождения ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Ребенок имеет право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Данной статьей предусмотрено, что защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими, а в прямо предусмотренных Семейного кодекса РФ случаях – органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

Проживая в семье, обучаясь в учебном заведении, ребенок иметь право выражать свое мнение (ст. 57 Семейного кодекса РФ). Данное право наиболее полно раскрывается с 10 лет, когда мнение ребенка становится обязательно для суда или иного органа, если оно не противоречит его интересам.

Статья 28 Конституции РФ устанавливает свободу совести и вероисповедания. Ребенок в силу возраста не самостоятелен решать то, какую религию исповедовать и исповедовать ли вообще, поэтому законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей. Гарантией соблюдения права ребенка на свободу вероисповедания является установление запрета вовлечения несовершеннолетних в религиозные организации без учета мнения ребенка и письменного согласия родителей. Между тем, родители иногда действуют вопреки интересам детей, когда передают ребенка на обучение в религиозные заведения или принимают решение о крещении детей в малолетнем возрасте.

Согласно ст. 30 Конституции РФ ребенок имеет право на объединения. Это право означает, что ребенок имеет право на участие в детских и юношеских общественных организациях (объединениях). Государственные органы, органы местного самоуправления должны оказывать помощь деятельности общественных организаций (объединений), которые содействуют развитию личности детей, их творческих задатков, социальной активности, приобщению к участию в культурной организации досуга.

В соответствие со ст. 35 Конституции РФ ребенок имеет право на имущество в собственности, вправе им пользоваться и по достижении определенного возраста распоряжаться как единолично, так и с согласия законных представителей.

Важным правом является право ребенка на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Данное право ребенка гарантируется жилищным законодательством, специальными законами о правах ребенка субъектов РФ. Право на жилище включает в себя право: на стабильное пользование занимаемым жилым помещением; улучшение жилищных условий; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды.

Ребенок имеет право на труд (ст. 37 Конституции РФ). Подростки, начиная с 14 лет, вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеют право на безопасные условия труда, оплату труда, право на отдых и защиту своих трудовых прав. В Трудовом кодексе РФ регулированию особенностей трудовых правоотношений с участием несовершеннолетних посвящена гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет».

Политические права детям не принадлежат, поскольку право на участие в управлении делами государства возникает у граждан с 18 лет.

Итак, анализ конституционных прав и обязанностей детей позволяет сделать вывод о том, что с учетом соотношения прав и обязанностей, дети все имеют специфический конституционно-правовой статус, характеризующийся преобладанием конституционных прав над обязанностями, соответственно гарантии реализации таких прав расширены.

Несмотря на закрепленность конституционно-правового статуса ребенка нормами конституционного и семейного законодательства, все же имеются значительные проблемы его реализации. Остановимся на некоторых из них.

Во-первых, актуальны проблемы насилия над детьми в семьях. Данная проблема характеризуется ростом случаев насилия над детьми со стороны родителей или иных лиц, имеющих отношение к воспитанию ребенка. Всплески насилия над детьми, в том числе сексуального, вызваны общим падением уровня жизни населения, снижением культуры воспитания, падением нравственности в обществе. Как отмечается в научной литературе, насилие над детьми в семьях может привести к проблемам нарушения социализации детей и их самореализации в обществе, низкой коммуникабельности ребенка, трудностей в будущей трудовой и семейной жизни [2].

Решать проблемы насилия над детьми в семьях следует совокупностью методов воспитания и правового воздействия на виновных лиц, в том числе, путем ужесточения ответственности на насилие. Насильникам следует ограничить любое общение с детьми после того, как они будут выпущены на свободу. Контроль за их поведением должен быть постоянным.

Во-вторых, в России актуальная проблема детского сиротства, бродяжничества и детской преступности. Растет число беспризорных детей, занимающихся бродяжничеством. По оценочным данным на даны момент в России таких детей примерно два миллиона [10].

Численность малолетних правонарушителей растет с ужасающей скоростью [7, с. 30-33]. Государство не способно в должной мере решить все проблемы, связанные с детской безнадзорностью и малолетней и детской преступностью. Очевидно, что наряду с совокупностью мероприятий, которые создают основу для успешной деятельности по предупреждению преступлений, следует проводить меры по:

1) оздоровлению среды и оказание помощи несовершеннолетним;

2) предупреждению перехода на преступный путь и обеспечение исправления лиц, допускающих правонарушения;

3) созданию условий для исправления лиц, допускающих систематически правонарушения.

Установление привлечения к уголовной ответственности с 12 лет поможет снизить уровень детской преступности, возможно, колония напугает подростков и заставит их задуматься о том, что с ними будет после совершения преступления. С другой стороны, многие дети в 12-летнем возрасте еще не понимают, что хорошо, а что плохо и далеко не всегда в этом есть их вина. Истоки находятся в семье и в воспитании. Многие люди считают, что введение поправки – слишком жестокий метод борьбы с детской преступностью. Установление минимального порога уголовной ответственности позволит привлекать малолетних к ответственности только в том случае, если на момент совершения преступления ребенку будет 12 лет, т.е. данная мера не сможет применяться по отношению к действиям, совершенным до возрастного рубежа.

В заключении можно сделать вывод о том, что конституционно-правовой статус ребенка представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленных международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством, в том числе, Семейным кодексом РФ. Для полной и всесторонней защиты интересов прав ребенка последний должен быть признать полноправной и всесторонней личностью, имеющей свое мнение и законные интересы. Защита этих интересов – обязанность родителей и иных законных представителей, а также государства.

Список литературы:

1. Абрамян С.К., Коперчак К.О., Рязанцева А.А. Правовой статус ребенка в России // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – №4 (том 7). – С. 55-57.

2. Андреева А.А. Насилие в семье как социальная проблема современного общества // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 1-3.

3. Васильева Н.В., Грудинин Н.С. Конституционно-правовые основы охраны материнства и детства в Российской Федерации // Вестник факультета юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ. Выпуск 8 / Факультет юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ. – М.: АПКиППРО, 2012. – С. 42-60.

4. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения 2.05.2016).

5. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения: 2.05.2016).

6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный портал: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 2.05.2016).

7. Преступность в Российской Федерации и московском мегаполисе: состояние и меры противодействия: монография / под общ. ред. С.Н. Чурилова. М.: Издательство РГСУ, 2015. – 180 с.

8. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.

9. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Шамрин М.Ю. Совершенствование законодательства о статусе Уполномоченного по правам ребенка: теоретический аспект // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – №3-2. – С. 225-230.