Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
16.06.2016

Исследование межличностных отношений в коллективе студентов

Токмалаева Алена Игоревна
Студентка Кафедра менеджмента и маркетинга, факультет менеджмента и серви-са Вятский государственный университет г. Киров, Россия
Аннотация: Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным выразителем внутригрупповых межличностных отношений, которые необходимо совершенствовать. Главным результатом развития благоприятного психологического климата в коллективе студентов является наличие единой цели, высокий уровень организации труда, создание условий для достижения успеха; наличие традиций, проведение тренингов и деловых игр. В статье рассмотрена структура взаимоотношений между людьми и дан ряд рекомендаций по развитию межличностных отношений, приведены результаты исследования.
Ключевые слова: межличностные отношения, психологический климат
Электронная версия
Скачать (575.9 Kb)

Изучению межличностных отношений в коллективе студентов необходимо уделять должное внимание. При обучении в группе важными критериями являются качество совместной работы и результат, но ведь именно на эти факторы и влияют межличностные отношения. Когда между членами коллектива они натянутые, царит непонимание, разные ценности, система установок, то это сразу сказывается на производительности труда и на социально - психологическом климате.

Люди имеют потребность входить в тесные взаимоотношения с другими людьми, которые гарантируют позитивные результаты и переживания. Человек - это общественное и социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с другими людьми. В коллективе собираются люди, каждый из которых по-своему индивидуален и имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. Эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.

При проведении исследования межличностных отношений коллективе студентовавтор использовал "Экспресс - методику по изучению социально - психологического климата в коллективе". Авторами данной методики являются О.С. Михалюк и А.Ю.Шалыто.

Психологический климат понимается данными авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий, когнитивный компоненты отношений в коллективе.

Эмоциональный компонент выражает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека под влиянием индивидуально - психологических особенностей других людей. Это могут быть симпатии или антипатии, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.

Когнитивный компонент включает в себя все психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Взаимодействующий с другими людьми человек с помощью этих процессов познает индивидуально - психологические особенности партнеров по совместной деятельности. Под влиянием особенностей взаимных восприятий складываются и взаимопонимание, и взаимоотношения.

Также еще одним составляющим компонентом структуры взаимоотношений является поведенческий. Он включает в себя невербальные средства общения и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом [1].

В данном исследовании в качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживания критерий "желание - нежелание учиться в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основным критерием когнитивного компонента является переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".

Исследование по данной методике проводилось на группе студентов. Время тестирования занимает 5 - 10 минут. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения. Группе было предложено принять участие в исследование, целью которого является изучение психологического климата в коллективе. Необходимо ответить на ряд предложенных вопросов с выбором ответа.

После обработки данных можно сделать соответствующие выводы, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты обработки данных «Экспресс – методики» по изучению социально - психологического климата в группе студентов

Участники опроса

Эмоциональный

компонент

Когнитивный

компонент

Поведенческий

компонент

1

+ + + / +

0 + + / +

0 + + / +

2

+ + + / +

0 + + / +

+ + + / +

3

+ + + / +

- - + / -

+ + + / +

4

+ + + / +

+ + + / +

+ + + / +

5

0 + + / +

+ + 0 / +

+ + + / +

6

+ + + / +

+ + + / +

0 0 + / 0

7

+ + + / +

+ + + / +

+ 0 + / +

8

0 + + / +

- + + / +

+ - - / -

9

+ + + / +

+ + 0 / +

0 + + / +

10

+ + + / +

+ + + / +

+ + + / +

11

+ + + / +

+ - - / -

+ 0 + / +

12

+ + + / +

+ + 0 / +

+ + + / +

13

0 + + / +

+ + + / +

+ + - / +

14

+ + + / +

+ + + / +

+ + + / +

15

+ + - / +

- - 0 / -

0 - - / -

16

+ + + / +

+ + - / +

- - - / -

17

0 + + / +

0 + - / 0

- 0 0 / 0

18

+ + + / +

+ + + / +

0 + + / +

19

+ + + / +

+ + 0 / +

+ + + / +

20

+ + + / +

- + - / -

+ + + / +

Итого

20 + / 0 - / 0 0

15 + / 4 - / 1 0

15 + / 3 - / 2 0

Вывод

полностью

положительный

положительный

положительный

Критерии

Полностью положительный – весьма благоприятный
Положительный – в целом благоприятный
Полностью отрицательный – совершенно неудовлетворительный
Отрицательный – в целом неудовлетворительный
Противоречивый - неопределенный


Показатели по эмоциональному компоненту полностью положительные, что говорит о весьма благоприятном психологическом климате в коллективе; показатели по когнитивному и психологическому компонентам являются положительными, следовательно, климат в целом благоприятный. В исследуемой автором группе установлен благоприятный социально - психологический климат, где каждый готов помочь каждому, присутствуют только положительные эмоции, практически каждый проявляет желание учиться в данном коллективе. Психологический климат влияет на успеваемость студентов, их личностный и профессиональный рост.

На межличностные отношения с качественной стороны влияет социально - психологический климат. Исследования показывают, что тесные положительные взаимоотношения повышают работоспособность, улучшают состояние здоровья, даже уменьшают вероятность возникновения различных заболеваний и преждевременной смерти [3].

Важнейшими признаками благоприятного социально -психологического климата являются доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; удовлетворенность принадлежностью к коллективу и др. [2].

Таким образом, межличностные отношения в коллективе студентов необходимо постоянно совершенствовать. Существует множество способов и рекомендаций, соблюдение которых приведет к совершенствованию и развитию межличностных отношений. Например, наличие единой поставленной цели для всего коллектива и высокий уровень организации труда, что приведет к формированию сплоченного и в то же время работоспособного коллектива. Также можно создать студентам условия для достижения успеха. Использование таких приемов, как участие в установлении целей, специальные задания могут создать у членов группы чувство непосредственного участия. Еще одним примером может послужить наличие сформированных традиций и обычаев, проведение тренингов, деловых игр, квестов, тестов на сплочение в неофициальной обстановке. Так как именно товарищеские контакты во время работы, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально - психологический климат в коллективе.

Список литературы:

1. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. – СПб.: ПГУ, 2013. - С. 54-55.

2. Костина А.А., Ларинина Т.И.Управление конфликтами в сфере гостиничного бизнеса на примере ООО «Акварель» //Современные концепции научных исследований. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; Под редакцией Н.В. Пшениснова. - 2015. - С. 112-114.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. –СПб.: Питер, 2013. - С. 69.