Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.06.2016

Раннее антикризисное управление – путь к успеху или шаг к провалу

Макарова Наталья Витальевна
магистрант факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО ВятГУ г. Киров, Россия
Аннотация: В настоящее время – во время нестабильности и  рыночной неопределенности, весьма актуальным и  популярным стало понятие антикризисное управление. В данной статье детально рассмотрено понятие антикризисного управления и его особенностей, основных принципов и главных стратегий.
Ключевые слова: антикризисное управление, кризис, банкротство, антикризисный управляющий
Электронная версия
Скачать (577 Kb)

В настоящее время – во время нестабильности и неопределенности, весьма актуальным и популярным стало понятие антикризисное управление.

С развитием рыночной экономики предприятиям все сложнее удержаться на плаву без особых знаний и умений [1].

В этой работе будет детально рассмотрено понятие антикризисного управления и его принципов, функций и главных стратегий.

Таким образом, главной целью статьи является определение тенденций развития антикризисного управления предприятием и анализ его стратегий.

Сущность, цель и основные принципы антикризисного управления.Всем известно, что в антикризисном управлении предприятие нуждается тогда, когда у него уже возникли проблемы с кредиторами, то есть возникла кредиторская задолженность, а что если начинать деятельность по антикризисному управлению тогда, когда предприятие функционирует стабильно [3]?

Основной целью антикризисного управления является создание условий, при которых финансовые трудности не могут быть постоянны. При таком подходе о банкротстве не может быть и речи, однако большинство предприятий прибегает к помощи антикризисного управляющего непосредственно тогда, когда уже наступил кризис, совсем упуская из вида прогностическую функцию антикризисного управления, суть которой заключается в предвидении банкротства [4].

Антикризисное управление базируется на следующих основных принципах, отраженных в таблице 1.

Таблица 1 - Принципы антикризисного управления

Принцип

Описание

Заблаговременная диагностика кризисных явлений [2]

Точно также как в медицине, ранняя диагностика может спасти человека от болезни, а иногда даже от смерти, заблаговременная диагностика спасает предприятие от кризиса или даже от банкротства [6]

Быстрота реакции на кризисные явления

Если уж случился кризис, то нужно очень быстро среагировать, так как кризис имеет тенденцию к расширению

Адекватное реагирование на степень реальной угрозы финансовому равновесию фирмы [7]

Подавление кризисного явления в большинстве случаев зависит от финансовых затрат, так вот, если эти затраты будут ниже, финансовое состояние не стабилизируется, если данные затраты будут выше, тогда это расходы будут неоправданные

Использование внутренних возможностей для выхода из кризиса

Предприятие должно рассчитывать только на свои финансовые ресурсы, на собственный капитал [8]

Перечисленные выше принципы – основа организации антикризисного управления предприятием.

Роль финансового менеджмента в антикризисном управлении. В антикризисном управлении огромную роль играет финансовый менеджмент, так как он включает в себя прогнозирование, стратегический и тактический метод анализа финансовой деятельности предприятия, который позволяет грамотно управлять денежными потоками и находить правильные решения, касающиеся использования имеющихся финансовых средств.

Усиленный контроль за финансами крайне необходим любому предприятию, а особенно он необходим предприятию, которое находится в состоянии кризиса

Финансовый менеджмент также важен при диагностике кризисных ситуаций, поскольку он может грамотно анализировать финансовое состояние предприятия, что позволит предотвратить кризис еще на стадии его зарождения.

Стратегия антикризисного управления. От наступления кризиса не застраховано ни одно предприятие. Отличительная черта рыночной экономики – возникновение кризисной ситуации на любой стадии жизненного цикла. Таким образом, любое управление на предприятии должно быть антикризисным.

Стадии формирования экономических стратегий [5] антикризисного управления:

1) анализ внешней среды предприятия, включает в себя анализ внешних факторов, оказывающих влияние на предприятие;

2) анализ внутренней среды предприятия, включает в себя анализ внутренних факторов, оказывающих влияние на эффективность работы предприятия;

3) анализ состояния предприятия, которое уже находится в стадии кризиса;

4) переосмысление целей и ценностей предприятия

Список литературы:

1. Грабар А.А., Фокина О.В., Эль-Сибаи Н.М. Оценка экономической эффективности управления социальной инфраструктурой на уровне отрасли // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 738-741.

2. Катаева Н.Н. Выявление приоритетных направлений маркетинговых исследований для предприятия // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 1 (13). С. 55.

3. Катаева Н.Н., Фокина О.В. Закономерности развития российского и регионального рынка общественного питания // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-4 (52-4). С. 404-409.

4. Катаева Н.Н. Влияние конфликтов на эффективность деятельности торговой фирмы // СМАЛЬТА. 2014. № 6. С. 15-17.

5. Катаева Н.Н. Виды стратегий развития торгового предприятия // Наука, техника и образование. 2015. № 4 (10). С. 143-146.

6. Созинова А.А. Подготовка сценария выхода предпринимательской структуры на новый рынок // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 96-100.

7. Фокина О.В., Тюфякова Е.С. Современные информационные технологии поддержки принятия управленческих решений в управлении маркетинговым бюджетом // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 457-460.

8. Фокина О.В., Климов О.В. Методологические основы информационного обеспечения как инструмента управления конкурентоспособностью // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК - 2015) Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: Сборник материалов: Общеуниверситетская секция, БФ, ХФ, ФСА, ФАМ, ЭТФ, ФАВТ, ФПМТ, ФЭМ, ФГСН, ЮФ. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет». 2015. С. 2139-2142.