Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.06.2016

Салафиты в современном Дагестане

Каирова Мадина Алибековна
магистрант Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова г. Владикавказ, Россия
Аннотация: В данной статье рассматривается проникновение и дальнейшее распространение салафизма в Дагестане и его основные направления.
Ключевые слова: Дагестан, салафизм, Исламский Джамаат Дагестана
Электронная версия
Скачать (566.3 Kb)

Самым исламизированным регионом Российской Федерации является Дагестан. Если сравнивать Дагестан со своими кавказскими соседями, то по сравнению с ними жители Дагестана выделяются приверженностью к религии и искренней тягой к исламской культуре. В России именно в Дагестане впервые появилась мусульманская религия. Здесь же впервые утвердился мюридизм – это самостоятельная ветвь исламского суфизма. Напряженная борьба продолжалась долгое время между различными направлениями мусульманской традиции. Под знаменем ислама в XIX в. развернулось движение под предводительством имама Шамиля. Ислам в Дагестане в период советской власти не просто выжил, но и сумел сохранить свое наследие, а после развала СССР Дагестан стал регионом, где исламская культура начала усиленно возрождаться.

В последней четверти XX века на территорию Дагестана с Ближнего Востока начали проникать новые идеи и религиозные течения. Большое распространение получило учение салафитов, в основе которого лежат возврат в прошлое и абсолютизация традиций исламского Средневековья.

Сам термин салафизм обозначает направление в исламе, и призывает верующих обращаться к примеру «праведных предков», «салафов» - т.е. сподвижников пророка Мухаммада (сахабов) и их последователей (табиинов). При этом главной особенностью салафитов является крайний буквализм в толковании ими исламских источников – Корана и Сунны (примера пророка Мухаммада). Часто термин салафизм отождествляется с понятием «ваххабизм»[1.C.110], от имени саудовского религиозного деятеля 18 столетия Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, системно сформировавшего салафитскую идеологию и давшего «пример» для действий своих последователей. В вопросах вероубеждения Абд аль-Ваххаб ориентировался на ученого 13-14 вв. Ибн Таймию, который проповедовал буквализм в толковании источников, все новшества, привнесенные в ислам позже третьего поколения последователей пророка Мухаммада считал греховными нововведениями – «бидда», а также настаивал на признании не мусульманами (кафирами) всех, не разделяющих его воззрения.

Салафизм в Дагестане является довольно новым направлением в исламе, поэтому некоторые исследователи именуют его «нетрадиционным». К салафизму в 1990 –х гг. перешла роль запрещенного и травимого ислама.

Несмотря на все это, салафийя как духовная ориентация приобретает все большую популярность среди населения Дагестана.

К концу XX началу XXI века салафизм стремительно входит в жизнь, и по сравнению с другими направлениями укрепляет свои позиции. Такая популярная пропаганда салафизма объясняется не только внешними факторами, среди каковых принято считать финансовую помощь международных исламских организаций фундаменталистского толка, убеждение эмиссарами этих групп паломников из Дагестана во время хаджа и студентов, которые учатся за границей в исламских университетах, насаждение в огромном количестве фундаменталистской литературы[6.C.89].

Все перечисленное, конечно, играет свою роль, однако есть много причин внутреннего характера, благодаря которым салафизм становится заманчивым в глазах некоторой части населения, и прежде всего молодежи, которая является ядром этого движения. В основном в салафизме заинтересована та часть активной молодежи, которая стремится немедленно приступить к «обновлению» общества. При всем при этом, салафизм является привлекательным как для образованной так и для неблагополучной части населения[2.C.163].

Концепция салафизма отличается рационализмом и простотой, обладает четкой доказуемой внутренней логикой, хотя большинству мусульманским специалистам и теологам она не во всем представляется бесспорной.

Следующей заманчивой чертой салафизма является его умение выражать протест против классических форм социальной организации. Салафизм можно расценивать как верхушку процесса социальной модернизации и выхода человека из системы клановых связей, которые до сих пор являются главными в дагестанском обществе. Прогрессирующее в последние годы социально-имущественное расслоение общества и потеря морально-нравственных ориентиров болезненно сказываются на молодых людях. Тем самым порождая протест к устоявшимся формам социальной организации. Поэтому салафиты освобождаются от влияния родовых традиций, что особенно привлекательно для молодежи стремившейся к самостоятельности и самоопределению. Не мене важным является и то, что салафитские джаамааты, в отличие от других братств, представляют собой хорошо организованную, а иногда даже вооруженную силу, которые могут обеспечить членам своей группировки реальную защиту в разных жизненных ситуациях.[5.С.87]

Духовное равенство, проповедуемое салафитами, безусловно, сочетается с их философией, с призывом к социальному равенству и справедливости. Очень привлекательным является и то, что салафиты осуждают некоторые обычаи укоренившиеся у большей части населения, требующие больших затрат как на похороны так и на свадьбы. Что становится для большей части населения разорительным[4.C.235].

География салафизма в Дагестане имеет неравномерный характер, что обусловлено этнокультурными особенностями развития регионов республики. Российский исследователь О.Бибикова, считает, что салафизм возникает там, где позиции классического ислама слабо развиты, т.е в районах, где преобладал ислам суфийского направления. Поэтому, салафизм распространяется преимущественно среди аварцев и даргинцев, которые населяют Северный и Западный (Горный) районы Дагестана. Население которых отличается большей религиозностью и придерживается суфийских традиций в исламе.

В дагестанском салафизме в начале нашего столетия выделяются три основных направления:

Первый вариант это ультрарадикальный салафизм. Согласно которому все сторонники традиционного ислама приравниваются к «неверным» или кафирам. Ультрарадикальный вариант распространился в основном среди дагестанской диаспоры в Астрахани. Руководителем ультрарадикалов был некто Ангунта, являвшийся выходцем из Цумадинского района. Несмотря на то, что его сторонников было немного, именно ими была основана первая салафитская организация в селении Белиджи, которая является частью Южного Дагестана. Самой большой по численности и влиятельности является организация назвавшая себя «Исламским Джамаатом Дагестана» (ИДД). Духовным лидером этой группы был Багауддин Мухаммад (Кебедов).[3.C.126]

Местные сторонники данной идеологии не только участвовали в идеологической борьбе против традиционного суннитского ислама и представителей суфийских тарикатов, но и «засветились» в терактах – например, в 1999 году ими был взорван автомобиль муфтия республики Саидмухаммада Абубакарова, а тот же Кебедов являлся активным участником вторжения чеченских сепаратистов на территорию Дагестана. К сожалению, современная история этой республики переплетена с терактами, провокациями и выступлениями салафитов. Целью их являются как сунниты-традиционалисты, так и шииты (в частности, в 2012 году последние пострадали от терактов в г. Дербент.)

Второе направление - это умеренные салафиты. Он был представлен приверженцами Ахмад-кади Ахтаева. Как и радикальные, умеренные салафиты были сторонниками сближения с Чечней и выступали за объединение Кавказа и укрепление его связей с мусульманским миром. Умеренные видели в этом единственный путь к «выживанию» кавказских мусульман в условиях нарастающего давления «имперской России». Вместе с тем, Ахмад-кади понимал, что Кавказ обречен судьбою жить в соседстве с Россией, и цель объединения исламского Кавказа виделась ему в том, чтобы заставить Россию считаться с Кавказом и сотрудничать с ним на равных. В исламистских кругах Ахтаев слыл противником военных методов борьбы с российским присутствием в Дагестане.

Третье направление это модные салафиты – это те, кто, не обладая стремлением к глубоким знаниям, становятся сопричастными ради того, чтобы выделиться из толпы, и самоидентифицировать себя с чем-то протестным, тургеневские отцы и дети в горизонтальной плоскости и вертикальной, то есть среди ровесников и среди поколений.

Салафитская идеология ориентирована на социально-политическую активность человека, что является результативным методом призыва на борьбу против произвола и самовластия, которые творят как чиновники, так и связанными с ними различного рода криминально-мафиозными группировками. На фоне достаточно тесных отношений между официальным духовенством и непопулярным, замешанным в коррупционных скандалах правящим режимом политический нон-конформизм салафитов выглядит особенно привлекательным для молодежи. «Салафиты»

Проблема салафийи в Дагестане приобрела небывалую прежде остроту. Ее распространение ассоциируется с общей социально-политической нестабильностью, угрозой безопасности в государствах и регионах, усилением сепаратистских движений, ростом криминалитета, в общем, с негативными общественными и политическими явлениями.

Салафитские идеалы остаются идеологией исламского радикализма, который если и не превратился в единое международное мусульманское движение, то стал непременным участником политических коллизий в мусульманском мире и вокруг него.

Список литературы:

1. Абдулагатов З. Ваххабизм и джадидизм в дагестанском исламском сознании: параллели и противоречия // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 6(48), C.110.

2. Бобровников В. «Исламское возрождение» в Дагестане: 20 лет спустя // Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 2 (50).C.163.

3. Добаев И.П. Исламский радикализм. Ростов н/Д.,2002. С. 126.

4. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М.,2001. С. 235.

5. Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М.,2007. С. 87.

6. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.,2001.C.89.