Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.06.2016

Пути выхода предприятия из состояния банкротства

Макарова Наталья Витальевна
магистрант факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО ВятГУ г. Киров, Россия
Аннотация: В настоящее время во время нестабильности и  рыночной неопределенности, весьма актуальным и популярным стало понятие банкротство. В данной статье рассмотрены понятие банкротства, его виды, основные принципы и, главное, методы выхода из состояния банкротства.
Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, неплатежеспособность, антикризисный управляющий
Электронная версия
Скачать (585 Kb)

В настоящее время – во время нестабильности и неопределенности, весьма актуальным и популярным стало понятие банкротство. С развитием рыночной экономики предприятиям все сложнее удержаться на плаву без особых знаний и умений [1]. Для принятия взвешенных и грамотных решений необходимо при анализе данных пользоваться новейшими информационными технологиями [6]. А также необходимо изучать инновационные подходы и стратегии для выхода из состояния банкротства [5].

В данной статье детально рассмотрены понятие банкротства, его виды, основные принципы и главное – методы выхода из состояния банкротства.

Таким образом, главной целью статьи является определение антикризисных мер, направленных на вывод предприятия из состояния банкротства.

Понятие банкротства.

Существует несколько подходов к определению банкротства

1) банкротство как неплатежеспособность;

2) банкротство как древний институт экономических отношений;

3) банкротство как способ получения (отмывания) прибыли;

4) банкротство – способ ликвидации предприятия.

Понятие банкротство принято заменять на тождественное ему понятие – несостоятельность.

Правовое регулирование банкротства осуществляется Федеральным законом 127 – « О не состоятельности (банкротстве) от 26.10.2002. Задачами данного закона являются:

1) исключение неплатежеспособных экономических субъектов путем полной ликвидации предприятия;

2) предоставление возможности добросовестным предприятиям улучшить свое положение под контролем Арбитражного суда и кредиторов.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается неспособным, если оно не смогло удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и выполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Под денежным обязательством принято принимать определенную сумму денежных средств, которую должник обязан уплатить кредитору.

Принцип неплатежеспособности - основной признак банкротства.

Под неплатежеспособностью понимается невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам.

Виды банкротства

Банкротство можно разделить на несколько видов (Таблица 1).

Таблица 1 – Виды банкротства и их краткое описание

Виды

Краткое описание

Реальное банкротство

Неспособность предприятия восстановить свою платежеспособность из-за реальных потерь капитала

Временное банкротство

Чаще всего оно вызвано ситуацией, когда актив превышает пассив, то есть скопилась очень большая сумма дебиторской задолженности, склады заполнены товаром.

При грамотном внешнем управлении можно оздоровить предприятие комплексом мер, подобранных с учетом анализа предприятия антикризисным (внешним) управляющим. Возможно, нужно перепрофилировать производство, провести ребрендинг, усовершенствовать маркетинговую политику предприятия с учетом потребности рынка.

Преднамеренное банкротство

Связано с умышленным созданием состояния неплатежеспособности предприятия его владельцами

Фиктивное банкротство

Ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения выгод предприятием, например, льготы по уплате финансовых обязательств.

Пути выхода из состояния банкротства.

Предприятие может выйти из состояния банкротства на любой стадии жизненного цикла [3].

На каждом этапе антикризисного управления существуют различные пути выхода из кризиса. Итак, рассмотрим этап внешнего управления.

Здесь возможны следующие меры по преодолению кризиса:

  • изменение структуры системы управления;
  • создание объединения, состоящего из совокупности предприятий, которые заинтересованы в активах должника;
  • распродажа оборудования, долей предприятия, акций;
  • сокращение издержек
  • заключение мирового договора с кредиторами.

Вот такие простые, на первый взгляд, меры необходимы для выхода предприятия из состояния банкротства. Для грамотных выводов внешнему управляющему необходимо детально изучить документы бухгалтерской отчетности, конкурентов данного предприятия, ну и, конечно, кредиторов.

Далее рассмотрим этап конкурсного производства.

Здесь возможны следующие меры по преодолению кризиса:

  • продажа имущества предприятия;
  • создание новой организационно-правовой нормы (их может быть несколько);
  • написание инвестиционного проекта, который позволит привлечь дополнительный капитал, который позволит рассчитаться с кредиторами и сделать предприятие конкурентоспособным [4].

Как показывает практика, успех компании [2], которая находится в состоянии банкротства на 90% зависит от компетентности арбитражного управляющего.

Список литературы:

1. Грабар А.А., Фокина О.В., Эль-Сибаи Н.М. Оценка экономической эффективности управления социальной инфраструктурой на уровне отрасли // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 738-741.

2. Катаева Н.Н. Выявление приоритетных направлений маркетинговых исследований для предприятия // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 1 (13). С. 55.

3. Катаева Н.Н. Влияние конфликтов на эффективность деятельности торговой фирмы // СМАЛЬТА. 2014. № 6. С. 15-17.

4. Созинова А.А. Подготовка сценария выхода предпринимательской структуры на новый рынок // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 96-100.

5. Сысолятин А.В. Стратегии маркетинга инноваций // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 4 (34). С. 83-85.

6. Фокина О.В., Тюфякова Е.С. Современные информационные технологии поддержки принятия управленческих решений в управлении маркетинговым бюджетом // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2 (52-2). С. 457-460.