Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.06.2016

Личностная самоидентификации студентов дагестанских вузов в условиях трансформации российского социума

Казибекова Гюльжаган Каировна
к.филос.н., доцент кафедры Социологии труда Южный федеральный университет г. Махачкала, Республика Дагестан
Аннотация: Статья посвящена исследованию осмысления проблем социокультурной самоидентификации личности в условиях социальных перемен. Особенно интересен процесс самоидентификации молодежи, представляющей собой большую социально-демографическую группу структуры населения республики и нашей страны. В основу нашей статьи помимо теоретических изысканий легли и результаты проведенного эмпирического исследования: опрос студентов вузов города Махачкалы.
Ключевые слова: личность, самоидентификация, социокультурный, пассионарность, идентификация
Электронная версия
Скачать (567.9 Kb)

Трансформационные процессы переходного периода – конца ХХ и начала ХХI вв., затронувшие российский социум, обусловили необходимость научного осмысления проблем социокультурной самоидентификации личности в условиях социальных перемен. Особенно интересен процесс самоидентификации молодежи, представляющей собой большую социально-демографическую группу структуры населения республики и нашей страны, являющейся главнейшим агентом социальных перемен.

В основу нашей статьи помимо теоритических изысканий легли и результаты проведенного эмпирического исследования: опрос студентов вузов города Махачкалы с целью выявления специфики личностной самоидентификации в условиях трансформации российского социума.

Для определения основных направлений социокультурной самоидентификации личности в Дагестане была выбрана одна из мобильных в обществе социальных групп – студенты, обучающихся в Дагестанских вузах. Такой выбор продиктован, прежде всего, тем, что студенчество – наиболее активная и чувствительная к социальным инновациям часть молодежи. Всего в опросе участвовало 200 человек.

Согласно полученным результатам нами были выделены следующие основные направления социокультурной самоидентификации дагестанского студенчества:

1. Социальная самоидентификация. Поскольку наш опрос проводился в стенах вузов, большинство опрошенных – 33 % идентифицировали себя как «студенты».

Молодые люди отождеств­ляют себя со студенчеством как функциональной группой, не обязывающей к проявлению социальной активности.[3, -с.98-99] Следует отметить, что большая часть респондентов при первом же вопросе в опросе, (20 и 19 %%) соответственно идентифицируют себя с позицией «человек» и «личность». Вместе это порядка 40%. Вместе с тем, следует указать, что в основном студенты понимают данные позиции как синонимичные. В нашей многонациональной республике достаточно высок и процент тех, кто идентифицирует себя по национальному признаку. Таковых оказалось 20% респондентов. Следует отметить, что данный фактор в Дагестане также является значимым маркером. Вполне допускаем, что в остальной части Российской Федерации этот маркер является не столь значительным. Позицию «Я дагестанец» и «гражданин РФ» предпочли по 4% опрошенных.

В исследованиях О.В. Бондаренко отмечается, что богатое сословие россиян составляют «граждане», для которых доминирующими яв­ляются либеральные ценности индивидуализма и эгоизма. Они считают, что людей объединяет польза, которую они могут получить друг от друга и пола­гают, что успех в жизни зависит от самого человека. [3, -с.177]

2. Моральная самоидентификация. Из результатов проведенного опроса видно, что в качестве основополагающего морального принципа среди студенчества превалирует «совесть» (41 %) и «честность» — 29 %. В совокупности данные качества составляют 70 %. В этой связи можно сделать вывод о том, что у современных студентов, не смотря на трансформацию традиционных ценностей, все же нравственная самоидентификации строится на этих двух основополагающих моральных качествах.

Так, «верность данному слову» и «нежелание оскорбить и притеснить других» набрали: 16, и 14 % соответственно.

3. Межличностная самоидентификация. 30 % в нашем опросе получила позиция «Я сам по себе». Идентификационный параметр, как «Я только сокурсник» – 29 %. Эта самоидентификация весьма значима и отражает то, что сокурсники выступают в качестве «соединяющего звена» между индивидуальными приоритетами и приоритетами социальной группы, в которую они включены. Вместе с тем, следует отметить достаточно высокий процент студентов, выбравших позицию «Я товарищ со всеми» –23 %, в то время как позицию «Я друг и умею дружить» выбрали только 18 % респондентов.

4. Коммуникативная самоидентификация. В лидерах оказались такие идентификационные позиции, как «Я общительный» (26 %) и «Я приветливый» (25 %). Отвечая на вопросы анкеты, респонденты обращали внимание на то, что приветливость как одно из коммуникативных качеств способствует полноценному общению между людьми. Большое значение в социальной группе имеют люди, способные находить подход ко всем без исключения членам группы (16 %) и способствующие благоприятному климату в группе (14 %). Самоидентификация по позициям «Я человек с чувством юмора» и «Я человек открытый» набрали 11 и 8 % соответственно и не получили должного признания.

При изучении социокультурной идентичности необходимо иметь в виду, что данный феномен имеет глубоко личностную основу и практически не поддается фиксации с помощью традиционных количественных методов исследования. Наибольшей целесообразностью и оптимальностью обладают качественные методы сбора данных. [2, -с.70-101], [6, -с.83-93] Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные по данной проблематике в разные годы и разными учеными, различные индивидуальные формы социальной идентичности эмпирически относительно объективно могут быть зафиксированы на основе доминирующих дискурсивных схем информантов, выявляемых посредством коммуникативных методик. [7, -с.101-110], [8]

Полученные данные позволяют констатировать, что в целом у опрошенных представителей студенчества достаточно полно сформирована социокультурная идентичность различных типов и видов: социальная, моральная, межличностная и коммуникативная.

Между социокультурной идентификацией и социальной целостностью существует органическая связь. Социокультурные данные выступают предпосылкой в формировании социальной личности полноценного человека.

Список литературы:

1. Авраамова Е.М. Формирование новой российской идентичности // Общественные науки и современность. – 2011. – № 4. – С. 19-29.

2. Баранова Т.С. Эмоциональное «Я – Мы» (опыт психосемантического исследования социальной идентичности) // Социология. – 2012. – № 4. – С. 70-101.

3. Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 177.

4. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования. – 2013. – № 6. – С. 39-43.

5. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. – М., 2012. – С. 213-244.

6. Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. – 2012. – № 6. – С. 83-94.

7. Козлова Т. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» // Социологические исследования. – 1995. - № 5. – С. 102-110;

8. Рассолова И.В. Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества: Дис. … канд. социол. наук. – М., 2005.