Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
07.06.2016

Качество корпоративного управления

Захаревич Анна Антоновна
студент, кафедра менеджмента организации, факультет управления, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: В статье раскрываются понятие о качестве корпоративного управления и его компоненты, значение и методы оценки, способы повышения.
Ключевые слова: корпоративное управление, качество корпоративного управления, инвестиционная привлекательность
Электронная версия
Скачать (570.3 Kb)

Как известно, чтобы деятельность компании была эффективной, необходимо правильно воздействовать на множество факторов, включая выбор подходящей стратегии, наличие необходимых ресурсов и рынков сбыта и т.п. Однако помимо всего вышеназванного, для успешного развития любого бизнеса также необходимы доступ к инвестиционному капиталу и понимание, что инвесторы не станут вкладывать средства в компанию, у которой нет эффективной системы управления и контроля над деятельностью. Поэтому в условиях современной рыночной экономики качество корпоративного управления оказывается определяющим фактором в принятии инвестиционных решений.

В общем случае под корпоративным управлением понимают «поведение» акционерных обществ в отношении акционеров и инвесторов [2, с. 11; 3, с. 22-25]. Для целей исследования качества корпоративного управления уточним определение: корпоративное управление – система механизмов, которая направлена на объединение индивидуальных интересов для достижения положительного эффекта. Под «качеством корпоративного управления» следует понимать уровень развития механизмов с точки зрения возможности с их помощью разрешать возникающие конфликты интересов участников деятельности и достижения их сбалансированности.

На быстро расширяющихся рынках, в условиях стремительного развития технологий и наличия высокой конкуренции, собственного капитала компаниям оказывается недостаточно, что приводит к размышлениям о поиске внешнего, причем постоянного, источника средств. Для этого необходимо организовать работу так, чтобы она соответствовала современным управленческим принципам, системно изложенным в Кодексе корпоративного управления [1].

Наилучшим образом использовать возможности предоставляемых инвестиций, при этом привлекая новых инвесторов, можно только при наличии в компании грамотной системы корпоративного управления. При наличии равных финансовых, производственных и иных показателях компании с хорошей репутацией в области корпоративного управления ценятся намного дороже. Этому способствуют инвестиционные и консалтинговые компании, выступающие консультантами портфельных инвесторов. Наличие у компании собственного кодекса они оценивают как фактор, повышающий ее привлекательность [4, c. 62].

Необходимость высокого качества корпоративного управления обуславливается следующими фактами:

  • качественное корпоративное управление делает компанию инвестиционно привлекательной;
  • компании с качественным корпоративным управлением обладают высокой конкурентоспособностью;
  • повышение качества корпоративного управления сопровождается улучшением прозрачности деятельности компании.

Для проведения внешней рейтинговой оценки практики корпоративного управления используются следующие источники информации:

  • заполненная анкета с вопросами по отдельным направлениям практики корпоративного управления;
  • внутренние документы;
  • ежеквартальные и годовые отчеты;
  • сообщения о значимых фактах;
  • финансовая отчетность;
  • интернет-сайт компании;
  • интервью с представителями компании.

Каким способом можно самостоятельно оценить качество корпоративного управления компании? Для многих российских компаний этот вопрос остается открытым. Ответить на него можно, основываясь на современных стандартах корпоративного управления в компаниях с государственных участием, которые внедряются с 2014 года по инициативе Управления корпоративных технологий Росимущества в рамках государственной программы РФ «Управление федеральным имуществом», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 №191.

Унификация в области корпоративного управления коснулась прав акционеров, организации работы Совета директоров, исполнительного руководства.

Много внимания уделяется обеспечению прозрачности и раскрытию информации о финансовом состоянии компании посредством промежуточной финансовой отчетности за полугодие, отчетов о результатах обзорной аудиторской проверки, пояснений к годовой и промежуточной финансовой отчетности общества. Предписывается проведения анализа финансового состояния и результатов деятельности, включая:

– оценку изменений в составе активов и пассивов;

– анализ показателей рентабельности, финансовой устойчивости (возможного снижения платежеспособности);

– тенденций, которые могут в дальнейшем оказать влияние на деятельность общества;

– сведений обо всех существующих рисках и информации о ценных бумагах общества.

В числе организационных инноваций – управление внутренним контролем, аудитом и рисками, корпоративной социальной ответственностью.

Согласно Приказу Росимущества от 22 августа 2014 года № 306, перечисленные компоненты имеют разную значимость в самооценке качества корпоративного управления (Таблица 1).

Таблица 1. Компоненты самооценки корпоративного управления

Компоненты

Вес компоненты

в общей оценке

I. Права акционеров

14%

II. Совет директоров

37%

III. Исполнительное руководство

7%

IV. Прозрачность и раскрытие информации

25%

V. Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит

11%

VI. Корпоративная социальная ответственность, деловая этика

6%

Общая оценка

100%


Для самооценки качества корпоративного управления осуществляют последовательный анализ соответствия определенному стандарту характеристик, связанных с каждой из представленных компонент и их показателей, и начисление соответствующих данному показателю баллов. В случае, если практика компании не соответствует утвержденным стандартам корпоративного управления, то показатель получает отрицательную оценку. Если же компания соблюдает лишь частично передовые стандарты корпоративного управления, то она обладает возможностью получить только нейтральную оценку по соответствующему показателю.

В процентном соотношении Росимущество рекомендовало совету директоров АО установить минимальное допустимое значение качества корпоративного управления не ниже 65%.

В литературе описаны многие распространенные в практике отечественных компаний примеры недобросовестного исполнения принципов Кодекс корпоративного управления и требований международных стандартов [5, 6].

В результате проведения оценки компания выявляет сильные и слабые стороны в практике корпоративного управления, на основании анализа которых могут быть определены направления ее совершенствования и развития.

Для повышения качества корпоративного управления компаний можно предложить следующий список мероприятий:

– утвердить решением совета директоров внутренний документ, определяющий основные элементы и процедуры системы внутреннего контроля;

– создать комитет Совета директоров по аудиту, состоящий только из независимых директоров;

– закрепить обязанности членов исполнительных органов во внутренних документах компании, сообщать совету директоров о планируемых или совершенных сделках с ними;

– разработать и утвердить внутренний документ, регулирующий использование инсайдерской информации;

– разработать и утвердить кодекс деловой этики;

– обеспечить доступ на интернет-сайте компании ко всей существенной информации о ней на двух языках.

Росимуществом рекомендован ориентировочный перечень внутренних документов, с которым компания может сравнить свои нормативные документы, оценить уровень формализации системы, запустить необходимые систематические улучшения.

В завершении, следует еще раз подчеркнуть главное. В настоящее время корпоративное управление является ключевым вопросом для эффективной рыночной экономики, основанной на верховенстве права. Злоупотребление властью со стороны менеджеров и собственников вредит как отечественным, так и зарубежным инвесторам. В отечественных компаниях встречается пренебрежение принципами корпоративного управления, которое оказывает крайне негативное влияние на инвестиционный климат страны, сдерживает приходящий в нее поток инвестиций, необходимых для последовательного экономического роста.

Страны, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, все в большей степени осознают, что соблюдение национальными компаниями принципов корпоративного управления – один из решающих факторов в конкуренции за привлечение капиталов. Это и доверие инвесторов, и дешевые и стабильные источники финансирования.

Список литературы:

1. Кодекс корпоративного управления // Вестник Банка России: Нормативные акты и оперативная информация Центрального банка Российской Федерации. 2014. №40 (1518). С. 3-63.

2. Кузнецов С.В., Растова Ю.И., Тютиков Ю.П. Корпоративное управление: учебное пособие для бакалавров. СПб. : СПбГЭУ, 2013. 259 с.

3. Макарова О.А. Правовое обеспечение корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства : дисс…д-ра юрид. наук: 12.00.03. СПб., 2014. 344 с.

4. Мурычев А.В. Качество корпоративного управления как фактор повышения конкурентоспособности // Современная конкуренция. 2007. № 4 (4). С. 62-79.

5. Растова Ю.И., Сысо Т.Н. Актуальные вопросы повышения качества корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей в двух частях. Часть 1. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 84-90.

6. Трачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития: монография. М.: Экономика, 2011. 320 с.