Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
15.06.2016

Роль русской интеллигенции в развитии образования и науки Дагестана

Кармуков Расим Рамизович
магистрант второго года обучения исторического факультета ДГУ направления «Отечественная история» г. Махачкала, Россия
Аннотация: в статье показан вклад русской интеллигенции в развитие культуры народов Дагестана, ее научная и просветительская деятельность, рассматривается процесс открытия в Дагестане первых русских учебных заведений и формирования плеяды дагестанских ученых.
Ключевые слова: русская интеллигенция, образовательные учреждения, наука, просвещение, национальная культура
Электронная версия
Скачать (581.1 Kb)

В современных условиях, когда Республика Дагестан является южным форпостом России на Кавказе, проблема взаимоотношений русского населения Дагестана с остальными его народами приобрела острополитическое значение. Объективная оценка событий и опыта прошлого в этом плане должны значительно облегчить поиск путей при разработке национальной политики Российской Федерации в отношении Дагестана и других народов Северного Кавказа. Без налаженных взаимоотношений всех народов многонационального Северо-Восточного Кавказа, Дагестана в особенности, неотъемлемой частью историко-культурной общности которого является и местное русское население, регион не может полноценно выполнять роль южного форпоста России на Кавказе.

Переселенческое движение на Северный Кавказ во второй половине XIX - начале XX в. способствовало формирова­нию среди многочисленных народов Северного Кавказа и Дагестана русской национальной груп­пы, с которой связана вся дальнейшая судьба горцев. Присоединение Дагестана к России и установление прочных экономи­ческих, политических и культурных связей с русским народом положили на­чало культурному подъёму народов Дагестана.

Особенно видную роль в этом сыграла русская интеллигенция, которая принимала непосредственное участие в организации просвещения, здраво­охранения, оказывала практическую помощь населению Дагестана в разви­тии сельскохозяйственного производства и других отраслей экономики, а также различных отраслей культуры.

Известный исследователь проблем культуры народов Дагестана проф. Г.Ш. Каймаразов совершенно справедливо связывает развитие культуры на­родов Дагестана с теми изменениями, которые произошли «...в социально-­экономической жизни Дагестана во второй половине XIX в.», и далее он отмечает, что эти изменения «...создавали объективные предпосылки для про­гресса культуры горцев, сдвигов в области просвещения». [6, с. 65]

Новый период в истории просвещения горских народов начинается с присоединением Дагестана к России. В сложных условиях, когда просвеще­нием населения края занималось мусульманское духовенство, воспитывая горцев в духе религиозной нетерпимости к иноверцам, прогрессивная часть русской интеллигенции несла в народные массы научные знания и передо­вую культуру. Для правительства России светские школы являлись важным аспектом, инспирировавшим социально-политическую интеграцию Дагеста­на в Российскую империю. Светские школы, ставшие своего рода цивилиза­торским средством «замирения» Дагестана и существовавшие параллельно мусульманские учебные заведения должны были усилить образовательный процесс в горном крае. [8, с. 14]

Первым русским учебным заведением в Дагестане было уездное учи­лище в г. Дербенте, основанное в 1837 году. Перед этим учебным заведением была поставлена цель распространения в крае «...начальных сведений и при­готовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии». [7, с. 198]

Начиная с 60-х годов сеть русских школ стала расширяться в Дагеста­не. В 1861-1862 гг. русские школы были открыты в Ахтах, Кумухе, Темир- Хан-Шуре, Карабудахкенте, Дербенте. В 1871 г. в них обучалось 223 уча­щихся. К концу XIX в. в Дагестане насчитывалось 26 русских школ, в кото­рых училось 1896 учеников. В 1907 г. в Дагестанской области было 52 шко­лы и 4268 учащихся, в 1911 г. соответственно 54 и 5404. Развитию народного образования в Дагестане отдавали свои си­лы и знания такие квалифицированные педагоги, как: А.П. Скрабе, Н.И. Скрабе, П.А. Егоров, О.С. Лопухина, С.М. Иванов, И.В. Машков, А.П. Молотков, Н.Ф. Тарасевич, М.С. Афанасьев, Д.С. Масловец, А.В. Тимушев, С.М. Теньковский и многие другие. [8, с. 14] В педагогическом коллективе Темир- Хан-Шуринского реального училища, первого среднего учебного заведе­ния в Дагестане, с 1881 г. историю преподавал выпускник Новороссийского университета Е И. Козубский, автор многочисленных работ по истории, эт­нографии, краеведению Дагестана. [5, с. 211]

Немало представителей из коренных народностей Дагестана, окончив светские школы, испытали благотворное влияние передовых русских учите­лей. Некоторые из них сами впоследствии стали учителями - инициаторами и организаторами просвещения своего народа. Из молодёжи, окончившей учебные заведения в крае и городах России, формировалась та немногочис­ленная интеллигенция, которая в дальнейшем была основной культурной си­лой в Дагестане.

Бесценный вклад в распространение научных медицинских знаний, а также в борьбу за снижение заболеваемости и смертности среди горцев вне­сли известный хирург Н.И. Пирогов, врачи И.С. Костемеровский, Э.С. Андреевский, А.И. Годзиевский, Э.Р. Гольмблат, К.М. Трипольский, Н. Салтыков, И. Кривякин, А. Ефимов, 3. Алексеев и др.

При осаде аула Салты в 1847 г. Н.И. Пирогов впервые в истории войн применил в массовом порядке эфирный наркоз при хирургических операциях на поле сражения. [1, с. 10] Дагестанцы свято чтят имя Н.И. Пирогова. Его именем на­званы улицы городов.

Активным пропагандистом передовой культуры, грамоты, медицин­ских знаний среди народов Дагестана был врач-просветитель И.С. Костемеровский, выходец из Рязанской губернии. За время работы в Да­гестане он оказал бесплатную медицинскую помощь 15 тыс. дагестанцам. [3, с. 42-43] Благодаря широкой эрудиции, знанию местных языков, квалифицированному врачеванию, И.С. Костемеровский заслужил всеобщую признательность и уважение дагестанцев. Отказывая себе во многом, он завещал скопленные в течение жизни 30 тыс. рублей на нужды просвещения и здравоохранения гор­цев, в частности, на учреждение в Темир-Хан-Шуре ремесленного училища, женской гимназии, бесплатных народных школ в Порт-Петровске и Темир- Хан-Шуре и на учреждение стипендий в реальном училище. [8, с. 19-20]

В 1856 году И.С. Костемеровский открыл в с. Нижний Дженгутай пер­вую русскую школу для обучения детей горцев, где преподавались чтение русской грамматики, чистописание, письмо под диктовку, четыре действия арифметики, некоторые сведения по истории, географии и общественной жизни и др. [9, с. 154]

Костемеровский более трёх десятилетий сотрудничал в газетах «Кав­каз», «Московские ведомости», «Северная пчела», «Московитянин». Более 30 корреспонденций Костемеровского, помещённых в газетах «Кавказ», «Московские ведомости» в 1869 - 1884 гг. [4, с. 46]

Одним из инициаторов создания в аулах Дагестана светских школ на родном языке был учёный-лингвист П.К. Услар. Он сыграл выдающуюся роль в изучении дагестанских языков и создании алфавитов на аварском, дар­гинском, лезгинском, лакском и табасаранском языках. Он впервые познако­мил учёный мир с кавказскими языками и высказывал ряд ценных мыслей и новых положений по общелингвистическим вопросам. Свой научный подвиг Услар смог совершить потому, что опирался на своих учеников и помощни­ков из числа дагестанцев. Это взаимодействие служило делу формирования нового типа интеллигенции края. Среди более чем 20 учеников Услара особо выделялись Айдемир Чиркеевский, Абдулла Омаров, Казанфар Зульфукаров, Магомед Хандиев, Мулла-Абдул-Салим и др. Под его руководством они участвовали в составлении учебников, букварей, хрестоматий, словарей, сборников сказок, песен, пословиц. Они же являлись первыми учителями в школах с обучением на родном языке на основе усларовского алфавита. [8, с. 21-22]

Оценивая в целом общественную деятельность побывавших в Дагеста­не представителей русской интеллигенции, необходимо подчеркнуть, что по­давляющая их часть, руководствуясь гуманными целями, несла в горы светоч знаний и культуры. Их общественно-политическая и научная деятельность в огромной мере способствовала становлению и развитию взаимопонимания между горцами и русскими и завязыванию между ними уз дружбы.

Изучая Дагестан, российские ученые повышали свой собственный на­учный уровень, шире раскрывали свой исследовательский потенциал. В этой сфере прослеживается взаимовлияние прежде всего в складывании нового поколения ученых дагестанцев. Стал появляться новый тип образованности, учености, культуры. Большую известность получили в этот период дагестан­ские учёные, просветители, поэты Г. Алкадари, А. Каяев, А. Акаев, Х. Геничутлинский, А.А. Чиркеевский, Г. Гузунов, С. Габиев, М.Казем-бек, Д. Казикумухский, А. Омаров, И. Казак, Махмуд, Батырай, М.-Э. Османов, Г. Ахтынский, Н.Батырмурзаев, А. Тахо-Годи, М. Далгат, Д. Шихалиев, Г.- М. Амиров, С. Стальский, Г. Цадаса, З. Батырмурзаев, Г. Саидов, Д. Бутаев, Г. Маллачиханов и др.

Мировую известность обрёл своими трудами в области востоковедения крупный учёный, профессор Мирза Мухаммед Али Казембек. Свой первый научный труд «Сокращённая грамматика арабского языка» он написал в 17 лет. В 25-летнем возрасте он становится профессором Казанского универси­тета. Четверть века (1845-1870) Казембек работал в Петербургском универси­тете, где возглавлял кафедру персидской словесности. Он много сделал для подготовки русских ориенталистов. Как писал В.В. Бартольд, «...О.И. Сен-ковский и Казембек своими лекциями создали русское востоковедение: поч­ти все русские ориенталисты последующих поколений были учениками их учеников». Казембек является автором более ста научных трудов. Ему трижды присваивалась Демидовская премия. [6, с. 84]

Передовая русская культура оказывала всё большее влияние на даге­станскую культуру, выдвигая из дагестанцев известных учёных. В 1846 г. в газете «Кавказ» была опубликована статья ученика Тифлисской гимназии лезгина Шерапала Айгони «Дагестанские предания», содержащая легенды о Шах-Наме и о нашествии на Дагестан Надир-Шаха.

Аварец М. Хандиев, работая преподавателем аварского языка в Ново­черкасском институте восточных языков, составил руководство по аварско­му языку и учил по нему своих учеников. Здесь он выучился свободно гово­рить и писать по-русски, составил для аварского языка азбуку и хрестома­тию. «В ней, - отмечал П.К. Услар, - много переведено с русского, между прочим весьма удачна сказка Пушкина о золотой рыбке». [10, с. 19-20]

Другим деятелем национальной культуры, испытавшим на себе благо­творное влияние русской культуры, был кумык М.-Э. Османов. В 1872 г. Он был приглашён читать в Петербургском университете курс лекций по «Му­сульманскому законоведению». Здесь он сблизился с видными ориентали­стами Казембеком, И. Березиным, К. Смирновым, В.Г. Розеном, которые ока­зали огромное влияние на формирование мировоззрения М.-Э. Османова. Став преподавателем Петербургского университета, он неоднократно выез­жал на Кавказ для сбора этнографического материала, на основе которого со­ставил сборник ногайских и кумыкских песен, изданный в 1883 году в Пе­тербурге при помощи Российской Академии наук. [2, с. 167]

Самостоятельно выучив русский язык, стал активным помощником П.К. Услара лакец А. Омаров - педагог и этнограф. Он является автором двух содержательных очерков о жизни и быте лакцев в XIX веке: «Воспоминания муталима» и «Как живут лаки (из воспоминаний детства)». А. Омаров был ярым сторонником экономического и культурного сближения Дагестана с Россией, горячим поборником просвещения своего народа. Он выступает за светское обучение и сам участвует в создании школ, где горские дети могли бы овладевать основами современных знаний.

Большую известность получил, как историк и этнограф, уроженец Дар­гинского округа Гаджимурад Амиров, написавший статью «Среди горцев Северного Дагестана». В ней много ценных сведений о быте даргинцев, их обычаях, хозяйственной деятельности, пище, одежде, об управлении сель­ским обществом, о даргинском фольклоре, о свадебных обрядах даргинцев и др. Последующая научная, литературная и преподавательская деятель­ность Г.-М. Амирова протекала за границей, преимущественно в Турции. Он перевёл на турецкий язык комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», сделав это выдающееся произведение русской литературы достоянием турецкого читателя. Его перу принадлежит шеститомная «Всемирная история» и «Ту­рецкая история». [6, с. 89]

Разносторонним учёным и просветителем стал Гасан Алкадари, оставив­ший после себя известное научное наследие. Самым фундаментальным его трудом является «Асари-Дагестан», который, по словам В.В. Бартольда, «на­писан не без таланта и содержит много ценных сведений, особенно по части новой истории Дагестана».

Перу Гасана Алкадари принадлежит также сочинение автобиографического характера «Диван-алМамнун» и «Джираб-ал-Мамнун», представляющие со­бой философский труд, изложенный в форме вопросов и ответов. Отмечая ценность произведения «Диван-ал-Мамнун», И.Ю. Крачковский писал, что оно «...представляет чрезвычайный интерес для всех событий, свидетелем которых был за свою долгую жизнь автор ... Книга даёт материал первосте­пенной важности для понимания всей идеологии ... По этой книге мы имеем возможность, едва ли повторяющуюся, судить о развитии поэтического творчества одного арабско-кавказского поэта за всю его жизнь». Гасан Алкадари исключительное внимание уделял пропаганде просвещения в народе, причём активно выступил сторонником русской культуры. [6, с. 86]

Известное влияние оказала русская культура и на творчество учёных- арабистов А. Каяева, Абу-Суфьяна Акаева, Х. Геничутлинского, Г. Гузунова и многих других.

Всё это свидетельствует о том, что под благотворным влиянием рус­ской культуры в Дагестане происходило формирование местной интеллиген­ции, которая определяла пути и направления дальнейшего развития культуры народов Дагестана.

Список литературы:

1. Аскерханов Р.П. Николай Иванович Пирогов. Махачкала, 1961.

2. Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX ве­ка. Махачкала, 1965.

3. Гаджиев Б.И. Темир-Хан-Шура. Махачкала, 1992.

4. Егорова В.П. Костемеревский (1813-1891 гг.) - представитель русской интеллигенции в Дагестане. Махачкала, 2000.

5. Зульпукарова Э.М-Г. Формирование и дея­тельность дагестанкой интеллигенции конец XIX - сер. XX века. Махачкала, 2004.

6. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971.

7. Козубский Е.И. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие// Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. Вып. 1.

8. Свистунова А. И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане (вто­рая пол. XIX - нач. XX в.) // Автореф. дисс ... канд. ист. наук. Махачкала, 1969.

9. Селимханов А.К. Из истории просвещения в Дагестане в XIX веке. // Уч. записки ИИЯЛ Дагфан АНСССР. Махачкала, 1957. Т. 1.

10. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. III.