Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.06.2016

Особенности обобщения и систематизации знаний учащихся по решению уравнений и неравенств

Белус Юлия Геннадьевна
Магистрантка ОмГПУ 2 курс, г. Омск, РФ
Аннотация: Понятия обобщения и систематизации знаний, теоретические основы к теме. Апробированная методика обобщения и систематизации знаний по уравнениям и неравенствам и её описание. В статье рассмотрены методы и приемы формирования как традиционные, так и новаторские, подходящие под требования новых стандартов образования – ФГОС2.
Ключевые слова: систематизация, обобщение, уравнения, неравенства
Электронная версия
Скачать (560.2 Kb)

Обобщение и систематизация знанийодин из важных компонентов в обучении. Вопросам обобщения и систематизации знаний посвящены труды ученых В.В. Давыдова, В.А. Далингера, Л.Я. Зориной, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.Н. Поспелова и др.

Обобщение – умственная операция, «умственный переход от понятий, имеющих меньший объём, к понятиям, имеющим больший объём» [2, с. 160]. Систематизация – «мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа» [1, с. 55].

Все авторы, занимающиеся изучением вопроса обобщения и систематизации знаний, приходят к выводу, что без них невозможно качественное получение знаний и обучение. Именно поэтому в школах выделяются часы на каждом уроке и практически после каждой темы для повторения и систематизации полученных знаний. Особенно важно их проведение при изучении уравнений и неравенств. Знания, получаемые по данным темам, тесно переплетаются между собой в ходе всего курса. Если у ученика возникают проблемы на каком-либо этапе изучения уравнений и неравенств, это может отразиться на качестве знания всей программы курса алгебры, а так же на итоговой аттестации.

Успешность и качество проведенных педагогом занятий по обобщению и систематизации знаний на уроках алгебры во многом зависит от выбранной методики и предлагаемых заданий. Для того чтобы успешно осуществить обобщение и систематизацию, нельзя применять одинаковые методы и приемы для учеников средней школы и остальными группами обучающихся (начальная школа, студенты вузов и т.д.). Лучшим решением будет выбор программы обучения исходя из индивидуальных психологических особенностей ребенка. Хочется отметить что на данном этапе обучения 6-8 класс особенно важно обобщить и систематизировать знания на уроках алгебры, так как знания, получаемые в этих классах, по решению уравнений и неравенств, являются основой для дальнейшего изучения программы в старших классах и вузах.

Что же им интересно в возрасте 14-15 лет и как проводить обобщение и систематизацию? В данном возрасте ученики очень подвижны и любознательны, им не интересно сидеть на месте, они хотят двигаться, взаимодействовать друг с другом. Отметим, что в средней школе, нежели чем в начальной, ученики все больше задаются вопросом «Зачем мне нужны эти знания?», преподавателю все сложнее обучать ученика, в получении знаний его нужно сначала заинтересовать. Все это встает определенной преградой для успешного изучения уравнений и неравенств, где от ученика требуется максимум самоорганизации и концентрации. В то же время в средней школе (6-8 класс) ученики ещё не обладают достаточной самоорганизацией для того, чтобы четко следовать поставленным задачам. То же самое распространяется и на обобщение и систематизацию.

В ходе исследования и проведения педагогического эксперимента, направленного на установление возможных способов и приемов, для формирования универсальных учебных действий в процессе обобщения и систематизации знаний учащихся по решению уравнений и неравенств были применены как стандартные, так нестандартные приемы и задания. В частности, мы предлагали задания по решению алгебраических уравнений и неравенств по их видам и способам решений. Данный комплекс более направлен на систематизацию знаний, и успешно справляется с этой задачей.

Рассмотрим подробнее комплекс упражнений по темам уравнения и неравенства по видам. Данный комплекс заданий состоял из уравнений и неравенств следующих видов: линейные уравнения, неравенства и их системы; квадратные уравнения и неравенства; уравнения и неравенства высших степеней (≥3); дробно-рациональные уравнения и неравенства; иррациональные уравнения и неравенства.

Решение уравнений и неравенств по такой системе, помогут повторить и систематизировать знания, развить у учеников регулятивные и познавательные УУД. В дальнейшем обучении при решении трансцендентных уравнений [3] уроки обобщение и систематизации также необходимы и должны включать не только вновь изученный материал, но и предшествующий.

Для повторения знаний, как нельзя лучше, в средней школе подходят альтернативные формы обучения. Включение таких форм в работу поможет педагогу более эффективно и интересно проводить занятия. Именно на уроках по обобщению и систематизации знаний у учителя появляется больше возможностей для творческого проведения всего урока или организации самостоятельных занятий учеников.

В частности, ученикам целесообразно предложить сыграть в игры с применением уравнений и неравенств, целью которых было бы повторение знаний в игровой, интересной ученикам форме. Данные игры уже успешно применяются в обучении уравнениям и неравенствам за рубежом, мы модернизировали некоторые из них с учетом практики обучения в России. На самостоятельное выполнение под руководством учителя необходимо предлагать ученикам выполнение проектов.

Современные стандарты образования диктуют применение новых подходов к обучению. Меняются формы и способы проведения и построения урока. Обобщение и систематизация знаний должны проводиться на каждом уроке. Так же педагог должен ориентироваться на ученика, помочь ему самому захотеть получить знания. Мы предлагаем применять такие методы и средства в обучении, которые могут помочь заинтересовать ученика в получении знаний, сделать обучение для него более интересным и продуктивным. С этими задачами педагогу помогут справиться нестандартные методы проведения обобщения и систематизации знаний.

На основе проведенной работы мы сделали вывод. Ученикам в средней школе для более эффективного обучения подходят нестандартные методы, игровые приемы, творческие проекты. Обобщение и систематизация знаний с применением нестандартных способов обучения, поможет ученикам успешно повторить и систематизировать знания, а так же развить познавательный интерес. Применение нестандартных методов направленных на обобщении и систематизацию знаний, с учетом индивидуальных особенностей учеников, позволит сделать уроки продуктивней, интересней и познавательней.

Список литературы:

1. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.

2. Логический словарь: Дефорт / Под ред. А.А. Ивина, В.Н. Переверзева, В.В. Петрова. – М.: Мысль, 1994. – 268 с.

3. Костюченко Р.Ю. Алгоритмический подход к обучению школьников решению тригонометрических уравнений // Theoretical & Applied Science. – 2015. – № 8 (28). – С. 80-85.