Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.06.2016

Значение логистики в функционировании предприятия

Шокина Яна Александровна
студентка экономического факультета Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация
Аннотация: Статья посвящена значению логистики в современных организациях. Рассмотрена роль логистики на предприятии, функции логистического отдела, основные направления повышения эффективности.
Ключевые слова: логистика, менеджмент, предприятие, логистические системы, логистический отдел, логистическая стратегия
Электронная версия
Скачать (624.2 Kb)

Актуальность темы данной статьи состоит в том, что логистика, как практическая деятельность, на сегодняшний день заняла прочные позиции в системе функционирования современным предприятием. В условиях современной действительности, предприятиям, для того, чтобы добиться успеха и достичь определенных финансовых результатов, уже недостаточно использовать маркетинговые подходы. На сегодняшний день, требуется применение современных эффективных способов и методов управления разнообразными потоковыми процессами, таких как логистика.

Логистика имеет важное значение как для клиентов, партнеров предприятия, так и для его владельцев и акционеров. Это связано с тем, что логистика координирует все возможные структуры предприятия, направляя, упорядочивая и распределяя продукцию от производителя до потребителя, параллельно учитывая показатели его рентабельности, производительности и результативности. Основной задачей логистики является создание и обеспечение эффективного функционирования системы управления материальными потоками на предприятии. [4, С.36]

Крупные транспортно-экспедиторские фирмы и компании по экспресс- доставке, такие как Ryder, DHL, Schenker – BTL, Federal Express, UPS, Lesnay, TNT выполняют большое число логистических операций, интегрируя логистические функции в территориальной зоне по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам – производителям готовой продукции и грузоотправителям сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением и улучшить качество логистического сервиса. Особенности работы логистических систем характеризуются: широким ассортиментом реализуемых товаров; независимым, динамичным спросом на товары; высокими требованиями к обслуживанию; близостью складской сети к потребителю; наличием посредников. [1, С.66]

Если посмотреть на практику, то можно отметить, что многие транспортные узлы характеризуются тем, что взаимодействие смежных видов транспорта, задействованного в перевозках, является несогласованным и порой хаотичным.

Исследования Мeждунaрoднoгo вaлютнoгo фoндa (МВФ) показыавают, что, предприятия затрачивают на логистические издержки oт 4% дo бoлee чeм 30% дoхoдoв, В Европе данный показатель находится в границахoт 9% дo 11%. [5, С.12]

В значительной степени, логистическое управление на предприятии влияет на его финансово-экономическое и правовое обеспечение, ориентируясь на разнообразные хозяйственные связи с клиентами и партнерами. Главным образом, это касается рынка транспортных услуг, порядка функционирования и правильной организации складского хозяйства, а также созданию и развитию транспортных служб на предприятиях и в посреднических организациях. Однако, следует отметить, что деятельность современного предприятия в сфере логистики не ограничена лишь транспортным направлением, она многогранна и многообразна. Помимо вышеперечисленного, она включает в себя управление кадрами предприятия, создание и организацию информационных систем, коммерческую деятельность и другое.

Опыт промышленно развитых стран и ведущих отечественных компаний показывает, что логистика имеет важное стратегическое значение в современном бизнесе. Это связано с тем, что эффективность функционирования разнообразных бизнес-систем, а также особенности их конкурентоспособности, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, во многом определяется сформированной логистической системой бизнеса, а также эффективностью логистического менеджмента. Важно отметить, что эффективность той или иной логистической системы характеризуется набором показателей работы данной системы, при условии заданного уровня разнообразных логистических издержек. [8, С.19]

Однако, если смотреть на эту ситуацию глазами потребителя, который, по сути, является конечным звеном логистической цепи, то в этом случае эффективность логистической системы может характеризоваться уже двумя показателями логистических издержек – ценой и качеством обслуживания. Это связано с тем, что повышение организационно-экономической стабильности предприятия реализуется, главным образом, путем применения меж функционального логистического менеджмента, который при правильном его применении, позволит устранить возможные конфликты между подразделениями предприятия, а также обеспечит эффективное взаимодействие с логистическими партнерами.

Взаимодействие фирмы-производителя со своими партнерами и с логистическими посредниками в области сбыта и снабжения и представляет собой предмет логистического менеджмента, который имеет важное значение при достижении фирмой на рынке своих стратегических целей. Ведь если политика предприятия затрагивает еще и интересы других фирм, каким бы то ни было образом, оказывает влияние на формирование их прибыли, то в таком случае, логистический менеджмент может сформировать своего рода компромисс, который впоследствии обеспечит определенную долю выгоды всем участником, так называемого, дистрибутивного канала, воспринимая его как единое целое. [3, С.96]

На сегодняшний день, по сути, все традиционные сферы применения логистики в функционировании тех или иных предприятий, слились воедино, тем самым образовав стратегическую инновационную систему. Менеджеры высшего звена, которые успешно реализуют себя в сфере логистики, теперь выступают в роли координаторов разнообразных частных видов деятельности, как в тех фирмах, в которых они работают, так и в сторонних организациях.

Основная задача менеджера высшего звена, в области логистики, внутри фирмы, заключается, главным образом, в том, чтобы направить в единое русло профессиональные навыки отдельно взятых сотрудников и функциональных подразделений, с целью достижения высоких показателей обслуживания своих клиентов. Самый нужный масштаб подобной координации, как правило, выходит далеко за рамки предприятия и сам по себе требует вовлечения в единую систему не только клиентов и потребителей, но и поставщиков своей продукции и оказываемых услуг. Менеджеры высшего звена, из соображения стратегических интересов, вынуждены преодолевать границы между фирмами и налаживать широкие связи внутри всей снабженческо-сбытовой цепочки. Можно подчеркнуть яркую особенность современной лигистики это обеспечение целостного результата за счет объединения (внутреннего и внешнего) одного из ключевых направлений дейятельности данного предприятия. Логистика должна обеспечить высокий уровен обслуживания клиентов при мимнимальных издержках – в этом ее главное назначение. [6, С.102]

Логистика в системе функционирования предприятия – это важная деятельность, которая, по сути, открывает широкие горизонты для реализации материальных и человеческих ресурсов, которые, в конечном счете, оказывают влияние на национальное хозяйство. Логистика – это часть процесса цепи поставок, в котором эффективное планирование, осуществление и контроль над ее основными этапами, включает в себя хранение и передвижение продукции, а также направление связанных с этим услуг и потоков информации от точки поставки до конечного пользователя, с целью выполнения требований своих клиентов.

При решении определенных проблем, связанных с логистикой, следует исходить из какой-либо определенной, конкретной производственной деятельности предприятия. В связи с этим, роль и значение логистики в функционировании современного предприятия, можно рассматривать с различных позиций и сторон. Во-первых, логистика, как своего рода, оперативная деятельность – это склады, транспорт, маркетинг, оборудование, обмен информацией и качественное обслуживание клиентов фирмы. Во-вторых, логистика, как деятельность, связанная с процессом управления предприятием, по сути, предоставляет все возможности для результативного совместного управления и обеспечивает предприятию своеобразную гибкость, в условиях жесткой рыночной конкуренции. В-третьих, если рассматривать логистику, как один из способов мышления, то, в этом случае, она дает возможность рассматривать те или иные логистические схемы и процессы на предприятии в совокупности, имеющие взаимные причинно-следственные связи. В-четвертых, логистика, как область науки, изучает разнообразные методы, используя функционирование определенных логистических процессов и явлений, тесным образом связанных с ними. Логистика является, главным образом, управлением стратегического характера, используя которое представляется возможным укрепить стратегическое положение предприятия, а также повысить его конкурентоспособность.

Логистика – это своеобразный образ мышления, который включает в себя все сферы деятельности и уровни фирмы, она является направлением действий, который поддерживает все независимые подразделения. Ведь когда в рамках какого бы то ни было предприятия планируется открытие нового отдела, в котором предусматривается осуществление логистической деятельности, то, безусловно, такой отдел должен рассматриваться как структурно подразделение, которое занимается координацией действий, так или иначе связанных с логистикой. [3, С.24]

Роль логистики в деятельности современных организаций носит, по сути, интегральный и оптимизационный характер. Ведь логистика обеспечивает оптимизацию всех процессов на предприятии и ее применение просто невозможно без применения принципов, методов и функций логистики. Использование в функционировании предприятия логистических схем и концепций позволяет руководству предприятий не только сократить все виды запасов продаваемой продукции, но и ускорить оборачиваемость оборотных средств, снизить себестоимость процессов, а также удовлетворить потребности своих конечных потребителей, в области товаров и сервиса. Потенциал логистики, при правильном его применении, позволит руководству предприятия повысить организационно-экономическую устойчивость фирмы.

Список литературы:

1. Айрапетян М.К. Роль и значение логичтики в деятельности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. 2014. №5, С. 64-70.

2. Виноградов А.С. Проблемы логистики // Маркетолог. 2013. № 3. С. 5-15.

3. Губин Е.П. Логистика. Томск, Издательство Томского политехнического университета, 2012. 200 с.

4. Зайцев П.А. Значение логичтики для экономики предприятия // Экономика и экономические науки. 2015, №1 (13). С. 35-42.

5. Ковалева Е. Новая функция на «старом» производстве // Логистика и система. № 3.2014. С. 12-15.

6. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда// Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. Краснодар. КРОО «ОАИУР», 2014. № 3. С. 99-104.

7. Коломейцев Г. Опыт организации производственной логистики // Логистика и система. № 1. 2014. С. 23-27.

8. Лебедева И.А., Елова И.А. Итегрированные логистические системы доставки ресурсов: теория, методология, организация. – Минск, Право и экономика. – 2011., С. 215-218.

9. Портнова Д.С. Роль и значение логистики в деятельности предприятия // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 06 (18) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/18/2729/