Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
23.06.2016

Моделирование бизнес-процессов в сфере управления многоквартирными домами

Тинькова Анна Андреевна
Студентка 4 курса факультета математической экономики, статистики и информатики, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова» г. Москва, Россия
Замотайкина Ангелина Алексеевна
Студентка 4 курса факультета математической экономики, статистики и информатики ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», г. Москва, Россия
Аннотация: В данной статье раскрываются сущности бизнес-процессов в сфере управления многоквартирными домами. Так производится анализ самого понятия «бизнес-процесс» и последующее описание конкретных процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Были построены IDEF-модели управления многоквартирными домами для наглядности нижеизложенного, а также предложены варианты оптимизации для эффективного достижения целей предприятий жилищно-коммунальной сферы.
Ключевые слова: моделирование, бизнес-процесс, управляющая компания, жилищно-коммунальное хозяйство
Электронная версия
Скачать (761.9 Kb)

Сейчас для управляющих компаний в сфере ЖКХ становится важным удовлетворять жителей домов качеством оказываемых услуг. Жители зачастую совершенно не знают, на что тратятся их деньги, в связи с этим повышается необходимость наличия контроля над качеством услуг ЖКХ, над совершенствованием технологий по их оказанию.

Существуют международные стандарты, описывающие качества услуг, предоставляемые организациями и предприятиями. Стандарт ISO 9000 способствуют компаниям формализацией их системы менеджмента, введением процессного подхода. Это помогает удовлетворять потребности всех участников: собственников, сотрудников, потребителей. Процессный подход заключается в том, что появляется разделение между процессами по созданию необходимой услуги и вспомогательными процессами, которые поддерживают, описанные в договоре. Все процессы должны быть обозначены и используемы, а так же ими нужно правильно управлять и обслуживать. [1]

В настоящее время управляющие компании в сфере ЖКХ пользуются различными информационными системами, но они слишком разрознены, и не содержат единой информации. А тем временем в сфере управления многоквартирными домами есть множество проблем, которые было бы проще решить, если бы была единая информационная система, в которой можно было отслеживать количество и качество предоставляемых услуг. В последние пять лет в нашей стране уделяется большое внимание разработке информационных систем. В [3, 4] рассмотрены функциональные возможности зарубежных информационных систем по управлению недвижимостью и произведено сравнение с аналогичными информационными системами. Основной проблемой в отечественных информационных системах по управлению многоквартирными домами является отсутствие единого информационного пространства, что снижает эффективность управления многоквартирными домами.

В случае наличия единого информационного пространства жильцы многоквартирных домов перестали бы сталкиваться с такими проблемами как:

  • несовершенство порядка формирования тарифов за услуги и текущей деятельности предприятий ЖКХ;
  • несоответствие размеров платежей за пользование жильем фактическим затратам на его содержание;
  • плохая управляемость, неконтролируемость, низкое качество работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли и услуг, предоставляемых ими;
  • несовершенство действующей системы финансирования работ, связанных с обслуживанием и модернизацией жилищного фонда;
  • износ основных фондов отрасли, устарелость технологий и как следствие значительные расходы (воды, тепловой энергии и т.д.)
  • несоответствие имеющихся инфраструктурных мощностей растущим требованиям и потребностям;
  • неэффективная система управления, слияние заказчика и подрядчика и одновременно разрыв между потребителем и заказчиком услуг.

Система ЖКХ стала бы более прозрачной и понятной как для управляющих компаний, так и для самих жильцов, после внедрения систем менеджмента, которые будут соответствовать международным стандартам. Нужно разработать механизмы по использованию современных методов управления качеством предоставляемых услуг, в их основе должен лежать процессный подход. Практика управления предприятиями в сфере ЖКХ показывает, что процессная ориентация является важным направлением достижения их стабильного функционирования.

Теперь введем понятие «бизнес-процесс», которое поможет для последующего рассмотрения эффективности управляющих компаний в сфере ЖКХ. Единого определения для бизнес-процесса не существует, его трактуют разными способами. Если обобщить множество определений, можно сказать, что бизнес- процесс есть системный замкнутый процесс, представляющий собой поток работы. Этот процесс имеет начало («вход»), определенное количество стадий деятельности и результат работы, получаемый «на выходе».[2, c.53]

Так, под процессами, которые осуществляют контроль над управлением многоквартирным домом, понимается совокупность действий и условий, предоставляющая потребителю наименьшие временные затраты и максимальное удобство при использовании услуг по ремонту оборудования, зданий, уборке территорий и т.д., которые описаны в нормативно-технической документации, и которые также соответствуют индивидуальным запросам клиентов, которые были согласованы при приеме заказов.

Моделирование бизнес-процессов это один из способов, который позволяет улучшить качество работы организации, а также повышает эффективность. Этот метод основан на описание процессов путем использования различных элементов (действия, механизмы и т.д.). Обычно моделирование раскрывает логическую связь между всеми элементами процессов с самого их начала и до конца в рамках организации. Иногда могут быть включены процессы, которые являются внешними для организации. Моделирование бизнес-процессов способствует проведению анализа работы компании.

При проектировании модели бизнес-процессов для организаций в сфере ЖКХ нужно определить и разграничить функции между собственником многоквартирного дома, управляющей организацией, подрядными организациями и органами, осуществляющими контроль над содержанием жилищного фонда и целевым использованием денежных средств потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Можно определить такие основные функции для предприятий по управлению многоквартирными домами (рис. 1) [5]:

  • Осуществление содержания строения
  • Управление финансами
  • Администрирование.

Осуществление содержания строения заключается в следующих функциях (рис. 2):

  • Содержание территории около строения
  • Обеспечение электроснабжения, водоснабжения и теплоснабжения
  • Осуществление ремонта
  • Содержание инженерного оборудования

Рис. 1. Управление многоквартирным домом

Рис. 1. Управление многоквартирным домом

Они позволят оптимизировать работу организаций в сфере управления многоквартирными домами, так как поэтапно будут описывать все необходимые работы (рис. 2).

Так как функции собственников многоквартирного дома чаще всего ограничиваются контролем за ходом выполнения ремонтных работ, необходимо разработать систему, которая бы отслеживала также и использование денежных средств собственников на данные ремонтные работы. Очень важным процессом является управление финансами. Так как в большинстве случаев денежные вопросы между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, которые управляют жилищным фондом по договорам об управлении многоквартирными домами, и собственниками, проживающими в этих домах, становятся ключевыми. Так владельцы жилого фонда могут выбирать организации-подрядчиков любой формы собственности.

Рис. 2. Осуществление содержания строения

Рис. 2. Осуществление содержания строения

Но выбор не всегда обуславливает решение проблемы соответствия цены и качества оказываемых услуг. Организации по управлению многоквартирными домами должны получать прибыль, которая позволит им существовать и быть платёжеспособными, но также они не должны завышать тарифы на свои услуги, иначе жильцы многоквартирных домов просто на просто не смогут оплачивать счета. Необходимой составляющей является урегулирование в системе ценообразования услуг, предоставленных предприятиями ЖКХ (утверждается тарифной комиссией по коммунальным услугам).

Рис. 3. Организация денежных потоков и потоков информации

Рис. 3. Организация денежных потоков и потоков информации

Таким образом, бизнес-процессы на предприятиях ЖКХ необходимы для того, чтобы оптимизировать получение доходов организаций в сфере управления ЖКХ, и при этом наиболее качественно удовлетворить потребности всех жильцов многоквартирного дома. Кроме того обеспечить прозрачность всех денежных операций, осуществляемых предприятиями, действующих в сфере ЖКХ (рис. 3).

Список литературы:

1. ISO 9000:2000 – Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (ГОСТ ИСО 9000-2001).

2. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. // М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002. – 224 с.

3. Попов А.А. Анализ информационных систем, используемых за рубежом организациями по управлению недвижимостью и собственниками (арендаторами) жилья // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2012. - № 1 (6). - С. 92-163

4. Попов А.А. Определение направлений, форм и способов перспективного развития инновационной инфраструктуры организаций по управлению многоквартирными домами (товариществ собственников жилья). - М.: Издательство «ИРИСБУК». - 2012. - 213 с.

5. Хышова Т. В., Матафонова А. Н. Описание и оптимизация бизнес-процессов на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2015. - том 6. - № 1. - С. 246 – 250.