Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.06.2016

Работа по развитию мыслительных операций детей 5-6 лет на занятиях изобразительной деятельностью посредством тестовых рисунков

Сидорова Любовь Владимировна
студентка, Кафедра педагогики Гуманитарный институт САФУ им. М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Россия
Аннотация: Развитие мыслительных операций – одна из приоритетных задач образования детей старшего дошкольного возраста, определенная в нормативно-правовой и программно-методической базе. Тестовые рисунки как метод обучения детей изобразительной деятельности предполагает направленность на познание объектов окружающего, а тестовый способ анализа и наглядное представление материала эффективно воздействует на мышление детей 5-6 лет. Экспериментальная работа подтвердила, что тестовые рисунки являются средством развития анализа и синтеза у детей 5-6 лет на занятиях рисованием и лепкой.
Ключевые слова: дошкольный возраст, мышление, изобразительная деятельность, метод тестовых рисунков
Электронная версия
Скачать (644.5 Kb)

Развитие мыслительных операций - одна из приоритетных задач воспитания и образования детей дошкольного возраста. Необходимость решения данной задачи определена государственным и социальным заказом и находит отражение в нормативно-правовой и программно-методической базе, определяющей основы дошкольного образования и воспитания (Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования).

Возраст после 5-6 лет - период заметного интеллектуального развития (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец). Именно в этот период формируются предпосылки логического мышления - опосредованного и обобщенного отражения действительности, дающего знания о существенных свойствах, связях и отношениях реального мира (Н.Н. Поддъяков). Старший дошкольник уже может решать задачи путем мыслительных операций, т.е. – в работах С.Л. Рубинштейна, - звеньях процесса мышления, автоматически функционирующих (операций) или сознательно выполняемых (умственные действий) в соответствии с целями задачи. Элементарными из них являются анализ (разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон) и синтез (объединение, сочетание различных частей и признаков предметов и явлений действительности).

Одной из специфичных деятельностей дошкольного возраста является изобразительная деятельность - практическая деятельность ребенка, в процессе которой осуществляется отражение окружающего мира и впечатлений от него в форме конкретных чувственно воспринимаемых художественных образах, при помощи выразительных средств и разнообразных красящих или пластичных материалов (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова). Изобразительная деятельность является деятельностью, в которой мыслительные операции детей, с одной стороны, будут развиваться в ходе практической деятельности ребенка, а с другой стороны – именно они определяют качество её результата. Как показывает практика дошкольного образования, у детей старшего дошкольного возраста не в полной мере развиты мыслительные операции. Потенциальные возможности данного возраста указывают на возможность формирования операций мышления (анализ, синтез) в контексте специфичных деятельностей дошкольного периода. Поэтому, задача педагога – создать необходимые условия, подобрать методы, влияющие на развитие мыслительных операций детей в изобразительной деятельности.

Одной из задач нашего исследования было - определить уровни и особенности развития анализа и синтеза у детей 5-6 лет и представить характеристику условий, созданных педагогами старших групп ДОО, направленных на развитие данных мыслительных операций в изобразительной деятельности, что являлось целью констатирующего эксперимента. Для выявления уровней сформированности мыслительных операций (анализа и синтеза), мы использовали традиционный тест Дж. Равена «Цветные прогрессивные матрицы». Ребенку предлагались буклеты с изображением узора, часть которого отсутствует, и давалось задание - подобрать недостающую деталь из представленных. Задание состояло из 12 блоков. Уровень развития анализа и синтеза у дошкольников определялся путем подсчета правильно выполненных заданий. Так, в случае, если ребенок набирал от 0 до 3 баллов, ему причислялся 0 уровень, а от 10 до 12 баллов – 3 уровень – самый высокий.

В большей степени нас интересовало, какие уровни развития мыслительных операций продемонстрируют дети в изобразительной деятельности. Для определения этих уровней мы применили диагностическую методику, разработанную Т.С. Комаровой. Критериями для оценки детских работ явились такие показатели, которые непосредственно связаны со строение предмета, наличием частей, разнообразием форм и пропорций, а так же с наличием характерных особенностей (движения, настроения). Для детальной диагностики сформированности мыслительных операций дошкольников, детям предлагался блок вопросов по структуре сенсорного обследования предмета. Это задание позволило дополнить данные о развитии операций анализа и синтеза детей в изобразительной деятельности.

В обследовании принимали участие 2 группы детей 5-6 лет (38 человек). Данные констатирующего эксперимента показали, что сформированность операций анализа и синтеза у детей в тестовых заданиях (цветные матрицы) и в изобразительной деятельности находятся примерно на среднем уровне.

В диагностических заданиях Дж. Равена 60% дошкольников успешно справлялись с половиной вопросов. Последние задания данной методики вызвали большие трудности у детей, в связи со сложностью рисунка в узоре. Достаточно высокие результаты аналитико-синтетической деятельности, демонстрируемые детьми в рисовании и лепке, могут быть обусловлены знакомым и простым для детей образцом (подобранные формы и части, их пропорции в игрушке, предлагаемой для обследования и последующего изображения, знакомы детям старшей группы), представленным экспериментатором.

В изобразительной деятельности общие ошибки 30% детей – игнорирование количества деталей, неверное расположение конечностей, нарушение пропорций. Успешные ответы дошкольников по схеме сенсорного обследования связаны с наводящими вопросами экспериментатора, подсказками. Остальные несовпадения с образцом объяснялись технической стороной изобразительной деятельности. Как известно, успешность обучения детей и развитие их психических процессов во много зависит от деятельности воспитателей. Грамотный подбор методов и приемов обучения в процессе образовательной деятельности дошкольников напрямую влияет на успешность освоения детьми рисования и лепки, в том числе, на развитие операций мышления в рамках изобразительной деятельности.

В процессе анализа педагогической документации и в беседе с педагогами было выявлено, что, к сожалению, используемые методы и приемы воспитателями однообразные, с репродуктивным характером деятельности детей. Метод тестовых рисунков и особенности его применения, как средства развития анализа и синтеза у детей 5-6 лет воспитателям обеих групп не знаком (О. Занков). Задачи на развитие операций мышления в изобразительной деятельности в планах педагогов не отображены. Была выявлена зависимость между результатами в тестовом задании и в изобразительной деятельности. Дети с высокими результатами в тестовых заданиях не во всех случаях демонстрировали аналогичные показатели в рисовании и лепке. Первые задачи в тестовых заданиях, с простым строением рисунка и элементарными формами, успешно решались детьми. Так же, как и в рисовании и лепке, дошкольники лучше справлялись с изображением наиболее знакомых, изученных форм, пропорций.

В контексте нашей работы, мы рассматриваем тестовые рисунки, как метод обучения детей изобразительной деятельности, и как средство развития анализа и синтеза. Метод тестовых рисунков - серия набросков или рисунков, направленных на анализ какой-то характеристики в изображении, путем зрительного сравнения с образцом. [3] Впервые описание этого метода появилось на страницах журнала «Дошкольное воспитание» в разделе «За рубежом» более 30 лет назад, но по определенным причинам в практике воспитания и обучения дошкольников тестовые рисунки не нашли активного применения. Позднее эффективность этого метода в обучении изобразительной деятельности детей 3-5 лет была доказана в работах О.В. Горбовой. [1] В 2011году на страницах журнала «Начальная школа» [2] была опубликована статья этого же автора, в которой исследователь обосновывает и раскрывает возможности данного метода в обучении детей предметному рисованию, а так же влияние метода тестовых рисунков на преемственность между детским садом и начальной школой в обучении детей изобразительной деятельности. При этом тестовые рисунки применялись исключительно с целью обучения детей разного возраста рисованию. Мы же заинтересовались проблемой развития мышления дошкольников и предположили, что в ходе анализа серии рисунков, в основу которой положен метод преднамеренной ошибки, у детей будут складываться не только представления о предмете, который необходимо изображать, но и произойдёт динамика в развитии мыслительных операций.

Нами была выдвинута гипотеза - у детей 5-6 лет возможно повысить уровень развития анализа и синтеза посредством серии тестовый рисунков на занятиях предметным рисование и лепкой при следующих условиях:

1) подборе предметов с единой тематикой для рисования и лепки, соответствующих программным требованиям и интересам дошкольников;

2) разработке серии тестовых рисунков для каждого предмета по параметрам изображения (форма, строение, части, пропорции,

расположение в пространстве);

3) включении серий тестовых рисунков как основного метода обучения в первую часть занятий по изобразительной деятельности с их последующей поэтапной реализацией.

Целью дальнейшей практической работыстала разработка и апробация образовательных ситуаций по изобразительной деятельности с использованием серий тестовых рисунков, направленных на развитие анализа и синтеза у детей 5-6 лет и проверка их эффективности.

На основе программных требований и перспективно-календарных планов, мы определили тематику занятий по изобразительной деятельности (транспорт, животные, птицы, деревья), что предполагало проведение 8 образовательных ситуаций, разделенных на блоки.

1 Блок – «Транспорт» (предметное рисование на темы: «Кораблик», «Ракета» и «Грузовой автомобиль» и предметная лепка «Космодром»).

Первая организованная образовательная деятельность детей предполагала предметное рисование на тему «Кораблик», в ходе которой нами были поставлены следующие задачи:

1) продолжать учить создавать образ кораблика, состоящего из нескольких частей (лодка, мачта, парус, флажок) разной (трапециевидной, треугольной) формы, пропорций (длина мачты равна длине лодки) и характерных особенностей (флажок);

2) закреплять умение рисовать крупно в центре, соотнося размер изображения с форматом листа;

3) развивать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение.

После объяснения детям цели занятия и мотивации, предполагалось сенсорное обследование изображаемого объекта, после чего детям давалось задание по анализу серий тестовых рисунков (Рисунок 1).

1 серия – анализ формы корпуса;

2 серия – анализ формы мачты;

3 серия – анализ длины мачты относительно корпуса (пропорции).

Наличие двух серий на анализ форм обусловлен тем, что именно форма является первым показателем в узнаваемости предмета. Экспериментатор обращался к дошкольникам – «Дети, внимательно рассмотрите рисунки. Какая часть кораблика изображена? Какой рисунок правильный? В чем ошибка художника на других изображениях?». Дети отвечали на вопросы (это корпус, здесь лодочка нарисована), рассматривали изображения и сравнивали с образцом. Многие дошкольники вслух называли предполагаемый вариант ответа (третий правильный, справа правильный). Экспериментатор подтверждал выбранный вариант и переводил внимание детей на анализ ошибок в оставшихся образцах, на что приходились ответы - На первом корпус перевернут, прямоугольный не такой, как на образце. Правильный вариант из первой серии оставался прикрепленным к магнитной доске возле образца целого изображения кораблика. Аналогично проводилась работа с двумя оставшимися сериями тестовых рисунков. При анализе, когда поделки или рисунки сравнивались с образцом, дети видели ошибки неточности в своих работах, если таковые имелись и говорили - Не получилось; Слишком большая вышла. Подобные ситуации являются следствием неразвитостью технических навыков изобразительной деятельность, неточностью глазомера детей. По окончании самостоятельной деятельности детей организовывался анализ работ, заключающийся в сравнении рисунков с образцом по форме частей, расположению деталей, пропорциям. Данная структура занятия была одинакова для всех образовательных ситуаций, проводимых в процессе формирующего эксперимента.

2 Блок – «Животные/птицы». Рисование «Сорока пропала», лепка «Утка» и «Кошка».

3 Блок – «Деревья» – рисование «Осина».

После сенсорного обследования образца изображаемого дерева, дошкольники успешно решили первую серию тестовых рисунков, традиционно направленную на анализ форм основных частей предмета (в нашем случае – ствол дерева). Третья серия тестовых рисунков была направлена на анализ длины основных ветвей дерева и, на первый взгляд, различия между вариантами не были столь ярко заметны. Дети начали рассматривание изображений с размера нижних веток и сравнивали их с образцом, комментируя – На первом нижние ветки короче верхних – неправильно. 

Рис.1. Серии тестовых рисунков для тем «Кораблик», «Утка», «Осина».

Рис.1. Серии тестовых рисунков для тем «Кораблик», «Утка», «Осина».

Работа с детьми проводилась фронтально. Занятия рисование и лепкой с использованием метода тестовых рисунков организовывались в первую половину дня в организованной образовательной деятельности, а также вечером в процессе совместной деятельности. Тестовые рисунки были оформлены в цветном варианте на размере листа А5. Дети, принимавшие участие в эксперименте с желанием и радостью занимались рисованием и лепкой, что могло быть обусловлено интересной мотивацией в начале занятий. Например, сделать объявления о пропаже птицы в лесу или нарисовать грузовые автомобили для книги. Можно отметить, что в каждой образовательной ситуации присутствовало художественное слово (стихи, загадки) и физминутки.

В процессе проведения образовательных ситуаций по обучению предметному рисованию и лепке с применением метода тестовых рисунков, дети осуществляли аналитико-синтетическую деятельность, рассматривая образцы, сравнивая их между собой и выбирая правильный ответ. От занятия к занятию, дети активнее принимали участие в обсуждении вариантов ответа, обосновывали свой выбор, стремились первыми назвать правильный ответ.

Контрольный эксперимент предполагал подтверждение нашей гипотезы. Его методика включала знакомые «цветные прогрессивные матрицы» Дж. Равена и рисование детей по образцу.

В процессе контрольного эксперимента у 70% детей определен уровень развития операций анализа и синтеза выше среднего (2 уровень). Дети аналогично констатирующему этапу эксперимента выбирали правильный вариант в тестах Дж. Равена, количество верных ответов на задания увеличилось. 30% группы А продемонстрировали высокий уровень развития анализа и синтеза (3 уровень), в то время, как на констатирующем этапе эксперимента, подобных результатов не обнаружил ни один дошкольник данной выборки.

При оценке работ детей в изобразительной деятельности, следует отметить, что 3 уровень продемонстрировали 60% детей, а 2-ой 40% выборки А. Дети с данным уровнем при рисовании Девочки выделили все главные детали (голова, тело, руки, ноги) и размещали изображение на всем формате листа. Качество изобразительной деятельности детей группа А улучшилось. Работы детей группы Б имеют приблизительно похожие результаты, за исключением рисунков детей с 1 уровнем развития анализа и синтеза. Данные работы расходились с образцом, были существенные ошибки в передаче пропорций предмета, форм частей и дополнительных деталей, выбор иного цвета. Детям этой группы оказалась свойственна неаккуратность в рисунках.

Таким образом, контрольный эксперимент выявил наличие положительной динамики в развитии операций мышления анализ и синтез у детей, прошедших формирующую работу. Применение методов математической статистики (Т-критерий Вилкоксона и U-критерий Манна Уитни) для сравнения результатов, демонстрируемых детьми, как внутри одной, так и между выборками, подтвердил положение о том, что тестовые рисунки могут являться средством развития анализа и синтеза у детей 5-6 лет на занятиях изобразительной деятельностью.

Список литературы:

1. Горбова, О.В. Возможности использования тестовых рисунков на занятиях по обучению детей дошкольного возраста рисованию: Материалы международной научно-практической конференции: Т. 17. Педагогика, психология и социология // Современные направления теоретических и прикладных исследований – 2009. - Одесса: Черноморье, 2009.

2. Горбова, О.В. Преемственность в обучении детей предметному рисованию с использованием тестовых рисунков // Начальная школа. – 2011. - № 11. - С. 81 - 86.

3. Занков О. Тестовые рисунки // Дошкольное воспитание. - 1981. - №4. - С.66.