Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.06.2016

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Бородина Наталья Алексеевна
доцент кафедры моделирования, информатики и статистики Донской государственный аграрный университет пос. Персиановский Ростовской обл., Россия
Фатеева Александра Витальевна
Студент, 1 курс, Профессиональное обучении Донской государственный аграрный университет п. Персиановский, Россия
Аннотация: В данной статье мы рассмотрели понятие и особенности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Ключевые слова: Информация, информационно-коммуникативные технологии, компьютер
Электронная версия
Скачать (753.4 Kb)

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании и деятельности преподавателей и студентов способствует повышению эффективности учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, которые предоставляют информацию в электронном виде, ее хранят и обрабатывают, но не обязательно передают. Они состоят из программных обеспечений, средств электронной связи, компьютеров.

Делятся на 3 группы:

  • Творческие – технологии, которые с помощью которых человек включает себя в активную работу с разного рода информацией.
  • Рационализирующие – автоматические системы заказов поиска.
  • Сберегающие – технологии, призванные хранить данные [1].

Эти технологии стали применяться в разных сферах деятельности, таких как: промышленность, производство, образование и т д. Поэтому определяются перечнем факторов:

Во-первых, в связи с внедрением ИКТ в образование, существенным образом начала ускоряться передача знаний и накоплений технологического и социального опыта человека, не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.

Во-вторых, современные ИКТ повышают качество обучения и образования, позволяя человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и к происходящим социальным изменениям. Поэтому можем сделать вывод, что технологии дают каждому человеку возможность получать необходимые знания как в настоящем, так и в будущем обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение ИКТ в образовательную сферу ‑ является важным шагом в создании системы образования. Важные и необходимые внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения отмечались международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», разработанном в ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия известным агентством «Бизнес-Пресс». Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор говорил, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи» [2].

Важным шагом, определяющим важность и целесообразность реформирования, является необходимость ответа на те задачи, которые сделал человечеству XXI век:

  • необходимость перехода общества к новой стратегии и развитию на основе знаний и высокоэффективных ИКТ;
  • возможность к успешным развитиям общества и эффективное использование ИКТ;
  • узкая связь между уровнями благосостояния нации, национальных безопасностей государства и состояний образования, применением ИКТ.

Использование компьютеров в образовании, привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий. Эти технологии позволяют повысить качество и уровень обучения, создать новые средства воспитательного воздействия. Со слов многих специалистов новые образовательные технологии позволяют улучшить эффективность занятий всего на 20-30 %.

ИКТ задают все названные сферы, но наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как они дают возможность «открывать возможности совершенно новых методов преподавания и обучения». Эти этапы внедрения ИКТ во все сферы деятельности имеют возможность формировать новые коммуникации и высокую продуктивности информационной среды. Они стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Говоря об образовании, в качестве примера можно взять Донской Государственный Аграрный Университет, где ИКТ применяют во всевозможных видах учебной работы педагогов (лекциях, практических занятиях, учебно-тренировочных играх; руководстве проектной работой учащихся, курсовыми и дипломными проектами). В вышеназванном университете используются в процессе преподавания, чтения лекций проекторы, интерактивные доски и компьютеры с прямым выходом в Интернет. На практических занятиях имеется возможность просматривать презентации, видео для лучшего усвоенного материала. На практических занятиях по информатике происходит работа по изучению программного обеспечения (Microsoft Excel, Microsoft Word и т.д.) и написанию программ на различных языках. Университет ДонГАУ, как и все вузы России имеет свой сайт, где есть вся доступная информация о вузе (расписание предметов, набор студентов, преподаватели, специальность и т.д.). Кроме этого у вуза есть доступ к электронным библиотекам, что значительно облегчает работу студентам, обеспечивает прямой обширный доступ к информации и экономит время для изучения материала.

Проблема информатизации высшего образования является одной из сложных и актуальных в теории и практике. Необходимо формировать информационно-коммуникативную культуру, использовать уникальный ресурс личностной системы человека, его субъективности. Сегодня потребность формирования социальной установки на личностно-ориентированную деятельность в сфере образования, определяющую мотивацию к обучению, социальный интерес к информатизации, развитие потенциала студента, его интеллекта и творческих способностей, должна быть, как никогда, актуализирована. Обществу сейчас требуется инновационная самодостаточная личность, обладающая информационно-коммуникативной культурой, социальным интересом и позитивной, созидательной активностью [3, 4].

Список литературы:

1. Бородина Н.А. Социально-философский анализ информатизации образования / Н.А. Бородина. – автореф. дис. на соискание ученой степени к.филос.н. ‑ Донской государственный технический университет: Ростов-на-Дону, 2012 – 28 с.

2. Бородина, Н.А. Социально-философский анализ информатизации образования / Н.А. Бородина, Л.С. Николаева, О.В. Загорская, С.А. Бочан. – Новочеркасск, 2012 ‑ 164 с.

3. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999- 2000 гг. – М.: 2000. – 168 с.

4. Гвоздева, В.А. Базовые и прикладные информационные технологии. Учебник: [Текст]. ‑ Инфра-М, Форум ,2015 – 384 с.